Патриотизм и гражданственность в общественно-политической культуре (ОПК)

Содержание

Слайд 2

1. Сущность, понятие и структура ОПК Вопрос об ОПК наиважнейший как

1. Сущность, понятие и структура ОПК

Вопрос об ОПК наиважнейший как в

общественной практике, так и в социально-гуманитарных науках, т.к. уже по определению «культура» очевидно, что он тесно связан с человеком.
Таким образом ОПК является одухотворяющим началом любого общественного действия или процесса. Невозможно добиться эффективных действий государства или институтов гражданского общества, если не сформирована соответствующая ОПК.
Слайд 3

«…развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели

«…развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели

правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от общественно-политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».
Так писали в своей известной книге “Гражданская культура” американские политологи Г.Алмонд и С.Верба (50-е гг ХХ в).
Слайд 4

Слайд 5

Но данное явление было известно и ранее. Впервые его употребил немецкий

Но данное явление было известно и ранее. Впервые его употребил немецкий

философ-просветитель XVIII века Иоганн Гердер в рамках исследований, посвященных национальному характеру. Категориальный статус понятие приобрело во второй половине ХХ в, благодаря двум факторам: изучение причин Второй мировой войны (сравнительное изучение политических систем. Почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву, из Америки в Азию – не работают вообще) и освобождение ряда стран от колониальной зависимости (искусственно насаждаемые институты и отношения перестали работать).
Слайд 6

Общественно-политическая культура есть совокупность психологических установок людей в отношении таких политических

Общественно-политическая культура есть совокупность психологических установок людей в отношении таких политических

объектов, как партии, правительства и конституции, - установок, выражающихся в политических позициях, убеждениях, символах и ценностях.
ОПК - качественное состояние политической жизни общества, характеризующее уровень развития политических институтов, в т. ч. качество взаимодействия субъектов политического процесса.
Слайд 7

Общественно-политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и деятельность

Общественно-политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и деятельность

их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни
Слайд 8

Точки зрения на сферу и границы ОПК различны, но в целом,

Точки зрения на сферу и границы ОПК различны, но в целом,

обобщая, можно утверждать, что она состоит из 3-х элементов:
Сфера общественно-политического сознания – проявляется на трех уровнях (когнитивном, аффективном и оценочном).
Слайд 9

2. Образцы общественно-политического поведения – не все в нашей жизни контролируется

2. Образцы общественно-политического поведения – не все в нашей жизни контролируется

сознанием;
3.Социокультурный опыт обеспечивают вхождение человека в общественную жизнь.
Сфера общественно-политического сознания включает 2 компонента: идеологический и психологический. Ценности патриотизма и гражданственности представлены в каждом из них. Например:
Слайд 10

- степень интереса человека к событиям, происходящих в стране и в

- степень интереса человека к событиям, происходящих в стране и в

мире;
- отношение к государству, его институтам, символам и лидерам;
- отношение к закону;
- отношение к другим участникам общественной жизни;
- готовность принять личное участие в общественно-политических событиях и связанные с этим ожидания и т.д.
Слайд 11

Общественно-политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Общество стремиться сформировать ее в

Общественно-политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Общество стремиться сформировать ее в

соответствии со своими представлениями, но базовые элементы патриотизм и гражданственность неизменны, т.к. именно они являются залогом духовной безопасности общества и государства. Поэтому ценности патриотизма используют практически все институты, формирующие ОПК:
Слайд 12

государство (разрабатывает основные параметры ОПК, т.е. государственно-национальную символику, законы, основы системы

государство (разрабатывает основные параметры ОПК, т.е. государственно-национальную символику, законы, основы системы

образования);
политические партии (которые в зависимости от идеологической принадлежности трактуют роль и место патриотизма и гражданственности в ценностной системе общества;
институт парламентаризма (именно он является процедурной основой гражданственности. Через систему парламентаризма гражданин доносит свои интересы до институтов власти.
СМИ часто выступают как средства массового манипулирования и формируют установки, мнения, стереотипы, определяющие сознание и поведение.
Слайд 13

Типология ОПК предложена Г.Алмондом и С.Вербой. Приходская (патриархальная) – человек имеет

Типология ОПК предложена Г.Алмондом и С.Вербой.
Приходская (патриархальная) – человек имеет смутные

представления об общественно-политической жизни и равнодушен к ней. Гражданственность не сформирована, гражданская компетентность не реализуется.
Подданическая – пассивное отношение к общественной жизни и к своим гражданским правам и обязанностям. Интерес только к практическим результатам деятельности власти
Культура политического учения – высокий уровень интереса к ОПК, активное участие в ней, хорошая информированность
Гражданская ОПК – сочетание 2 и 3. Баланс между активностью и пассивностью, между инструменталистскими и эмоциональными общественными ориентациями.
Слайд 14

