Досоциологический этап в развитии социальной мысли

Содержание

Слайд 2

План Социальная мысль в эпоху Античности Социальная мысль времен Средневековья Социальная

План

Социальная мысль в эпоху Античности
Социальная мысль времен Средневековья
Социальная мысль в период

Ренессанса
Социальная мысль в эпоху Рационализма
Слайд 3

Как самостоятельная наука об обществе, социология появилась не так давно –

Как самостоятельная наука об обществе, социология появилась не так давно –

в первой половине XIX в. До этого времени социальные воззрения были частью других наук – философии, политической экономии и др.
Слайд 4

Античный период Философия появилась в Древней Греции примерно в VI веке

Античный период

Философия появилась в Древней Греции примерно в VI веке до

н.э. Среди причин зарождения философии можно назвать знакомство греков с культурами и религиозными учениями других народов, а также развитие демократии в греческих полисах (городах-государствах)
Слайд 5

Особенности античной философии Холизм - приоритет целого по отношению к его

Особенности античной философии

Холизм - приоритет целого по отношению к его

частям (Аристотель: «целое больше, чем сумма его частей»)
Космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом, рассмотрение всего сущего в единстве и взаимосвязи
Органицизм – аналогия строения и функ-ций внешнего мира с человеческим телом
Слайд 6

Огромный вклад в развитие социальной мысли Античности внесли такие философы как Платон и Аристотель

Огромный вклад в развитие социальной мысли Античности внесли такие философы как

Платон и Аристотель
Слайд 7

Платон (427-347 гг. до н.э.) Родоначальник идеализма в философии Основные труды: «Государство», «Политик», «Законы»

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Родоначальник идеализма в философии
Основные труды: «Государство», «Политик»,

«Законы»
Слайд 8

Идеализм Платона Мир идей (истинных сущностей) существу-ет независимо от мира вещей,

Идеализм Платона

Мир идей (истинных сущностей) существу-ет независимо от мира вещей, которые

только частично отражают идеи (например, есть идея яблока и есть много конкретных яблок)
Мир идей иерархичен, главенствующее положение в нем занимает идея блага. Соответственно и в природном, и в социальном мирах должна быть иерархия
Слайд 9

Идеальное устройство государства (общества) разумная аффективная вожделеющая душа человека общество правители

Идеальное устройство государства (общества)

разумная
аффективная
вожделеющая

душа
человека

общество

правители
воины
ремесленники
земледельцы

государство

управление
защита
материальное
обеспечение

Слайд 10

Органицизм Платона Отождествление различных слоев общест-ва с разными органами человеческого тела:

Органицизм Платона

Отождествление различных слоев общест-ва с разными органами человеческого тела:
правителей, судей,

воспитателей – с головой
воинов и городских стражей – с сердцем
производителей, крестьян, коммерсантов – с животом
Слайд 11

Антидемократизм Платона Для того, чтобы обладать подлинным знанием (проникать в мир

Антидемократизм Платона

Для того, чтобы обладать подлинным знанием (проникать в мир идей),

человек должен уметь освобождаться от воздей-ствия чувственных вещей, избавляться от телесного гнета. Это доступно лишь немно-гим, поэтому демократия невозможна (Платон критически относился к демократическому устройству Афин)
Слайд 12

Правильные и неправильные типы государства Правильные Неправильные монархия аристократия тимократия олигархия демократия тирания

Правильные и неправильные типы государства

Правильные Неправильные

монархия

аристократия

тимократия

олигархия

демократия

тирания

Слайд 13

Монархия и аристократия У руля должен стоять философ-мудрец. Предпочтительными формами правления

Монархия и аристократия

У руля должен стоять философ-мудрец. Предпочтительными формами правления Платон

называет монархию – правление одного философа, либо аристократию – правление группы философов
Платон описывает монархию как справедливое правление, а аристократию как правление лучших, достойных.
Слайд 14

Тимократия Если вырождением монархии является тирания, то вырождением аристократии может оказаться

Тимократия

Если вырождением монархии является тирания, то вырождением аристократии может оказаться тимократия,

когда правящей элитой обуревают личные амбиции и стремление к почестям. Сама тимократия чревата вырождением в олигархию, при которой власть имущие действуют не по закону, только ради себя во вред всему обществу
Слайд 15

Оценка демократии Демократия для Платона – неэффективная форма правления. Он иронически

