Великие Каппадокийцы. Григорий Нисский (ок. 335-394 годов)

Содержание

Слайд 2

Жизненный путь Святитель Григорий, епископ Нисский, – одна из крупнейших личностей

Жизненный путь

Святитель Григорий, епископ Нисский, – одна из крупнейших личностей святоотеческого

периода
Св. Григорий Нисский был младшим братом великого Василия
О молодости св. Григория почти ничего не известно. Предположительно можно его рождение отнести к 332-335 гг.
Учился Григорий, по-видимому, только на родине, – вероятно в Кесарии. Сам он называл брата Василия своим учителем и с особым благоговением говорил о нем впоследствии, равняя его сапостолами и пророками, – только по времени он после апостолов...
Григорий учился у Василия только риторике
Слайд 3

Кроме брата в числе своих наставников Григорий называет сестру Макрину, и

Кроме брата в числе своих наставников Григорий называет сестру Макрину, и

ей также посвящает благодарные воспоминания
В родительском доме св. Григорий был окружен атмосферой аскетической и вместе высококультурной
Известно также, что он был женат
О подробностях его образовательнаго пути трудно сказать что-нибудь определенное
уже принявший звание чтеца, зачисленный в клир, он делается учителем красноречия, увлекается изучением языческой литературы
Это вызвало смущение: «Что с собой сделалось, мудрый муж? – писал ему с дружеским укором св. Григорий Богослов
Слайд 4

Влияние Оригена на свт. Григория К этому же времени, вероятно, относятся

Влияние Оригена на свт. Григория

К этому же времени, вероятно, относятся его

усиленные занятия внешней философией и затем изучение Оригена
Ориген во всяком случае оказал на Григория исключительно сильное влияние
Во многом св. Григорий навсегда остался оригенистом
Кроме Оригена оказали на Григория влияние Филон и Феогност. Отчасти этот оригенизм был умерен влиянием св. Василия
Слайд 5

Под семейным влиянием св. Григорий вернулся к церковному служению И хотя

Под семейным влиянием св. Григорий вернулся к церковному служению
И хотя вступил

в брак, проводил жизнь девственную и аскетическую, — одно время, по-видимому, в монастыре св. Василия на берегах Ириса
Григорий не имел житейской опытности в управлении епископской кафедрой, но при этом и обнаружил склонность к занятиям богословием
В 372 г. (или 371 г.) свт. Василий посвятил его в епископы городка Ниссы, для борьбы с арианством
Слайд 6

В борьбе с ересями Григорий помогал брату не как деятель, но

В борьбе с ересями Григорий помогал брату не как деятель, но

как писатель и богослов
Догматическая борьба навлекла на него преследования
Его призвали на суд в Галатию,но Григорий бежал из под стражи 375 году
В 376 г. он был осужден заочно и низложен по обвинению в растрате и в незаконном посвящении
Три года он провел в изгнании, только в 379 г., со смертью Валента вернулся к своей пастве и был встречен с радостью
Слайд 7

Вскоре затем скончался Василий и спустя короткое время сестра Макрина. Для

Вскоре затем скончался Василий и спустя короткое время сестра Макрина. Для

Григория это было тяжелым ударом
Св. Григорий почувствовал себя преемником своего велико го брата и прежде всего взялся за его неоконченные литературные труды, – за Шестоднев и за полемику с Евномием
Друзья признали его достоинство. Антиохийский собор 146 отцов в 379 г. дал ему поручение обозреть Аравийские Церкви, так как были известия, что там распространились нечистые верования и обычаи
тогда же он посетил и Святую Землю
Слайд 8

Впечатления от посещения Иерусалима Нравственное состояние палестинской паствы, долгие годы лишенной

Впечатления от посещения Иерусалима

Нравственное состояние палестинской паствы, долгие годы лишенной пастыря

(св. Кирилл 13 лет пробыл в ссылке), было очень расстроенным
Св. Григорию пришлось здесь сталкиваться и бороться с Аполлинаризмом
Из Св. Земли он вынес тяжелые воспоминания и не одобрял обычая паломничать туда, особенно у женщин
В Палестине изобилует грех и всякое нечестие...
Но Григорий указываег и другую причину: «зачем стараться делать то, что не делает ни блаженным, ни к Царствию небесному близким»? Ведь Господь не заповедывал путешествия в Иерусалим, как доброго дела...
«Да и что большого получит тот, кто побывает в этих местах, – точно Господь доселе телесно в них обитает, а от нас удалился, или будто Дух святой обитает среди иерусалимлян, а к нам не может прийти...
Слайд 9

Второй Вселенский Собор (381г.) В 381 г. св. Григорий присутствовал на

Второй Вселенский Собор (381г.)