«Налицо общественно-политическая активность, но она не столь высока, чтобы подорвать авторитет

«Налицо общественно-политическая активность, но она не столь высока, чтобы подорвать авторитет

правительства, налицо вовлеченность и преданность, но в умеренной степени, налицо и политические разногласия, но их держат под контролем».
Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура»
Слайд 15

2. Духовное пространство патриотизма - сферы существования и проявления феномена патриотизма

2. Духовное пространство патриотизма - сферы существования и проявления феномена патриотизма

в его бытийном, сакральном и потенциальном существовании.
Одной из важнейших составляющих осмысления духовного пространства патриотизма является историческая память, выполняющая интегральную функцию в сохранении для ныне живущих поколений глубинные, жизненно важные смыслы, символы, идеалы, образы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы.
Слайд 16

Н.А. Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал: «Завоевание

Н.А. Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал: «Завоевание

духовности – есть главная задача человеческой жизни». По мнению Бердяева, структура русской духовности складывается из целого набора ценностей, среди которых выделяются стремление к самосовершенствованию, социальная чувствительность, нравственный потенциал, ответственность. Этот ряд ценностей построен на важнейшем принципе человеческого общежития.
«Я признаю другого подобным и равным с собою, утверждая за ним то же самое значение, которое приписываю себе» В. Соловьев
Слайд 17

Условия формирования социокультурного пространства России: борьба за выживание и сохранение самобытности

Условия формирования социокультурного пространства России:
борьба за выживание и сохранение самобытности (нации,

государства);
очень сильное государство и крайний этатизм (Этатизм - убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты);
огромное влияние духовно-религиозного фактора, который преобладает над материальным;
срединное положение между Востоком и Западом.
Слайд 18

На данной основе формируется российский культурный архетип (архетип – первичный образ,

На данной основе формируется российский культурный архетип (архетип – первичный образ,

оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом).
Черты архетипа:
• равенство, обусловленное, в том числе общинностью;
• соборность, коллективизм;
• патриотизм и национальное чувство, соединяющие в одно неразрывное целое любовь к родине, народу и государству;
• солидарность.
Слайд 19

Выделяют ряд черт общественно-политической культуры: Резкая политизированность (склонность к бунту) –

Выделяют ряд черт общественно-политической культуры:
Резкая политизированность (склонность к бунту) – Политическая

апатия
Стремление к державности, патернализм – Стремление к анархии
Низкий уровень правовой культуры, неумение выражать свою политическую позицию – Политизация духовной сферы, стремление подойти к нравственности с религиозной позиции.
Слайд 20

Патриотизм, в этой связи, выступает формой интеграции, т.к. вырабатывает ценностные слагаемые

Патриотизм, в этой связи, выступает формой интеграции, т.к. вырабатывает ценностные слагаемые

российского менталитета:
1.духовности - самоотреченности, 2.государственничества - служения,
3. коллективизма - собор­ности,
4. мессианства(осознание своей особой роли и особой задачи в историческом развитии) - подвижничества.
Слайд 21

В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зре­ния на явление

В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зре­ния на явление

патриотизма как стержневого компонента, призванного служить объединению и упрочению российского общества и государства, идеи, способной сцемен­тировать здоровые гражданские силы на основаниях патриотизма.
Слайд 22

Поэтому сегодня, в условиях начала третьего тысячелетия, не­обходима выработка идеологических и

Поэтому сегодня, в условиях начала третьего тысячелетия, не­обходима выработка идеологических и

духовно-смысловых ориенти­ров самого феномена патриотизма, осознание державности как не­обходимого условия взаимосвязи в диаде: личность - агент государ­ственных интересов, а государство - гарант интересов личности.
Слайд 23

Духовными основами патриотизма гражданина России, живущего в сложных условиях нарастающей глобализации,

Духовными основами патриотизма гражданина России, живущего в сложных условиях нарастающей глобализации,

активизации межнациональных конфликтов, экономи­ческой нестабильности и социальных коллизий могут являться:
вера в возрождение России;
надежда на безопасность личности и общества;
любовь к своей малой и большой Родине.
Слайд 24

Домашнее задание на 28.10.2020 г. 1. Привести конкретные примеры символического выражения

Домашнее задание на 28.10.2020 г. 1. Привести конкретные примеры символического выражения патриотизма. 2.

Изучить программы российских политических партий, определить в них место патриотизма и гражданственности