Послание к Тимофею

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Послание к Тимофею (первое )

Послание к Тимофею (первое )

Слайд 4

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ 1. Сведения о святом апостоле Тимофее Тимофей,

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
К ТИМОФЕЮ
1. Сведения о святом апостоле Тимофее
Тимофей, ближайший ученик

и сотрудник апостола Павла, первый епископ Ефесский, был родом из г. Листры в Малой Азии.
Отец его был эллин, мать – благочестивая иудеянка, по имени Евникия, которая, вместе с бабушкой Лоидой, воспитала Тимофея в иудейской вере (Деяния 16,1-3; 2 Тим.1,5).
Слайд 5

Слайд 6

Ап. Павлом семья была обращена в христианство (Деяния 14,6-21). Во второе

Ап. Павлом семья была обращена в христианство (Деяния 14,6-21).
Во

второе путешествие апостол Павел, по совету тамошних христиан, пожелал взять Тимофея для совместных апостольских трудов. Но ради снискания доверия иудеев и тем самым для успеха проповеди среди них апостол Павел совершил над ним обрезание (Деян. 16,3). С тех пор Тимофей сделался неотлучным спутником апостола Павла, разделяя с ним не только труды и славу апостольства, но и узы, заточения и многочисленныe страдания.
Слайд 7

По освобождении из римских уз в 64 году апостол Павел посетил

По освобождении из римских уз в 64 году апостол Павел посетил

ранее основанные им Церкви. Около 65 года он посетил Ефес, где рукоположил Тимофея во епископа Ефесского. Во время повторного заточения в Риме, предчувствуя скорую кончину, Павел просил Тимофея прийти к нему на последнее свидание (2 Тим. 4,8-9).
Вероятно, Тимофей стал свидетелем мученической кончины своего учителя.
Из Церковного Предания известно, что и сам Тимофей запечатлел свое 15-летнее епископское служение мученической кончиной в Ефесе.
Слайд 8

2. Повод к написанию послания Отойдя в Македонию, апостол Павел оставил

2. Повод к написанию послания
Отойдя в Македонию, апостол Павел оставил в

Ефесе молодого епископа Тимофея, надеясь скоро вернуться туда (3,14; 4-13). По его отшествии усилилась деятельность лжеучителей, угрожавших разложить Церковь изнутри. Тимофею пришлось столкнуться с еретиками, учение которых возникло на почве иудео-эллинских представлений, вылившихся во II-III вв. в гностицизм.
Слайд 9

Они не признавали божественного достоинства Христа и Его воплощения, отвергали воскресение

Они не признавали божественного достоинства Христа и Его воплощения, отвергали воскресение

мертвых, лицемерно вели аскетический образ жизни, считали плоть началом зла в мире, с презрением смотрели на брачную жизнь.
Свои отвлеченные умозрения они облекали в одежду мифологических вымыслов: «занимались баснями и родословиями бесконечными», низводя Христа до уровня одного из бесчисленных эонов, – вечных божественных сущностей, проистекающих из лона Божества.
Слайд 10

Против этих еретиков апостол восставал, когда писал послания к Ефесянам, Колоссянам,

Против этих еретиков апостол восставал, когда писал послания к Ефесянам, Колоссянам,

против них восстал он и теперь, когда узнал, что они действуют в Ефесе.
Цель послания - разоблачить лжеучение, преподать ряд вероучительных истин о Церкви, ее иерархическом устройстве, а также преподать целый рад правил пастырского служения, в чем и заключается непреходящее значение всех пастырских посланий апостола и для современного пастыря.
Написано послание около 65 года из Македонии.
Слайд 11

Разделение и содержание послания 1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1

Разделение и содержание послания
1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 глава)
После

краткого апостольского приветствия апостол Павел напоминает Тимофею, «истинному сыну в вере» (1,2), о пастырском долге хранения веры от лжеучителей: «увещать некоторых, чтобы они не учили иному» (1,3), т.е. тех, кто любит заниматься «баснями и родословиями бесконечными» (1,4), что было свойственно как язычникам, рассуждавшим о рождении своих богов, так и иудеям, гордившимся своими родословиями.
Слайд 12

Ап. Павел признает за Моисеевым законом его относительное значение: он полезен

Ап. Павел признает за Моисеевым законом его относительное значение: он полезен

для обуздания грешников, которые только и могут сдерживаться внешним предписанием.
Для «праведников же» (1,9), т.е. для оправданных и уверовавших во Христа – Искупителя, он бесполезен, так как они руководствуются высшим велением: воспринятой ими благодатью Духа Святого и чистой совестью.
Живущий во Христе и без принуждения закона живет по закону.
Слайд 13

Центром вероучительных наставлении пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе


Центром вероучительных наставлении пастыря должно быть раскрытие спасения грешников во Христе

