КУЛЬТУРА РОССИИ XVI ВЕКА

Содержание

Слайд 2

Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотического правления Основные

Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотического правления
Основные идеи -

идея национального объединения, идея укрепление государства, идея образования единой народности

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В XVI ВЕКЕ

Слайд 3

XVI век - расцвет жанра исторические песни. Большое распространение имели и


XVI век - расцвет жанра исторические песни.
Большое распространение имели и исторические

предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу (Песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, цикл песен о Ермаке)
В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого (переделка былины об Илье и Идолище, и Алеше Поповиче и Тугарине в «Сказании о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей» - осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами).

ФОЛЬКЛОР

Слайд 4

ПРОСВЕЩЕНИЕ Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Основой просвещения в XVI в. была русская
православная церковь. При монастырях
продолжали

создаваться центры книгописания,
библиотеки, школы, учителями в которых чаще
всего были монахи и дьяки. В число изучаемых
дисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо,
арифметика, «Часослов» (сборник молитв),
«Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).

Середина XVI в. – зарождение книгопечатания

Первая
типография – 1553 г.

1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564)
и «Часослов»
(книга для обучения грамоте, 1565)

Слайд 5

С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап,

С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап,

связанный с завершением объединения страны.
Возросли масштабы каменного строительства.
Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

АРХИТЕКТУРА

Слайд 6

В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай

В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка
Появился Китай

– город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо).
Окончательно оформился Кремлевский ансамбль

МОСКВА

Слайд 7

Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Построена в память

Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века.
Построена в память

об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году.
Высота 81 метр.
Всего на колокольне находятся 34 колокола

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

Слайд 8

Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества.

Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества.
Шатровые

храмы не имели внутри столбов,
а вся масса здания держалась на
фундаменте

Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве.
Классические соборы соседствовали с шатровыми.

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ

Слайд 9

Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Это первый каменный

Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году.
Это первый каменный

шатровый храм.
Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра.
Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IV
Предположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

Слайд 10

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной

площади.
Построен в середине XVI века (1555 – 1561гг.) по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Вокруг центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повторяет другой по форме и рисунку.
Архитекторы Постник Яковлев и Барма.
Современную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Слайд 11

Развивается иконопись. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра

Развивается иконопись.
В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина

«Церковь – воинствующая».
В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем.
Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».

ЖИВОПИСЬ

«Церковь – воинствующая», 16 век

Слайд 12

Преподобный Кирилл Белозерский в житии. Икона. 16 век. ИКОНОПИСЬ. ДИОНИСИЙ Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.

Преподобный Кирилл Белозерский в житии. Икона. 16 век.

ИКОНОПИСЬ. ДИОНИСИЙ

Вседержитель. Фреска.
1502-1503

гг.
Слайд 13

Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства

Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства
Парсуна

– портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.

Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене

ПАРСУНА

Слайд 14

Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана

Памятники XVI в. русской резьбы по дереву - "Мономахов трон" Ивана

Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы.
В шитье вместо шелковых нитей используются металлические - золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.
Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец - шапка Мономаха, в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО