Содержание
- 2. Естественно, что в первобытности изменялась и духовная культура человека. Совершенствуя свой быт человек освобождает время для
- 3. Центром, стержнем духовной культуры первобытного человека были анимистические представления или анимизм – вера в одушевленность всех
- 4. С помощью анимизма удавалось объяснить очень многие явления. Например, землетрясения, разливы рек. Причину появления таких анимистических
- 5. Анимистические представления были зафиксированы этнографами у многих народов, сохранивших родоплеменные отношения, бытуют анимистические верования и сейчас.
- 6. Древний человек наделял, душой, как мы уже говорили не только себя и себе подобных, но и
- 7. Практически во всех первобытных обществах признавалось наличие души у животных. Эти представления породили такое явление как
- 8. Помните волшебный клич Маугли «Мы с тобой одной крови ты и я». Так и древние люди
- 9. Существовали фратриальная, родовая, групповая, половая и индивидуальная формы тотемизма. Древнейшей из них считается фратриальная. Например, создатели
- 10. Китайское племя инь считало своим тотемом ласточку. Различные роды североамериканских индейцев считали своими предками и покровителями
- 11. Вполне подкрепленным фольклорными данными является мнение ученых о том, что одним из древних тотемов славян был
- 12. Тотемные представления человека обуславливали определенные правила, например, запрет на употребление тотемного животного в пищу и охоты
- 13. Важным для всей культурной практики древнего человека было представление о том, что душа могла перемещаться, т.е.
- 14. Согласно ей душа человека, покидая в результате смерти человека тело, вселяется в другого человека, или в
- 15. Ведя праведную жизнь можно улучшить свое будущее перерождение и получить, например, более высокое положение в обществе,
- 16. С представлениями о душе тесно связана такая древняя форма религиозных верований как магия. Магия ( в
- 17. Магия появилась в результате материальной практики людей, когда инстинктивные, рефлекторные или интуитивные действия приносили положительный результат,
- 18. Исходя из желаемого эффекта магию можно подразделить на несколько видов: ПРОМЫСЛОВАЯ
- 19. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ Обряды зазывания дождя
- 20. ЛЕЧЕБНАЯ
- 21. ВРЕДОНОСНАЯ
- 22. ЛЮБОВНАЯ
- 23. Если в одних видах магии, как например, любовной, а особенно лечебной преобладают обряды контактного типа, то
- 24. Желая, например, быстрого наступления весны проводили обряд закликания весны. Важной частью этого обряда были изображения перелётных
- 25. Желая обеспечить удачную охоту обычно изображали того зверя, которого желали добыть, подражая его движениям, звукам, имитируя
- 26. Необходимо отметить, что магические действия сохранялись в человеческих обществах очень долго, сохраняются и по сей день.
- 27. Практически у всех народов известны любовные «отсушки» и «присушки» и прочие магические действия, что связано с
- 28. Весьма многочисленны отголоски промысловой магии в комплексе современных охотничьих запретах, приметах и поверьях. И это тоже
- 29. И в наше время мы сохраняем множество поверий связанных с дорогой «незакудыкивай дорогу», «присядем на дорогу»,
- 30. Таким образом, мы видим, что особенно много магических обрядов или их отголосков сохранилось в сферах с
- 31. По представлениям первобытного человека мир как надземный так и подземный был сплошь населен духами. Причем если
- 32. Многие первобытные народы поклонялись необычным природным объектам, например, горе, водопаду, дереву, отличающемуся от других размером, какими-то
- 33. Кроме таких, если можно так выразится глобальных духов, были духи озер, рек, леса, территорию проживания рода
- 34. Своего духа или душу имел и каждый человек, именно присутствие этого духа и обеспечивало жизнь. Представление
- 35. Разновидностью магии являлся фетишизм – (от фр. «фетиш» – идол, амулет, талисман) – поклонение неодушевленным предметам
- 36. Известны примеры коллективного поклонения фетишам и в наши дни, например, поклонение мусульман священному камню и храму
- 37. Различные культуры вырабатывали свои обереги и талисманы. Наиболее универсальными защищающими и очищающими материями являются свет или
- 38. В индийской культуре как обереги широко использовались различные благовонья и цветы.
- 39. Защитную оберегающую функцию несет орнамент. Не случайно он располагается обычно по венчику сосудов, по рукавам и
- 40. Если рассмотреть места расположения женских украшений то мы увидим, что украшаются уши, нос, глаза или сверху
- 41. Все эти вещи являются оберегами или амулетами (от арабского слова «гамалея» – ношу) – фетишами, которые
- 42. Талисманы – фетиши, наделяющие определёнными качествами или усиливающие эти качества в человеке или другом объекте. Таких
- 43. Многие стараются иметь и носить изображение своего знака зодиака, подчас даже не задумываясь о том, что
- 44. В ювелирном магазине нам охотно расскажут о магических свойствах камней, например, таких как гранат, тигровый глаз,
- 45. Другой разновидностью магии является практика жертвоприношений, задабривания духов. Жертва – это своеобразные «деньги» эпохи первобытности. Тогда,
- 46. С анимистическими представлениями человека связана и вера в загробную жизнь судить о наличии которой мы можем
- 47. Развитие погребального обряда, выработка последовательности ритуала преследовала две основных цели: облегчить покойному переход в новое состояние,
- 48. Также постепенно в каждой культуре складываются брачные, родильные обряды, промысловые, связанные с уборкой урожая и т.д.