(1,15).
Суть этого спасения заключается в принятии верой искупительного подвига Христа, в признании Его своим Искупителем и Спасителем.
Апостол Павел не стыдится привести в пример свое обращение от неверия к вере во Христа через чудесное призвание, чтобы тем убедительнее показать милосердие и долготерпение Божие (1,16; Деяния 9,1–8).
Слайд 14

2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2, 1-3, 13) а) О

2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2, 1-3, 13)
а) О церковной

молитве (2,1-8)
Апостол Павел преподает Тимофею и всем пастырям главнейшую заповедь: «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (2,1-2), т.е. совершать всякого рода молитвы: просительные, благодарственные, причем не только о себе и единоверцах, но и за языческие власти.
Слайд 15

Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах, как врагах государства, устраняется

Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах, как врагах государства, устраняется

повод к ожесточению против них и для христиан становится возможным проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (2,2). Сами враги христианства становятся лучше через молитву о них. Молитва за врагов есть выражение самой сущности христианства, ибо Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (2,4).
Слайд 16

б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (2,9-15) Наставляя

б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (2,9-15)
Наставляя Тимофея

как епископа Церкви, апостол Павел, среди прочего, касается также вопроса о женском служении. Вопрос этот рассматривается со стороны:
1) нравственного поведения женщин;
2) их иерархического служения.
Слайд 17

1) Со стороны нравственного поведения женщинам заповедуется не увлекаться дорогими украшениями,

1) Со стороны нравственного поведения женщинам заповедуется не увлекаться дорогими украшениями,

нарядами и модными прическами, так как это свидетельствует о внутренней пустоте и суетности жизни, но украшать себя скромностью, смиренномудрием и «добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (2,9-10, см. 1 Петр.3,3-4).
Слайд 18

2) Что касается роли женщин в церковных собраниях, то им позволяется

2) Что касается роли женщин в церковных собраниях, то им позволяется участвовать

в общественных молитвах, но запрещается участие в иерархическом служении: «Жена да учится в безмолвии..., а учить жене не позволяю» (2,11-12). Не позволяется ей также превышать свою власть над мужем. Основания такого подчиненного положения женщин, по апостолу Павлу, следующие:
Слайд 19

- историческое: прежде создан Богом Адам, потом Ева, и не Адам

- историческое: прежде создан Богом Адам, потом Ева, и не Адам для

Евы, но Ева для Адама (Быт.2,7,18,22; 1 Кор.2,9; 1 Тим.2,13).
- онтологическое (природное): жена (Ева) происходила от плоти и кости своего мужа Адама (Быт.2,23); она же ввела мужа в преступление (Быт.3,6,12, 1 Тим.2,14). «Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и апостол сказал: «да не учит» (Златоуст).
Слайд 20

- иерархическое: по учению апостола Павла, иерархия супружеская есть отражение иерархии

- иерархическое: по учению апостола Павла, иерархия супружеская есть отражение иерархии церковной.

Как Христос есть Глава Церкви, а Церковь – Тело Его, во всем Ему послушна, так и муж есть глава жены, которая во всем ему повинуется (Еф.5,24,32).
В возмещение этой подчиненности на женщину возлагается почетнейшая обязанность материнства и воспитания детей в вере и благочестии. Этим она участвует в Богочеловеческом акте приведения новых чад в Церковь, что и принесет ей спасение (2,15). Конечно, не запрещено женщине любое общественное нецерковное служение.
Слайд 21

3. О Церковной иерархии (3,1-13) Осветив сущность общественного служения пастыря Церкви,

3. О Церковной иерархии (3,1-13)
Осветив сущность общественного служения пастыря Церкви, апостол

Павел переходит теперь к лицам, осуществляющим это служение.
У апостола Павла довольно часто упоминается трехстепенная иерархия: епископы, пресвитеры, диаконы. Упоминается также служение диаконисс.
Слайд 22

Под епископами ап. Павел разумеет и пресвитеров, т.к. терминологического различия между

Под епископами ап. Павел разумеет и пресвитеров, т.к. терминологического различия между

ними в апостольское время не было – это были синонимы, как в настоящее время под «священством» можно подразумевать и пресвитерство, и епископство. Но различие в функциях существовало.
Апостол Павел называет желание епископства «добрым делом» (3,1), потому что это желание выражает стремление человека к служению Церкви, высокому и трудному, которое тогда было часто связано с мученичеством.
Слайд 23

Нравственные качества, предъявляемые к священному служению, одинаково возвышенны и строги. Епископ

Нравственные качества, предъявляемые к священному служению, одинаково возвышенны и строги. Епископ