Оценка демократии

Демократия для Платона – неэффективная форма правления. Он иронически называет

её «театрократией»
Демократия может привести к охлократии – власти толпы, и даже к наихудшему устройству государства – тираническому. Тиран, по Платону, нередко является ставленником несведущего народа
Слайд 16

Утопия Платона Платон оставил свое утопическое видение идеального государства, в котором

Утопия Платона

Платон оставил свое утопическое видение идеального государства, в котором правящие

слои освобождены от забот о собственном материальном обеспечении и могут сосредоточиться на решении общественных проблем, но при этом они вполне умеренны в своем потреблении
Слайд 17

Разделение публичной и частной сфер Только высшие слои общества –руководи-тели, судьи,

Разделение публичной и частной сфер

Только высшие слои общества –руководи-тели, судьи, защитники,

и воспитатели допущены к управлению идеальным городом-государством. Остальные должны быть заняты полезной для города деятель-ностью, не оставляющей времени на участие в публичных делах
Слайд 18

Низшие слои движимы стремлением к извлечению прибыли, и если они окажутся

Низшие слои движимы стремлением к извлечению прибыли, и если они окажутся

у власти, то может установиться плутократия, т.е. господство денег, мошенничество и коррупция
Слайд 19

Собственность и семья Право на собственность и семейную жизнь предоставляется только

Собственность и семья

Право на собственность и семейную жизнь предоставляется только низшим

слоям. Но обладание собственностью не должно вести к значительному материальному расслоению, разрушающему единство общества. Правящие же слои обходятся без собственнос-ти и семейной жизни. При равенстве полов женщинам дозволено трудиться в различных сферах наравне с мужчинами, а детей воспитывает государство
Слайд 20

Платон видит в семье, как и в частной собственности, опасность распростране-ния

Платон видит в семье, как и в частной собственности, опасность распростране-ния

эгоизма, мешающего служению элиты общему делу
Слайд 21

Отношение к религии В идеальном государстве Платона религия должна почитаться, а

Отношение к религии

В идеальном государстве Платона религия должна почитаться, а обществу

необходи-мо постоянно избавляться от нечестных людей и не соответствующих обществен-ной морали идей
Слайд 22

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Ученик Платона и учитель Александра Македонского Основные труды: «Метафизика», «Этика»,«Политика»

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Ученик Платона и учитель Александра Македонского
Основные

труды: «Метафизика»,
«Этика»,«Политика»
Слайд 23

Аристотель считал, что мир находится в движении, будучи однажды «заведен» бестелесным

Аристотель считал, что мир находится в движении, будучи однажды «заведен» бестелесным

перводвигателем – божеством
Движение мира природы имеет некую заданную свыше цель, и устройство общества должно соответствовать этой цели
Слайд 24

Естественное происхождение неравенства и государства Неравенство в обществе является результа-том того,

Естественное происхождение неравенства и государства

Неравенство в обществе является результа-том того, что

люди от природы наделены неравными возможностями
«Человек – есть политическое (обществен-ное) животное», и организующее людей государство само есть порождение природы
Целью, смыслом человеческой деятель-ности является счастье
Слайд 25

Происхождение государства из семьи семья сельская община городская община государство

Происхождение государства из семьи

семья

сельская
община

городская
община

государство

Слайд 26

Правильное политическое устройство По Аристотелю, политическое устройство общества должно быть направлено

Правильное политическое устройство

По Аристотелю, политическое устройство общества должно быть направлено на

достижение всеобщей пользы. Власть одного человека, направленная на достижение всеобщего блага - монархия, власть немногих – аристократия, власть большинства – полития (по сути конституционная республика)
Слайд 27

Тирания отличается от монархии тем, что преследует выгоды одного правителя, олигархия

Тирания отличается от монархии тем, что преследует выгоды одного правителя, олигархия

от аристократии тем, что преследует выгоды состоятельных граждан, а демократия от политии тем, что пресле-дует выгоды неимущих. При тираническом, олигархическом и демократическом устройстве власть не стремится к достижению всеобщей пользы
Слайд 28

Полития Полития – это форма общественного правления, при которой правит большинство

Полития

Полития – это форма общественного правления, при которой правит большинство в

интересах общей пользы
На место поляризации бедных и богатых приходит преобладание зажиточных средних слоев
Слайд 29

Желательный государственный строй также может быть охарактеризован как аристократия в первоначальном

Желательный государственный строй также может быть охарактеризован как аристократия в первоначальном

