Отражение древней иконописи в современном искусстве

Содержание

Слайд 2

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Представляю

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Представляю

вашему вниманию виртуальную экскурсию на тему
«Отражение древней иконописи в современном искусстве»
Слайд 3

Содержание: Икона «Спас Нерукотворный» Глазунов «Голгофа» Икона «Вход Господень в Иерусалим»

Содержание:
Икона «Спас Нерукотворный»
Глазунов «Голгофа»
Икона «Вход Господень в Иерусалим»
Нестеров «Вход Господень в

Иерусалим»
Икона «Симеон Верхотурский»
Нестеренко «Праведный Симеон Верхотурский»
Икона «Страшный суд»
Рыженко «Страшный суд»
Рублев «Троица»
Глазунов «Вечная Россия»
Вывод

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Слайд 4

На этом слайде вы можете видеть икону «Спас Нерукотворный», написанную в

На этом слайде вы можете видеть икону «Спас Нерукотворный», написанную в

XII веке. Эта новгородская икона находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы - Авгарем V Уккамой и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

На данной иконе присутствуют элементы стилизации, непропорциональность лица, глаза непропорционально большие, по сравнению с остальными частями лица, отсутствует реалистичность изображения. Элементы стилизации используются в волосах и на нимбе.

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Икона «Спас Нерукотворный»

Слайд 5

Картина Ильи Глазунова «Голгофа», написанная в 1983 году, повествует нам о

Картина Ильи Глазунова «Голгофа», написанная в 1983 году, повествует нам о

последних минутах жизни Христа. На этой работе мы видим что Он несет собственный крест, на котором его же и распнут. Христос Глазунова печален, одинок. Большие глаза полны мировой скорби. Алая кровь покорно скатывается по благородному лику мученика. Огромные столбы креста делят картину на части, открывая позади вид тревожного неба и стаи непричастных птиц.

Изображение Христа на картине разительно отличается от иконы тем, что в данном случае отсутствует всякая условность и стилизация.

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Илья Глазунов «Голгофа»

Слайд 6

Вход Госпо́день в Иерусали́м — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье предшествующее

Вход Госпо́день в Иерусали́м — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье предшествующее Пасхе, то есть в

шестое воскресенье Великого поста. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. В православии входит в число двунадесятых праздников.

Рассматривая иконографические каноны, можно обратить внимание на то, что здесь используется обратная перспектива, условность, искаженность форм.

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Икона «Вход Госпо́день в Иерусали́м»

Слайд 7

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Вход

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Вход

господень в Иерусалим. Василий Нестеренко. 1998 год. Холст, масло, 150х230 см. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя.

Работа Нестеренко выполнена в стиле реализма, на ней, как и положено видеть человеческому глазу присутствует прямая перспектива и воздушная перспектива.

Нестеренко «Вход Госпо́день в Иерусали́м»

Слайд 8

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Симеон

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Симеон

Верхотурский  — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных.
Симеон Верхотурский почитается как небесный покровитель уральской земли.
Эта икона девятнадцатого века, на которой изображён праведник в одежде синего цвета. В руках у него молитвенный свиток, фоном является его любимый край с прекрасной природой.
Икона написана стилизовано. Стилизованы волны, волосы, деревья и складки на одежде.

Икона «Симеон Верхотурский»

Слайд 9

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Нестеров

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Нестеров

М. В. Праведный Симеон Верхотурский, середина ХХ века 45×30 см., бумага, гуашь.
Картина была написана в ХХ веке. В это время Россия предпочитала атеистическое мышление. Религиозно-философские аспекты нестеровской живописи советского периода никогда не рассматривались специалистами. Обращаясь к послереволюционному творчеству художника, исследователи всё внимание сосредотачивали на портретах деятелей науки и культуры.

Нестеров М. В. «Праведный Симеон Верхотурский»

Слайд 10

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Данная

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Данная

икона интересна тем, что на ней происходит несколько событий одновременно. Во многих иконописных произведениях прослеживается такой прием.
Здесь мы видим сам сюжет суда, кара над грешниками и прибытие людей в небесное царство. В иконе используется много красного и черного цвета и в основном они используются в изображении преисподней. Красный здесь символизирует жертву, которые приносят грешники, за свои деяния, а черный – олицетворяет силы зла и саму преисподнию.

Икона «Страшный суд»

Слайд 11

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Несмотря

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Несмотря

на то, что картина выглядит темной, черный цвет в ней практически не используется, но темно – коричневые и синие цвета тоже привносят символизм картине.

Рыженко «Страшный суд». Холст, масло. 570×1200

Рыженко «Страшный суд»

Слайд 12

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Рублев

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Рублев

«Троица»

«Тро́ица» (также «Гостеприи́мство Авраа́ма») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.

Слайд 13

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Глазунов

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Глазунов

«Вечная Россия»

«Вечная Россия» («Сто веков») — картина И. С. Глазунова. Закончена автором в Москве в 1988 году. Первоначально называлась «Сто веков», позже была переименована в «Вечную Россию».

В картине используются образы разных русских икон, которые подчинены иконографическим канонам, образ каждой иконы выражен и тщательно проработан.

Слайд 14

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г Вывод

© Пьянкова И. С. ГБПОУ СО «СОПК» Екатеринбург 2019 г

Вывод

В

иконописной живописи древне Руси существовали различные каноны, к которым художники относились с уважением и тщательно старались следовать им, что бы передать тот или иной образ. В написании своих картин на религиозную тему, такие художники как: Глазунов, Рыженко, Нестеров и Нестеренко, так же постарались передать образы тех или иных святых, икон или сюжетов.