Культура как фактор развития общества

Содержание

Слайд 2

Основы государственной культурной политики Российской Федерации Культура как фактор развития общества

Основы государственной культурной политики Российской Федерации

Культура как фактор развития общества
План:
1. Теоретические

подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
2. Социокультурная система в условиях рыночных отношений
3. Общественное благо и его полезный эффект
4. Формы государственного регулирования в сфере культуры
Слайд 3

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Возрастание внимания

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Возрастание внимания к

сфере культуры, культурной политике и управлению в социокультурной сфере – общемировой тренд
Слайд 4

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества ХХ век:

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

ХХ век: исследования,

в которых культура рассматривалась как фактор особой важности
Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль (de Tocqueville, Alexis-Charles-Henri Clérel, 1805–1859)
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Weber, Maximilian Carl Emil, 1864–1920)
Слайд 5

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Первые попытки

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Первые попытки осмысления

сущности культурной политики как сферы деятельности государственных и общественных институтов – 1960-е гг.
Интерес обусловлен:
– молодежными волнениями 1968 г.,
– возникновением контркультуры «новых левых» и хиппи,
– широким распространением употребления наркотиков в молодежной среде
Слайд 6

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества С конца

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

С конца 1960-х

гг. ЮНЕСКО оказывает финансовую поддержку исследованиям в области культурной политики
По инициативе Совета Европы подготовлены доклады о культурной политике различных государств:
Франция (1988 г.),
Швеция (1989 г.),
Австрия (1993 г.),
Нидерланды (1994 г.),
Финляндия (1994 г.),
Италия (1995 г.),
Эстония (1995 г.),
Российская Федерация (1996 г.)
International Database of cultural policy // URL: http://www.worldcp.org/
Слайд 7

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества1 1990-е гг.:

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества1

1990-е гг.:
новая

парадигма человеческого развития, в центре которой – культурные факторы
В государствах с высоким стандартом жизни культура является реальным фактором развития, а оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому развитию и процветанию
Слайд 8

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Доклад ЮНЕСКО

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Доклад ЮНЕСКО «Наше

творческое разнообразие», 1996 г.:
Our Creative Diversity: Report of the World Commission on Culture and Development. – Paris: UNESCO, 1996.
Доклад Совета Европы «Стремление к целостности», 1997 г.:
In from the Margins: a contribution to the debate on culture and development in Europe. – Council of Europe, 1997.
Слайд 9

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Программа действий

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Программа действий

«Использование культурной политики в целях развития», принята Межправительственной конференцией по использованию культурной политики в интересах развития
Action Plan on Cultural Policies for Development // URL: http://portal.unesco.org/culture/es/files/35220/12290888881stockholm_actionplan_rec_en.pdf/stockholm_actionplan_rec_en.pdf
Слайд 10

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Межправительственная конференция

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Межправительственная конференция «Использование

культурной политики в целях развития» (Стокгольм, 1998 г.) предложила государствам – членам ЮНЕСКО рассматривать культурную политику в качестве одного из ключевых элементов стратегий развития
Мировой банк (1999 г.): займы развивающимся странам будут выделяться, если в их программах учитываются культурные факторы
Слайд 11

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Амартиа Сен

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Амартиа Сен [Sen,

Amartya; 1933–]: «Культура – это квинтэссенция развития»
Фрэнсис Фукуяма (Fukuyama, Yoshihiro Francis; 1952–)
Лоуренс Харрисон (Harrison, Lawrence E.; 1932–2015)
Самюэль Филипс Хантингтон (Huntington, Samuel Phillips; 1927–2008)
Роберт Дэвид Патнэм (Putnam, Robert David; 1941–)
Слайд 12

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества Всемирные опросы

Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества

Всемирные опросы по

изучению ценностей (WVS – WorldValuesSurvey)
Рональд Франклин Инглхарт (Inglehart, Ronald Franklin, 1934–)
Концепция «мягкой силы»
Джозеф Най-мл. (Nye, Joseph S., 1937–)
«Креативные индустрии»
Николас Гарнхэм (Garnham, Nicholas; 1937–)
Слайд 13

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Филипп Котлер (Kotler, Philip; 1931–):

Социокультурная система в условиях рыночных отношений

Филипп Котлер (Kotler, Philip; 1931–):
Рынок –

совокупность товаров и покупателей, существующих и потенциальных
Рынок – система отношений по поводу купли–продажи товаров, в которой формируется совокупный механизм спроса, предложения и цены на товар
Слайд 14

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит (Smith, Adam; 1723–1790)

