Эпоха Возрождения

Содержание

Слайд 2

Главное меню Архитектура Скульптура Живопись Музыка Литература Словарик Общая характеристика

Главное меню

Архитектура

Скульптура

Живопись

Музыка

Литература

Словарик

Общая
характеристика

Слайд 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек. Софокл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Много великого есть на свете, но нет ничего

более великого, чем человек. 
Софокл
Слайд 4

Историческая справка Название эпохи Хронологические рамки Родина Основной принцип Представители литературы

Историческая справка

Название эпохи
Хронологические рамки
Родина
Основной принцип
Представители литературы
Италия Франция Испания Англия


Возрождение

XIV – начало XVII века

Италия

Гуманизм

Ф.Петрарка сонеты

Ф.Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль»

М.де Сервантес
«Дон Кихот»

В.Шекспир
«Ромео и Джульетта», «Гамлет»

Слайд 5

Возрожде́ние (Ренесса́нс) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену

Возрожде́ние (Ренесса́нс) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену

культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени, ознаменованная бурным расцветом науки и искусства.
Россия не знала эпохи Возрождения в общепринятом понятии. Из-за нашествия монголо-татар русской литературе пришлось возрождать свою раннюю средневековую литературу.

Возрождение возникло в Италии.
Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах
это движение началось значительно позже.
К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
В XVI веке назревает кризис идей Возрождения.

Слайд 6

Особенности эпохи Возрождения бурное развитие городов и ремесел; активное освоение окружающего

Особенности эпохи Возрождения

бурное развитие городов и ремесел;
активное освоение окружающего

мира;
развитие торговых отношений;
географические открытия;
научные изобретения.
Основным принципом идеологии стал принцип гуманизма (человек – высшая ценность). Гуманисты утверждали право каждой личности на свободное развитие и реализацию своих способностей.
Слайд 7

Особенности искусства Возрождения интерес к человеку и его деятельности (в центре

Особенности искусства Возрождения

интерес к человеку и его деятельности (в центре

внимания – человек и природа);
обращение к античности как источнику знаний и образцу творчества (ориентация на возрождение античной культуры);
светский характер культуры (появление произведений жанрово и тематически не связанных с церковной литературой);
утверждение силы, разумности, красоты и свободы личности;
формирование ренессансного реализма (изображение действительности во всем ее многообразии).
Слайд 8

Периоды эпохи Возрождения Проторенессанс Раннее Возрождение Высокое Возрождение Позднее Возрождение Начало

Периоды эпохи Возрождения

Проторенессанс

Раннее
Возрождение

Высокое
Возрождение

Позднее
Возрождение

Начало
XIV века

XIV-XV
века

Конец XV-
первая

половина
XVI веков

Вторая
половина XVI-
начало XVII веков

Слайд 9

Проторенессанс (начало XIV века) Проторенессанс тесно связан со средневековьем, этот период

Проторенессанс (начало XIV века)

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, этот период явился

подготовкой Возрождения (от греч. «протос» - первый, т.е. подготовивший Ренессанс.
Для этого периода характерно переплетение черт старого и нового. Гордостью этого времени является Данте Алигьери – создатель «Божественной комедии».
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Андреа Пизано).
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи.

Данте
Алигьери

Слайд 10

Раннее Возрождение (XIV – XV века) Начало ярких проявлений основных особенностей

Раннее Возрождение (XIV – XV века)

Начало ярких проявлений основных особенностей эпохи. В

литературу вошли сонеты Франческо Петрарки и новеллы Боккаччо («Декамерон»).
В живопись – картины Боттичелли.
В музыке появился новый жанр – мадригал, возникший на основе пастушеских песен.

Франческо
Петрарка

Джованни
Боккаччо

Слайд 11

Высокое Возрождение (конец XV – первая половина XVI веков) Ренессансное искусство

Высокое Возрождение (конец XV – первая половина XVI веков)

Ренессансное искусство вступило в

фазу своего наивысшего расцвета. Выдающиеся представители литературы – Франсуа Рабле и Эразм Роттердамский.
Высокое Возрождение подарило миру Леонардо да Винчи, в котором сочетались таланты живописца, скульптора, архитектора, музыканта, писателя и ученого. В это время создавали свои шедевры Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
В музыке развиваются светские жанры, формируются музыкальные школы.

