Стадии исторического развития. Формационный подход, цивилизационный, культурологический и иные подходы.

Содержание

Слайд 2

Философия истории Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах

Философия истории

Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах И.

Гердера философия истории оформилась в самостоятельное направление исследований.
Философия истории имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук.
Слайд 3

Философия истории Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического

Философия истории

Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса,

проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения, цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического развития.
Слайд 4

Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: направленность и смысл истории, методологические

Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

направленность и смысл истории,
методологические

подходы к типологизации общества,
критерии периодизации истории,
критерии прогресса исторического процесса.
Слайд 5

Философия истории Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в

Философия истории

Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в схоластическую

спекуляцию, а исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.
Слайд 6

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: •

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

• те,

кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Слайд 7

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу

особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): • формационный подход; • цивилизационный подход; • культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
Слайд 8

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф.

Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
Слайд 9

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил,

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил,

общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Слайд 10

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая

формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Слайд 11

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В

общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Слайд 12

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает

конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Слайд 13

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная;

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная; • рабовладельческая; •

феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".
Слайд 14

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие,

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое

его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Слайд 15

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Локальных (национальных) цивилизаций,

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Локальных (национальных) цивилизаций,

заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Слайд 16

К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская; • вавилонская; • минойская;

К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская; • вавилонская; • минойская;

• эллинская (греческая); • китайская; • индусская; • исламская; • христианская; • некоторые др. цивилизации.
Слайд 17

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут

и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: • зарождение; • рост; • надлом; • дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Слайд 18

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное

понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Слайд 19

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера

Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера

имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Слайд 20

Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; • китайская; •

Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; • античная; •

арабская; • русская; • западноевропейская.
Слайд 21

Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю

Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю

как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.
Слайд 22

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал

историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа: • восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы; • античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее; • германский — осознают себя и свободны все.
Слайд 23

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое

распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества: • традиционную; • доиндустриальную; • индустриальную.