Социокультурная система в условиях рыночных отношений

Адам Смит (Smith, Adam; 1723–1790)
классический

механизм формирования рыночного равновесия:
(а) экономический (частный) интерес субъекта рынка – стремление к максимизации дохода,
(б) конкуренция субъектов,
(в) т. н. «насыщение» инвестиций: каждая дополнительная единица вложенных средств ведет к уменьшению дохода,
(г) в основе цены блага – его субъективная полезность
Слайд 15

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Деятельность организаций социально-культурной сферы не

Социокультурная система в условиях рыночных отношений

Деятельность организаций социально-культурной сферы не сочетается

с классическим механизмом формирования рыночного равновесия:
1. противоречит 1-му постулату
2. невозможен свободный перелив творческого труда
→ «провалы», «изъяны» или «ошибки рынка»
Слайд 16

Социокультурная система в условиях рыночных отношений Адам Смит: государство обязано «создавать

Социокультурная система в условиях рыночных отношений

Адам Смит:
государство обязано «создавать и содержать

определенные общественные учреждения, создание и учреждение которых не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп»
«экстерналии» – внешний эффект проявляется в том, что некоторые товары и услуги могут приносить потребителю либо дополнительную пользу, либо ущерб
Слайд 17

Общественное благо и его полезный эффект Пол Энтони Самуэльсон (Samuelson, Paul

Общественное благо и его полезный эффект

Пол Энтони Самуэльсон (Samuelson, Paul

Anthony; 1915–2009) – Теория общественного блага:
Общественное благо – товары и услуги, «внешнее воздействие» которых распространяется на подавляющую часть общества
Два свойства общественного блага, отличающих его от частного:
неконкурентность и неисключаемость
Слайд 18

Общественное благо и его полезный эффект Неконкурентность – потребление кем-то общественного

Общественное благо и его полезный эффект

Неконкурентность – потребление кем-то общественного блага

не должно препятствовать его потреблению другими
Неисключаемость – потребление благ одним субъектом не исключает из потребления других. Если блага доступны кому-нибудь одному, то они должны быть доступны всем
Слайд 19

Общественное благо и его полезный эффект Социальная полезность – способность блага

Общественное благо и его полезный эффект

Социальная полезность – способность блага удовлетворять

потребности отдельных людей, их групп и общества
Равновесие:
(1) предельные издержки = индивидуальная полезность ЧБ
(2) предельные издержки = (ИП) ЧБ + (СП) СБ
Типологизация благ на основе их полезности (ИП / СП) и коммунальности (неконкурентности + неисключаемости)
Слайд 20

Общественное благо и его полезный эффект

Общественное благо и его полезный эффект

Слайд 21

Формы государственного регулирования в сфере культуры

Формы государственного регулирования в сфере культуры

Слайд 22

Формы государственного регулирования в сфере культуры Марк Блауг (Blaug, Mark; 1927–2011):

Формы государственного регулирования в сфере культуры

Марк Блауг (Blaug, Mark; 1927–2011):
Главный вопрос:

не то, нужно ли субсидировать, а сколько и в какой форме
Государственная поддержка :
– поддержка производителя благ,
– поддержка потребителя благ
– финансовая поддержка
– правовое регулирование
Слайд 23

Формы государственного регулирования в сфере культуры У. Баумоль (Baumol, William Jack;

Формы государственного регулирования в сфере культуры

У. Баумоль (Baumol, William Jack; 1922–)
У.

Боуэн (Bowen, William G.; 1933–)
Baumol W.J., Bowen W.G. Performing Arts: The Economic Dilemma. – N.Y.: The Twentieth Century Fund, 1966
Слайд 24

Формы государственного регулирования в сфере культуры Г.X. Шартран (Chartrand, Harry A.

Формы государственного регулирования в сфере культуры

Г.X. Шартран (Chartrand, Harry A.

Hillman; 1948–) и К. Мак-Кафи (McCaughey, Claire)
модели финансирования культуры (1989)
1. Государство-«вдохновитель»
2. Государство-«патрон»
3. Государство-«архитектор»
4. Государство-«инженер»
Слайд 25

Формы государственного регулирования в сфере культуры «Государство-вдохновитель»: стимулирует общество вкладывать средства

Формы государственного регулирования в сфере культуры

«Государство-вдохновитель»:
стимулирует общество вкладывать средства в некоммерческие

организации культурной сферы (налоговые льготы )
«Государство-патрон»:
управление «на расстоянии вытянутой руки» («the arms-length principle»)
Слайд 26

Формы государственного регулирования в сфере культуры «Государство-архитектор»: решение о размерах и

Формы государственного регулирования в сфере культуры

«Государство-архитектор»:
решение о размерах и адресности финансирования

культуры принимают государственные органы
«Государство-инженер»:
распределение финансовых ресурсов при соответствии целям государственной идеологии