значении этого слова – «правление лучших»
Слайд 30

Разделение властей Поскольку основная масса людей не склон-на к добродетели, в

Разделение властей

Поскольку основная масса людей не склон-на к добродетели, в обществе

необходимо принуждение. Общество полиса должно основываться на праве, причем справедли-вое государственное устройство требует наличия в нем трех частей: «законосове-щательный орган, рассматривающий дела государства, … должности,… судебные органы»
Слайд 31

Социальная структура идеального государства (общества) Сословная дифференциация заменяется возрастной: в молодости

Социальная структура идеального государства (общества)

Сословная дифференциация заменяется возрастной: в молодости граждане

выполняют военную функцию, в зрелом возрасте – собственно политическую (совещательную)
Физический труд (земледелие, ремесло) и торговля – удел рабов. Отличительный признак свободного гражданина – это досуг
Слайд 32

Оценка античности Отдельные идеи античных философов оказали сильное влияние на развитие

Оценка античности

Отдельные идеи античных философов оказали сильное влияние на развитие средневековой

европейской философии. В то же время, многие идеи греческих философов длительное время пребывали в забвении в средневековой Европе, и вновь привлекли внимание лишь спустя века или даже спустя более, чем тысячелетие
Слайд 33

Средневековая философия Отсчет эпохи средневековья принято вести с 476 г., когда

Средневековая философия

Отсчет эпохи средневековья принято вести с 476 г., когда пал

Рим под ударами варва-ров, возглавляемых германским вождем Одоакром. Однако начало средневековой европейской философии непосредственно связано с зарождением и развитием христианской мысли
Слайд 34

Монополия церкви В средневековой Европе церковь обладала монополией на интеллектуальную жизнь

Монополия церкви

В средневековой Европе церковь обладала монополией на интеллектуальную жизнь общества,

поэтому философия в основном развивалась в рамках теологии
Слайд 35

Двойственная сущность человека В центре внимания средневековой христианской философии находились сущность

Двойственная сущность человека

В центре внимания средневековой христианской философии находились сущность человека

и его взаимоотноше-ния с Богом. Человек считался одновременно и греховным существом, и существом, созданным по образу и подобию Бога
Слайд 36

Познание и спасение Возможность познания окружающего мира полностью не отрицалась, но

Познание и спасение

Возможность познания окружающего мира полностью не отрицалась, но и

не признавалась достойной целью. Таковой виделось индивидуальное спасение человека и спасение человеческого рода в целом
Слайд 37

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.) Христианский богослов и философ Основной труд: «О граде Божьем»

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430 гг.)

Христианский богослов и философ
Основной труд:

«О граде Божьем»
Слайд 38

Два вида человеческой общности «Град земной», т.е. государственность, основанная на «любви

Два вида человеческой общности

«Град земной», т.е. государственность, основанная на «любви к

себе, доведенной до презрения к Богу»
«Град Божий» - духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к себе»
Идея разделения частных и общих интересов в государстве (обществе)
Слайд 39

Град Божий и Град земной На земле град Божий (те, кто

Град Божий и Град земной

На земле град Божий (те, кто

призван быть спасенными к вечной жизни) и град земной (грешники и преступники) живут в вперемежку. В этом состоит промысел божий, т.е. священная история разворачи-вается внутри мирской. История челове-чества движется к предначертанному свыше финалу по линейной траектории
Слайд 40

Необходимость государственной власти Любое насилие – есть следствие греховной испорченности человека,

Необходимость государственной власти

Любое насилие – есть следствие греховной испорченности человека, однако

оно неизбежно. Отсюда необходимость государственной власти, которую Августин не идеализировал и называл «большой разбойничьей шайкой»
Слайд 41

Фома Аквинский (1225-1274) Итальянский философ и теолог, системати-затор ортодоксальной схоластики Связал христианское вероучение с филосо-фией Аристотеля

Фома Аквинский (1225-1274)

Итальянский философ и теолог, системати-затор ортодоксальной схоластики
Связал христианское вероучение

с филосо-фией Аристотеля
Слайд 42

Основные идеи Аквинского Лишь некоторые догматы церкви поддаются рациональному объяснению. Для

Основные идеи Аквинского

Лишь некоторые догматы церкви поддаются рациональному объяснению. Для обоснова-ния