В 381 г. св. Григорий присутствовал на 2-ом

Вселенском Соборе
Его догматические труды определили его влиятельность на Соборе
В императорском эдикте 30-го июля 381 года св. Григорий был включен в число тех епископов, общение с которыми обязательно для признания православным
В 382 и 383 гг. он снова был в Константинополе на соборах и продолжал борьбу с арианами
В 394 г. он снова был на соборе по делам Аравийских церквей. Это последнее известие о его жизни. Вероятно, вскоре он и скончался
Слайд 10

Значение свт. Григория Современники видели в св. Григории великого защитника православия

Значение свт. Григория

Современники видели в св. Григории великого защитника православия против

ариан и аполлинаристов – «столп православия», «отца отцов»
Позже, в эпоху оригенистических споров стали спорить и о Григории
За св. Григорием виделся образ Оригена. И в богословии Григория различалось школьное предание и церковное свидетельство. Оригеновское у него отвергалось, но его не винили за Оригена
При определении круга «избранных отцов» он оставлен был в стороне
Его прямое влияние упало. Впрочем и VII Вселенский Собор называл Григория – «отцом отцов»
Слайд 11

Уже авва Варсонофий выразил общий принцип для их оценки. «Святые, сделавшись

Уже авва Варсонофий выразил общий принцип для их оценки. «Святые, сделавшись

учителями, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы он открыл им относительно первых их учителей, Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов. Не вопросил Бога, истинно ли сие».
Слайд 12

Труды Св. Григорий не построил богословской системы; и вместе с тем

Труды

Св. Григорий не построил богословской системы; и вместе с тем по

своему духовному типу он был более других отцов систематиком
Схема его богословских воззрений определилась под влиянием Оригена. Нельзя отрицать так же и прямого влияния неоплатонической проблематики
В своих творениях св. Григорий Нисский охватывает весь круг богословских тем
При этом нужно различать его творения, писанные по полемическим обстоятельствами времени, и те, в которых он положительно раскрывал привлекавшие лично его темы
Слайд 13

Экзегетические труды Как экзегет Григорий Нисский продолжил труды св. Василия, с

Экзегетические труды

Как экзегет Григорий Нисский продолжил труды св. Василия, с другой

стороны, – заново перерабатывал темы Оригеновской экзегетики
К первому разряду относятся два трактата, дополнительных к «Шестодневу», – об «устроении человека» и «о Шестодневе, слово защитительное брату Петру»
Здесь св. Григорий держится библейского текста, не вдается в аллегорезу
Эти труды составлены вскоре после кончины св. Василия (379 г.)
Слайд 14

Аллегорический метод Вслед за Василием Великим св. Григорий опирается здесь (как

Аллегорический метод

Вслед за Василием Великим св. Григорий опирается здесь (как и

в других творениях) на философскую традицию, – он широко воспользовался комментариями к Платонову Тимею, – прежде всего Посидония
Остальные экзегетические труды Григория относятся к более позднему времени и в них он является односторонним аллегористом
В них во всех есть и единая тема, – о богопознании и о нравственно-аскетическом пути человека. Всего важнее трактат «О жизни Моисея Законодателя», составленный под сильным влиянием Филона, и комментарий на книгу Песнь Песней, в котором он следует за Оригеном
Во введении к этому комментарию, посвященному Олимпиаде, Григорий защищает аллегорический метод
Слайд 15