Франсуа
Рабле

Эразм
Роттердамский

Слайд 12

Позднее Возрождение (вторая половинаXVI – начало XVII веков) Характеризуется кризисом гуманистического

Позднее Возрождение (вторая половинаXVI – начало XVII веков)

Характеризуется кризисом гуманистического мировоззрения. Усиливается

упадок экономики, католицизм ведет борьбу с идеями гуманистов. Вера в победу добра над злом претерпевает крушение. Трагизм жизни отображается в трагедиях Шекспира, романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Мигель
Сервантес

Вильям
Шекспир

Слайд 13

Символы эпохи Компас Порох Книгопечатание Символ великих географических открытий. Символ жажды

Символы эпохи

Компас

Порох

Книгопечатание

Символ великих географических открытий.

Символ жажды завоевания

новых земель, присвоения их богатств и покорения народов.

Символ
ускорения
распространения
знаний,
а также выхода
книги
на лидирующие
позиции.

Слайд 14

Титаны эпохи Возрождения Леонардо да Винчи Рафаэль Микеланджело

Титаны эпохи Возрождения

Леонардо
да Винчи

Рафаэль

Микеланджело

Слайд 15

Титаны эпохи Возрождения Франсуа Рабле Мигель Сервантес Вильям Шекспир

Титаны эпохи Возрождения

Франсуа Рабле

Мигель Сервантес

Вильям Шекспир

Слайд 16

Проверь себя Дайте ответы на вопросы. 1. Дайте определение эпохи Возрождения.

Проверь себя

Дайте ответы на вопросы.
1. Дайте определение эпохи Возрождения.
2. Какой

принцип стал основой идеологии Возрождения, в чем его сущность?
3. Назовите выдающихся представителей эпохи Возрождения.
Слайд 17

Проверь себя Выберите правильный вариант ответа. 1. Какая страна считается родиной

Проверь себя

Выберите правильный вариант ответа.
1. Какая страна считается родиной Возрождения?
2.

Сколько периодов традиционно выделяют в эпохе Возрождения?
3. Какие признаки характеризуют эпоху Возрождения?

Италия

Франция

Англия

2

3

4

Сильное
влияние
церкви.

Человек, личность –
высшая
ценность.

Человек ценен
как творение бога.

Слайд 18

Проверь себя Соотнесите … 1. хронологические рамки с названием периода. 2.

Проверь себя

Соотнесите …
1. хронологические рамки с названием периода.
2. автора с

его произведением.

XIV век
XIV-XV века
XV-XVI века
XVI-XVII века

Раннее Возрождение
Высокое Возрождение
Позднее Возрождение
Проторенессанс

Данте Алигьери
Мигель Сервантес
Франсуа Рабле

«Гаргантюа и Пантанрюэль»
«Божественная комедия»
«Дон Кихот»

Слайд 19

Архитектура эпохи Возрождения Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда,

Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда,


когда уже молчат
и песни, и предания.
Н.В.Гоголь
Слайд 20

Ренессанс в архитектуре был связан с переработкой античных традиций. План зданий

Ренессанс в архитектуре был связан с переработкой античных традиций. План зданий

эпохи Возрождения определён прямоугольными формами.
Особое значение придается симметрии и пропорции. На смену несимметричным очертаниям приходят арки и купола. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена балконом.

Микеланджело
Собор Святого Петра

Слайд 21

Жемчужина ренессансной архитектуры Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив

Жемчужина ренессансной архитектуры

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после

себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

Собор Санта-Мария-дель Фьоре, Флоренция.