- 49. Вершиной анимистических культовых практик является шаманизм (от якутского саман – «иступленный»). Он считается наиболее ранней и
- 50. Главным постулатом шаманизма является представление о том, что шаман, входя в состояние транса может общаться с
- 51. Способы вхождения в транс могут быть самые различные: употребление наркотических и глюциногенных веществ, танцы, ритмичное повторение
- 52. Поэтому мастерство шамана передавалось обычно из поколения в поколение, а люди обладающие таким мастерством могли рассчитывать
- 53. Интерес наш к мировоззрению древнего человека так велик, потому, что культура первобытных обществ – это и
- 54. Интересно, что все основные направления в искусстве возникли практически одновременно. Это связано с тем, что как
- 55. Знаковой системой можно назвать определенную сумму и систему знаков, с помощью которых человек отражает осознанные им
- 56. Из попытки осмыслить увиденное, рождается мир красок, форм, силуэтов, который затем воссоздается в виде живописи и
- 57. Исследователи-искусствоведы выделяют несколько этапов развития изобразительных навыков человека. Первый из них натуральное творчество – это композиции
- 58. Второй этап – это искусственно-изобразительная форма – это воспроизведение из камня, глины, металлов и др. материалов
- 59. Третий этап – это плоскостное изображение, предполагающее уже более высокий уровень абстракции. Как пример таких плоскостных
- 60. Впервые образцы первобытной живописи были обнаружены в 1836 г. во Франции знаменитым археологом Эдуардом Ларте, когда
- 61. Но самые поразительные открытия ждали ученых в пещерах Альтамира (Испания) Альтамира - пещера в Испании (в
- 62. Пещера Ляско находится во Франции, примерно в 40 км к юго-востоку от г. Перигё. Она расположена
- 63. Пещера Фон де Гом (Франция, округ Лезэйзи) открыта в 1901 г. сельским учителем Д.Пейрони. Это настоящая
- 64. Были обнаружены сотни изображений животных, в том числе и исчезнувших видов, что явно доказало древнее происхождение
- 65. Количество красок минимально их всего 4 (белая, черная, красная и желтая). Это связано с тем, что
- 66. Палитра красок в изобразительном искусстве накапливается постепенно за счет выделения в основных цветах различных оттенков. Известно,
- 67. Интересно, что во многих языках только небольшое количество красок имеет необъяснимое, абстрактное название. Например, в русском
- 68. Примерно так же, от простого к сложному, развиваются все знаковые системы, помогающие человеку передавать свой социальный
- 69. Вначале древние люди пытались имитировать звуки природы, приспосабливая для этого самые различные предметы. Затем путем компоновки
- 70. Похожие процессы происходят и в скульптуре. Простые грубо обработанные фигурки, которые можно назвать лишь зооморфными, орнитоморфными,
- 71. В каменном веке основными «героями» первобытной скульптуры являются животные, образов людей очень мало. Это связано вероятнее
- 72. Изготовляли объемные фигурки из самых различных материалов глины, камня, бивня мамонта, вероятно дерева (но они не
- 73. Человек представлен женскими фигурами, с гипертрофированными пышными формами тела и весьма схематично прорисованным лицом. Ученые полагают,
- 74. Такие «Венеры» найдены во многих странах Европы: Франции, Италии, Чехии, в нашей стране, как в европейской,
- 75. Так же распространены человеческие скульптуры в погребальном обряде. Уже в мезолите появляются погребения с надмогильными каменными
- 76. Предполагается, что надгробьями являются и знаменитые «каменные головы», возведенные носителями Ольмекской культуры 2-1 тыс. до н.э.
- 77. Развитие такой система знаков как орнамент идет также от простого к сложному. За основу были взяты
- 78. Модернизация, компоновка и повторение этих простых элементов позволили составлять более сложные орнаментальные композиции. Мы помним, что
- 79. Если одежда до нас не дошла, то орнамент на керамических сосудах тщательно изучают археологами. Безусловно, они
- 80. Ученые склонны считать, что именно орнамент, схематически изображающий, те или предметы и явился ступенькой к письменности.
- 81. Количество их становится столь обширным, что требует упрощения. Изображения становятся все схематичным. Так появляется скоропись, которой
- 82. Одним из древних видов письменности является узелковое письмо, известное народам Сев. и Юж. Америки, в Китае,
- 83. Не случайно мы и сейчас говорим, «наплел с три короба», «нить повествования», «узелок на память», «запутанный
- 84. Итак, в эпоху первобытности человек проходит долгий путь накопления материальных и духовных ценностей. Окультурены многие виды
- 86. Скачать презентацию