догматов он привлекал античное философское наследие, в частности, учение Аристотеля
Государство - необходимая часть божествен-ного миропорядка. Люди должны подчинять-ся мирской власти, но в ряде случаев они имеют право восстать против неё
Слайд 43

Возрождение (Ренессанс) Это целая эпоха в истории европейской культуры XVI –

Возрождение (Ренессанс)

Это целая эпоха в истории европейской культуры XVI – XVII вв.,

ознаменовавшая собой наступление Нового времени
Сам термин «ренессанс» был призван символизировать возврат к забытым европейцами элементам античной культуры
Слайд 44

Гуманизм Неотъемлемой чертой Ренессанса был гуманизм – идейное течение, возводившее в

Гуманизм

Неотъемлемой чертой Ренессанса был гуманизм – идейное течение, возводившее в главную

ценность жизнь человека с присущими ей мирскими радостями. Происходила реабилитация повседнев-ности в некоторый противовес святости
Слайд 45

В эпоху Ренессанса, во многом благодаря знакомству с образцами античного искусства,

В эпоху Ренессанса, во многом благодаря знакомству с образцами античного искусства,

мыслители начинают показывать человека прекрасным гармоничным существом, возвышенным над остальным тварным (созданным) миром
Слайд 46

Н. Макиавелли (1469-1527) Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель Основной труд: «Государь»

Н. Макиавелли (1469-1527)

Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель
Основной труд: «Государь»

Слайд 47

«Цель оправдывает средства» Как создать сильное государство, когда в народе не

«Цель оправдывает средства»

Как создать сильное государство, когда в народе не развиты

гражданские качества?
Для достижения политических целей все средст-ва дозволены. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться нормами морали, но может и не считаться с ними, если его действия мотивируются заботой о процвета-нии и могуществе государства
Идея разделения политики и морали
Слайд 48

Конец Ренессанса Был связан с тем, что католическая церковь постепенно теряла

Конец Ренессанса

Был связан с тем, что католическая церковь постепенно теряла свою

идеологическую монополию, а происходящие в Европе события плохо согласовывались с верой в величие человека
Слайд 49

Рационализм По мере распространения рационализма в Европе утверждается культ человеческого разума,

Рационализм

По мере распространения рационализма в Европе утверждается культ человеческого разума, сумевшего

постичь законы механики, на основе которых мыслители пытаются объяснить и жизнь общества. Человек, живые существа приравниваются к механизмам различной степени сложности. Создание теории общественного договора также считается заслугой человеческого разума
Слайд 50

Томас Гоббс (1588-1679) Английский философ, один из основателей теории общественного договора Основной труд: «Левиафан»

Томас Гоббс (1588-1679)

Английский философ, один из основателей теории общественного договора
Основной труд: «Левиафан»

Слайд 51

Три этапа становления государства (общества) Естественное состояние Переход к государству (общество) Государственное (общественное) состояние

Три этапа становления государства (общества)

Естественное состояние
Переход к государству (общество)
Государственное (общественное) состояние

Слайд 52

Теория естественных прав и общественного договора Люди частично отказываются от суверени-тета

Теория естественных прав и общественного договора

Люди частично отказываются от суверени-тета и передают его

правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный порядок с помощью права
Общественный договор означает соглаше-ние управляемых с теми правилами, по которым ими управляют (легитимность власти)
Слайд 53

В естественном состоянии люди находятся в состоянии "войны всех против всех".

В естественном состоянии люди находятся в состоянии "войны всех против всех".

Естественные законы не ведут к миру и безопасности. Порядок в обществе может быть установлен и поддерживаться только с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство
Слайд 54

Конец Просвещения Разочарование в результатах Великой французской революции (началась в 1789

Конец Просвещения

Разочарование в результатах Великой французской революции (началась в 1789 г.)

привело к попыткам критически пересмотреть достижения эпохи рационализма
Слайд 55

Иммануил Кант (1724-1804) Немецкий философ Иммануил Кант попытался спасти некоторые черты

Иммануил Кант (1724-1804)

Немецкий философ Иммануил Кант попытался спасти некоторые черты мировоззрения

этой эпохи и объяснить, почему естествознание не преуспело в выведении законов, детерминирующих человеческое поведение
Слайд 56

Рассуждая о человеке как одновременно и природном и надприродном, действую-щем по

Рассуждая о человеке как одновременно и природном и надприродном, действую-щем по

собственной воле, существе, Кант задает философской мысли то направле-ние, которое ляжет в основу диалектики Гегеля