Комментарии на Ветхий Завет В Песне Песней он видит таинственное предизображение

Комментарии на Ветхий Завет

В Песне Песней он видит таинственное предизображение духовнаго

брака души человеческой и Церкви с превожделенным Женихом небесным, – Христом
В «Точном истолковании Экклезиаста Соломонова» св. Григорий говорит об отрешении от чувственнаго и восхождении к сверхчувственному
Характерно, что для толкования он выбирает преимущественно ветхозаветные тексты
Из Новаго Завета он объяснял только Блаженства и Молитву Господню
Слайд 16

Против ариан Среди полемических произведений св. Григория прежде всего нужно назвать

Против ариан

Среди полемических произведений св. Григория прежде всего нужно назвать его

книги Против Евномия, числом 12 (по другому счету 13), — это подробный разбор возражений Евномия на книги св. Василия, – сюда включен разбор позднейшего исповедания, представленнаго Евномием императору Феодосию в 383 г.
Написаны эти «возражающия слова» в 380 и 381 гг. Разбирая аномейскую доктрину, Григорий вместе с тем раскрывает учение св. Василия о Троице. На ту же тему написано объяснительное послание «К Авлавию о том, что не три Бога». — «Против Аполлинария»
Слайд 17

Аскетизм и учение о нравственности Темам нравственным и аскетическим посвящен большой

Аскетизм и учение о нравственности

Темам нравственным и аскетическим посвящен большой

трактат «О девстве или о совершенстве», написанный в ранние годы, и ряд небольших рассуждений: К Гармонию о том, что значит имя и название христианина, О совершенстве и О том каким должно быть монаху, к Олимпию монаху, О цели жизни по Богу... Особенно ярко аскетический идеал выражен св. Григорием в его письме «О жизни Макрины», — написано вскоре после ее кончины, в 380 г.
Слайд 18

Против аполлинаризма Св. Григорий имеет в виду не только учение самого

Против аполлинаризма

Св. Григорий имеет в виду не только учение самого Аполлинария,

но и вульгарный аполлинаризм, с ним уже не вполне совпадавший
Кратко о том же он говорит в послании Феофилу Александрийскому, – Против Аполлинария. – Нужно еще отметить «Слово о Духе Святом, против Македониан Духоборов». Приписываемое св. Григорию «Слово против Ария и Савелия» ему не принадлежит. М. б., – Василию Великому
В положительной форме, хотя с учетом еретических соблазнов, св. Григорий изложил основные догматы в своем «Большом Катехизисе», составленном не позже 385 года. Он предназначен в руководство для огласителей
Слайд 19

О вере На основании Писания и доводов разума св. Григорий объясняет

О вере

На основании Писания и доводов разума св. Григорий объясняет здесь

учение о вере, о святой Троице, о воплощении, искуплении, о таинствах, – крещении, и Евхаристии, о последней судьбе
Положительный догматический характер имеет ряд небольших трактатов – О св. Троице, к Евстафию Севастийскому, – послание к Симпликию, «О вере», где изложено учение о Божестве Слова и Духа, – «К эллинам, – на основании общих понятий...»
Особого внимания заслуживает «Диалог о душе и воскресении», написанный под несомненным влиянием Платоновскаго «Федона»
Слайд 20

Проповеди Проповедей от св. Григория осталось немного. Среди них наиболее интересны

Проповеди

Проповедей от св. Григория осталось немного. Среди них наиболее интересны слова

в великие праздники, – на Рождество, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, слова поминальные, – о св. Стефане, о мученике Феодорите, о Сорока мучениках Севастийских, О Ефреме Сирине, особенно о Григории Чудотворце, – слова надгробные о св. Василии, о Мелетии Антиохийском
Слайд 21

Письма свт. Григория Наконец, нужно назвать письма, – числом 26 Большинство

Письма свт. Григория

Наконец, нужно назвать письма, – числом 26
Большинство из них

имеют личный и биографический интерес. Особо нужно отметить письмо II-ое – о путешествующих в Иерусалим
Сверх того нужно назвать каноническое послание к Литоию епископу Мелитийекому, содержащее 8 правил, включенных в Кормчую и в Книгу Правил
Слайд 22