Слайд 22

Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) Купол собора Святой Марии Основоположник ренессансной архитектуры

Филиппо Брунеллески
(1377 – 1446)
Купол собора
Святой Марии

Основоположник
ренессансной
архитектуры

Слайд 23

Крупнейший теоретик ренессансной архитектуры Леон Баттист Альберти (1402 – 1472) Церковь Богородицы

Крупнейший
теоретик
ренессансной
архитектуры

Леон
Баттист
Альберти
(1402 – 1472)
Церковь
Богородицы

Слайд 24

Зачинатель архитектуры Высокого Возрождения Донато Браманте (1444 – 1514) Собор Святого Петра

Зачинатель
архитектуры
Высокого
Возрождения

Донато
Браманте
(1444 – 1514)
Собор
Святого
Петра

Слайд 25

Скульптура эпохи Возрождения Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души. Сократ

Скульптура эпохи Возрождения

Скульптор должен
в своих произведениях выражать
состояние души.
Сократ

Слайд 26

XV ВЕК – ВРЕМЯ РАСЦВЕТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ. СКУЛЬПТУРА РЕНЕССАНСА ВОЗВРАЩАЕТСЯ К

XV ВЕК – ВРЕМЯ РАСЦВЕТА МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ.
СКУЛЬПТУРА РЕНЕССАНСА ВОЗВРАЩАЕТСЯ

К АНТИЧНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПЛАСТИКИ.
СКУЛЬПТОРЫ ОБРАЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО К ТРАДИЦИОННЫМ ХРИСТИАНСКИМ ОБРАЗАМ, НО И К ЖИВЫМ ЛЮДЯМ.
СКУЛЬПТОРЫ ДОБИВАЮТСЯ ПОЛНОГО ЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА, ОНИ ОСВОБОЖДАЮТ ЕГО ИЗ-ПОД МАССЫ ОДЕЖДЫ.
Слайд 27

ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ Скульптурный портрет Надгробный монумент Портретная медаль Конная статуя

ЖАНРЫ СКУЛЬПТУРЫ

Скульптурный портрет

Надгробный монумент

Портретная медаль

Конная статуя

Слайд 28

Донателло Статуя Давида Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо

Донателло
Статуя Давида

Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Библейский

пастух, победитель великана Голиафа – один из излюбленных образов Ренессанса.
Слайд 29

Микеланджело Буонарроти «Пьета» («Оплакивание Христа») Дева Мария держит тело Иисуса Христа

Микеланджело
Буонарроти
«Пьета»
(«Оплакивание
Христа»)

Дева Мария держит тело Иисуса Христа на руках после

распятия. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, будто это не Мать и Сын, а сестра, которая оплакивает смерть брата. Материнство для Микеланджело – это символ молодости.
Слайд 30

Джамболонья Статуя Нептуна Статуя Нептуна, за которую Джамболонья получил первый крупный

Джамболонья
Статуя Нептуна

Статуя Нептуна, за которую Джамболонья получил первый крупный гонорар,

создавалась для фонтана Нептуна в Болонье. Фонтан стал символом счастливого правления папы Пия IV.
Слайд 31

ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Это,несомненно,золотой век, который вернул свет свободным искусствам.

ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Это,несомненно,золотой век, который вернул свет свободным искусствам.

Слайд 32

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе,

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе,

к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемента сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Слайд 33

Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти как

Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти как

Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которых по праву называют титанами Возрождения.
В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.

Джотто

Боттичелли

Леонардо
да Винчи

Микеланджело

Рафаэль

Тициан

Слайд 34

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) Все работы да Винчи исключительно

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Все работы да Винчи исключительно разноплановы.
Для его

картин характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека.
Леонардо да Винчи изобрел свой прием живописи – сфумато (смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух).
Примечательно, что на многих картинах да Винчи фоном служит горный пейзаж.
Слайд 35

«Тайная вечеря» «Витрувианский человек» «Джоконда»

«Тайная вечеря»

«Витрувианский человек»

«Джоконда»

Слайд 36

Микеланджело Буанаротти (1475 – 1564) Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый,

Микеланджело Буанаротти (1475 – 1564)

Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый, Микеланджело перенес

все муки творческого человека эпохи Высокого Возрождения. Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия — вот что наполняло жизнь выдающегося мастера.
Любимые герои Микеланджело — библейский пророк Моисей и царь Давид, мужественный Прометей, кроткая и смиренная Мария, оплакивающая сына Христа. Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью.
Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном.
Слайд 37

«Грехопадение и изгнание из Рая» «Святое семейство» «Страшный суд»

«Грехопадение и изгнание из Рая»

«Святое семейство»

«Страшный суд»

Слайд 38

Рафаэль Санти (1483 – 1520) Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты.