должен быть непорочен, не двоеженец («одной жены муж» 3,2,12). Хотя апостол Павел хотел всех видеть «как он», т.е. неженатыми, но в то время таких просто было очень мало.
С развитием стремления к безбрачной жизни стали избирать епископов из монахов.
VI Вселенский Собор (680 г.) закрепил это каноническим постановлением, осудив одновременно практику Римской Церкви не допускать к пресвитерскому и диаконскому служению женатых.
Слайд 24

Далее перечисляется целый ряд качеств, которыми должен обладать служитель Церкви: трезвенность,

Далее перечисляется целый ряд качеств, которыми должен обладать служитель Церкви: трезвенность,

т.е. духовная рассудительность; целомудрие, благоговение перед Богом, чистота совести, учительность, страннолюбие, умелое управление своим домом, т.е. малой домашней церковью (3,2-4). Из отрицательных качеств апостол отметил лишь наиболее недопустимые: «не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив... не сребролюбив» (3,3).
Слайд 25

Пастырь «не должен быть из новообращенных в веру, чтобы не возгордиться»

Пастырь «не должен быть из новообращенных в веру, чтобы не возгордиться»

(3,6). Он должен иметь хорошую репутацию «от внешних», т.е. неверующих: высоконравственные люди, как правило, уважаемы всеми (3,7).
В отношении диаконисс Апостол добавляет лишь те качества, которые наиболее нарушались диакониссами в связи со спецификой их особого служения: «не клеветницы, трезвы, верны во всем» (3,11).
Диакониссы разносили по домам причастие, заботились о столах, служили при крешении, миропомазании женщин; они и сейчас существуют в роли псаломщиц, но с меньшими полномочиями (см. 5,9).
Слайд 26

4. Общие наставления пастырям а) О лжеучителях «последнего времени» (4, 1-10)

4. Общие наставления пастырям
а) О лжеучителях «последнего времени» (4, 1-10)
Апостол Павел,

указывая на откровение от Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира «последнего времени»: отступление от веры, «внимая духом обольстителям и учениям бесовским» (4,1). «Последнее время» не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира, - оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский.
Слайд 27

Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые

Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые

под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека (4,3).
Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их «сожженными в своей совести» (4,2), наподобие того, как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений.
Слайд 28

Пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии

Пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии

(4,7), питаясь «словами веры и добрым учением» (4,6). «Баснями» (μυθοζ) апостол называет языческие верования, облекшиеся в христианские термины.
«Телесное упражнение», которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие – полезны лишь в том случае, если способствуют благочестию – истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что «имеет обетование жизни настоящей и будущей» (4 8).
Слайд 29

в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (4,2-16) Апостол Павел

в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (4,2-16)
Апостол Павел заповедует

Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (4,12 – слова на иерейском кресте).
Далее апостол дает очень важное наставление Тимофею, а в его лице и всем пастырям, - наставление возгревать благодатный дар пастырства: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (4,14).
Слайд 30

О природе христианского пастырства: 1) Оно есть особое «дарование» – χαρισμα,

О природе христианского пастырства:
1) Оно есть особое «дарование» – χαρισμα, т.e. особый

дар Святого Духа, испрашивается молитвой и хранится молитвой. Во Втором послании к Тимофею апостол призывает «возгревать», т.е. поддерживать горящим этот дар Духа (1,6).
2) Этот дар сообщается «по пророчеству» – δια Προφητειαζ, т.е. по избранию Духа Святого, промыслительно устрояющего жизнь человека, приводящего его к прилитию благодати священства (см.1,18).
Слайд 31

3) видимым знаком, посредством которого сообщается этот дар, является «возложение рук

3) видимым знаком, посредством которого сообщается этот дар, является «возложение рук

священства».
Тимофей сподобился епископской благодати через преемственное рукоположение от самого апостола Павла с участием и других епископов, названных здесь «священством» (του πρεσβυτεριου) в смысле старейшинства (Блаженный Феодорит, Златоуст, Феофан).
Слайд 32

5. Наставления Тимофею относительно церковного управления (глава 5) а) Отношения к

5. Наставления Тимофею относительно церковного управления (глава 5)
а) Отношения к старцам,

старицам и вдовам (5,1-16)
Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей, молодых, как сестер, со всякою чистотою» (5,1-2).
Слайд 33

Из беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение: уход за больными,

Из беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение: уход за больными,

служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет (5,9). Они вносились в список лиц, которые состояли на содержании общины (5,16).
Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов.
Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам (5,14).
Слайд 34

б) Оказание чести пресвитерам; суд над ними (5,17-25) Особую заботу апостол

б) Оказание чести пресвитерам; суд над ними (5,17-25)
Особую заботу апостол Павел

внушает проявлять к пресвитерам, так как им дано право «вязать и решать» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Bт.15,4) и «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лк.10,7).
Слайд 35

Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера

Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера

не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим.5,19). Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» (5,20). Говоря об избрании пресвитеров, апостол заповедует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (5,22).
Слайд 36

в) Обличение богатых (6,17-21) Тимофею, как пастырю душ людских, апостол заповедует

в) Обличение богатых (6,17-21)
Тимофею, как пастырю душ людских, апостол заповедует не

лицемерить перед богатыми и сильными мира сего, но «увещевать», чтобы они «не высоко думали о себе» (6,17), т.е. возгордились своим богатством – или материальным, или богатыми способностями и дарованиями. Так возгордился диавол, почувствовав богатство полученных от Бога духовных даров.
Слайд 37

Надеяться надо «на Бога живаго», дающего нам все обильно для совершения

Надеяться надо «на Бога живаго», дающего нам все обильно для совершения

добрых дел, чтобы богатые других благодетельствовали и тем самым собирали себе «сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (6,18-19).
Послание заканчивается напоминанием пастырям твердо хранить предание и отвращаться «лжеименного знания» (6,20), отвлекающего от истинной и спасительной веры.
Слайд 38

Послание к Тимофею (второе )

Послание к Тимофею (второе )

Слайд 39

Слайд 40

1. Повод и цель написания послания Из послания видно, что оно

1. Повод и цель написания послания
Из послания видно, что оно написано

апостолом Павлом в предчувствии скорой кончины: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (4,6). Тяжело было апостолу оставлять великие дела проповеди, переживать одиночество заключения. Только святой Лука смягчал его скорбь. Эти тяжелые обстоятельства жизни апостола Павла и были поводом к написанию послания.
Слайд 41

Целью написания послания было желание апостола преподать ряд общих правил и

Целью написания послания было желание апостола преподать ряд общих правил и

наставлений для пастырского служения, желание воодушевить Тимофея к неослабному бодрствованию, ограждая паству от ересей и соблазнов мира, надвигающихся на Церковь; призвать к мужественному перенесению скорбей за истину Евангелия.
Слайд 42

2. Время и место написания послания Послание написано несомненно из римских

2. Время и место написания послания
Послание написано несомненно из римских уз,

когда положение апостола было особенно тяжелым (1,12; 1,15; 2,9; 4,6). Послание, следовательно, написано из Рима, в 66 или 67 году.
Слайд 43

Разделение и анализ содержания послания Увещания возгревать дар епископского служения (1,

Разделение и анализ содержания послания
Увещания возгревать дар епископского служения (1, 6-18)
2.

Увещание к твердому стоянию в вере (2,1-26)
Проповедник есть «воин Христов», поэтому, как воин, должен смело переносить страдания за Христа (2,3), не связывать себя делами житейскими (2,4). Не вступать в словопрения с еретиками, потому что «слово их, как рак, будет распространяться» (2,14-17). Как избавиться от раковой опухоли можно только одним способом – отрезать больную часть от здорового организма, так и от еретиков надо удаляться.
Слайд 44

3. О последних тяжких временах (3,1-4,5) «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды,

3. О последних тяжких временах (3,1-4,5)
«Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны»

(3,2). На первом месте среди зол будущего апостол поставил самолюбие. Самым «льстивым исчадием самолюбия и самым широким в приложении» пороком является сластолюбие. Сластолюбец не только в плотской жизни делает только то, что рождено его сластолюбием, но даже и в духовной: «даже в Божеских вещах ходит в церковь, не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают Божеские порядки и законы» (Феофан Затворник).
Слайд 45

б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (3,10-17) Этим и

б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (3,10-17)
Этим и отличается

истинное учение от ложного: ложь всегда ищет себе удовольствия, а истина находится в тесноте гонений и преследований. Страдания за истину есть как бы неизбежный удел праведников: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (3,12). Не надо смущаться временным уничижением христиан. Настоящее время есть время борьбы, а, значит, и скорбей. Время возмездия и покоя наступит после (3,13).
Слайд 46

в) Призыв к непрестанной проповеди (4,1-5) «Проповедуй слово, настой во время

в) Призыв к непрестанной проповеди (4,1-5)
«Проповедуй слово, настой во время и

не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
4. Заключение (4,6-22)
Предчувствуя свою близкую кончину (4,6), апостол Павел подводит итог своей жизни, воодушевляя тем самым и Тимофея к твердости в вере: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».
Слайд 47

Все земное стяжание апостола составляют плащ (фелонь) и кожаные книги, которые

Все земное стяжание апостола составляют плащ (фелонь) и кожаные книги, которые

еще нужны ему для служения (4,13), но у Господа приготовлен уже венец нетленный, ради которого ни во что вменил он все сокровища мира (Фил. 3,7-11). К подражанию такому «доброму подвигу» призывает апостол Павел Тимофея, а в его лице и всех христиан, особенно пастырей.