Богословские взгляды св. Григория Нисского Учение о Святой Троице и о

Богословские взгляды св. Григория Нисского

Учение о Святой Троице и о Христе

Сочинения «Против Евномия» и «К Авлавию» представляют собой полемику против арианства. В этой полемике святой Григорий, как и другие отцы-каппадокийцы, стремился показать, что никейский термин «единосущный», ομοούσιος, не подразумевал модализма, в чем его подозревали многие восточные богословы
Чтобы опровергнуть упреки в модализме, каппадокийцы особенно подчеркивали различия ипостасей Отца, Сына и Духа
Бог каппадокийцев – не «Бог философов и ученых» (Паскаль): вся их система зиждилась на вере, которая провозглашала Иисуса Христа личным Богом. С философской точки зрения их, естественно, упрекали в тритеизме, «троебожии» – отсюда и заглавие книги Григория Нисского «О том, что не три Бога»
Слайд 23

Учение о сотворении мира Греческой философии, а в особенности платонизму, была

Учение о сотворении мира

Греческой философии, а в особенности платонизму, была чужда

идея о Боге-Творце. Все существующее существует вечно, а бог-демиург занимается лишь установлением порядка. В то время как в платонизме центральное место отводилось вечности идей, в учении Аристотеля утверждалась вечность материи. Бог греческих философов всецело укладывался в категории человеческого разума
В учении Оригена эта идея трансформировалась следующим образом: Бог – вечный творец, никогда не бывший в бездействии. Он от века сотворил так называемые разумные твари (разумы, интеллекты). Для платоника Оригена интеллект представлялся единственно достойным объектом творения
Слайд 24

Несмотря на свое уважение к Оригену как первому христианскому философу, Григорий

Несмотря на свое уважение к Оригену как первому христианскому философу, Григорий

Нисский не MOI согласиться с ним в понимании Творения. Одна из новных библейских идей, идея Бога как Творца, несводима к категориям греческой философии. Библейской мысли чуждо понятие о соприродности Бога и твари
Все же он не отвергает платонизм до конца: в акте творения Бог сотворил все потенциально, способным меняться и развиваться, а Сам теперь «промышляет» о сотворенном
Этот святоотеческий «платонизм» показывает, что понимание творения отцами не противоречит принципу эволюции. Теория эволюции как раз и объясняет пути развития органического мира, хотя, особенно в свете новейших данных, она неспособна к полному объяснению жизненного принципа как такового.
Детали библейского рассказа о шести днях творения святой Григорий (как и его брат Василий) понимал иносказательно
Слайд 25

Учение о человеке Обсуждая природу человека, Григорий Нисский прежде всего настаивал

Учение о человеке

Обсуждая природу человека, Григорий Нисский прежде всего настаивал на

превосходстве человека перед остальным творением: человек – вершина, венец творения, царь и господин всего
Идея эта сродни греческому пониманию человека как микрокосма
Григорий также соглашался с тем, что человек заключает в себе все сущее. Но в отличие от греческих философов, он считает самым важным в человеке то, что он создан «по образу и подобию Божию»
В этом – теоцентричность антропологии святого Григория Нисского
Слайд 26

Учение о спасении Наш мир, наше в нем существование в том

Учение о спасении

Наш мир, наше в нем существование в том виде,

в котором мы их обнаруживаем сейчас, не таковы, какими их задумал Бог. Причина этого заключается в грехопадении
По поводу вопроса о происхождении зла все отцы; Церкви единодушно соглашались в том, что Бог зла; не творил
Говоря метафизически, зла как такового не существует
Зло – это отрицание добра
Вслед за Платоном отцы описывали зло как болезнь или слепоту
Слайд 27

Такое чисто отрицательное определение зла как не добра, как отхода от

Такое чисто отрицательное определение зла как не добра, как отхода от

добра особенно подчеркивалось в контексте полемики с манихеями и другими дуалистами
Правильное в философском отношении, оно, конечно, недостаточно отражало динамическую силу зла, олицетворяемую в Священном Писании личностью сатаны, падшего ангела, роль которого хорошо понималась отцами Церкви в их учении о грехопадении и искуплении человека
Сотворенный по образу и подобию Божию, наделенный абсолютной свободой и способностью к самоопределению, не связанный никакой внешней необходимостью — вот каким описывают святые отцы Адама до грехопадения