Печальник земли русской. Сергий Радонежский

Содержание

Слайд 2

Се́ргий Ра́донежский Всея Руси чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314

Се́ргий Ра́донежский
Всея Руси чудотворец (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314

года — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, преподобный, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Слайд 3

Деятельность Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой

Деятельность

Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси

и возникновение русской духовной культуры. Заповедовал духовные наставления, в частности, его завещание всем людям Святой Русской земли «Любовью и единением спасёмся».
С древних времён почитался православным и старообрядцами исторической Руси как величайший подвижник Русской земли. Считается покровителем учащейся молодёжи
Слайд 4

Известен также как основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое

Известен также как основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое

идёт от Антония и Феодосия Печерских. С XV века почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником, печальником, молитвенником, небесным воеводой земли Русской.
Слайд 5

Приближение к богу Ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей стал поститься

Приближение к богу

Ещё до достижения двенадцатилетнего возраста Варфоломей стал поститься строгим

постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился, что послужило источником некоторых разногласий между сыном и матерью, которую беспокоили такие подвиги её сына. С семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась.

При плохом настроении Варфоломей уединялся на природе. И однажды Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял. Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Слайд 6

Принятие монашества и основание монастыря Ещё при жизни родителей Варфоломей захотел

Принятие монашества и основание монастыря

Ещё при жизни родителей Варфоломей захотел посвятить

себя монашеской жизни, а родители не возражали, но просили дождаться их смерти. Варфоломей ухаживал за родителями, пока они не постриглись в монахи.
Братья после долгих поисков «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», соорудили келью, а затем и небольшую церковь, которую братья, посовещавшись, решили освятить во имя Святой Троицы.
Слайд 7

Первые искушения и подвиги Возникали пред ним образы зверей и мерзких

Первые искушения и подвиги

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов.

Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся враги Его…”) Бесы исчезли.
Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Слайд 8

Принятие игуменства и «Общежитийной реформы» Сергий с 1354 года, получив необходимый

Принятие игуменства и «Общежитийной реформы»

Сергий с 1354 года, получив необходимый сан,

стал пресвитером и не первым игуменом основанного монастыря (первый — Митрофан).Посвятил его в сан управляющий делами Русской церкви епископ Владимиро-Волынский Афанасий.
Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
К периоду 1358—1376 годов в монастыре водится устав общежития — вместо устава скитского (особножительства). Происходит успешное введение во многих монастырях на всей Руси нового монастырского устава и киновии не только по образцу афонских монастырей, но и Свято-Троицкой обители Сергия, где общежитие появилось значительно ранее 1376 года.
Слайд 9

Проведение общежитийной реформы встретило активное противодействие: у части братии возникла мысль

Проведение общежитийной реформы встретило активное противодействие: у части братии возникла мысль

«яко не хотите Сергиева старейшинства». Свои права предъявил скрывавшийся в Троицкой обители Сергия от недругов после смерти Симеона Гордого его духовник старший брат Сергия Стефан, сторонник особножития: «И кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем?» (слова, изречённые, согласно «Житию», Стефаном).

Вследствие конфликта, не желая деления братии на «партии», Сергий покинул обитель, направился к глубоко почитаемому им Стефану Махрищскому, но смущённый тем, что Стефан сам преклонился перед Сергием и хотел передать ему свою обитель, удалился и основал небольшую обитель на реке Киржач (ныне Благовещенский монастырь)