Рафаэль Санти (1483 – 1520)

Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты. Благородные овалы

лиц, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы — таковы его женские образы.
Рафаэль – уникальный мастер композиции. Его образы Мадонн исполнены спокойствия, тихой грусти, гармонии и грации. Им написано более двадцати Мадонн, среди которых достойное место занимает ранняя работа — «Мадонна Конестабиле».
Сущность произведений Рафаэля – синтез христианства и античности. В стиле Рафаэля отсутствует дух соперничества, присущий Микеланджело и да Винчи.
Слайд 39

«Афинская школа» «Сикстинская Мадонна» «Мадонна Конестабиле»

«Афинская школа»

«Сикстинская Мадонна»

«Мадонна Конестабиле»

Слайд 40

Музыка эпохи Возрождения Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная. Ф.Шопен

Музыка эпохи Возрождения

Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная.
Ф.Шопен

Слайд 41

Музыка, подобно искусству и литературе, возвращается к ценностям античной культуры. Продолжает

Музыка, подобно искусству и литературе, возвращается к ценностям античной культуры.
Продолжает развиваться

церковная музыка.
Все большее значение получают светские жанры.
Создаются лирико-драматические произведения.
Ярче проявляется личность автора.
Музыка оказывает духовное и эмоциональное воздействие на слушателя.

Основные черты

Слайд 42

Кантата (торжественное произведение для солистов хора и оркестра). Оратория (драматическое произведение

Кантата (торжественное произведение для солистов хора и оркестра).
Оратория (драматическое произведение для

солистов хора и оркестра. Писалось на сюжеты Священного Писания).
Баллада (сольное произведение героико-эпического характера).
Мадригал (первоначально – пастушеская песня, затем – лирическая песня, созданная на основе поэзии изысканного стиля).
Сольная песня.
Опера.

Музыкальные жанры

Слайд 43

Музыкальные инструменты Орган Лютня Виола Флейта Рожок

Музыкальные
инструменты

Орган

Лютня

Виола

Флейта

Рожок

Слайд 44

Проверь себя Установите соответствия: Собор Святого Петра Церковь Богородицы Купол собора Святой Марии

Проверь себя

Установите соответствия:
Собор Святого Петра
Церковь Богородицы
Купол собора Святой Марии

Слайд 45

Установите соответствия: Донателло Микеланджело Джамболоньо Проверь себя Статуя Нептуна «Пьета» Статуя Давида

Установите соответствия:
Донателло
Микеланджело
Джамболоньо

Проверь себя

Статуя Нептуна

«Пьета»

Статуя Давида

Слайд 46

Назовите автора и произведение. Проверь себя Микеланджело Буанаротти «Грехопадение и изгнание

Назовите автора и произведение.

Проверь себя

Микеланджело
Буанаротти
«Грехопадение и
изгнание из Рая»

Леонардо

да Винчи
«Тайная вечеря»

Рафаэль Санти
«Сикстинская
Мадонна»

Слайд 47

Назовите… 1. основные черты архитектуры Возрождения; 2. скульптурные жанры Возрождения; 3.

Назовите…
1. основные черты архитектуры Возрождения;
2. скульптурные жанры Возрождения;
3. известных живописцев эпохи

Возрождения;
4. музыкальные инструменты, использовавшиеся в эпоху Возрождения.

Проверь себя

Прямоугольные формы зданий; симметричность, пропорциональность; наличие арок, куполов.

Скульптурный портрет, надгробный монумент,
портретная медаль, конная статуя.

Джотто, Боттичелли, Л. да Винчи, Микеланджело,
Рафаэль, Тициан.

Орган, виола, лютня, флейта, рожок.

Слайд 48

Литература эпохи Возрождения Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро

Литература эпохи Возрождения

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро

Слайд 49

Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она

Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она

подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же время выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов.
Гуманизм не признавал:
унижения человека;
неверия в его силы и творческие возможности;
понимания земной жизни как греха.

Особенности литературы

Слайд 50

В центре Вселенной – человек. Человек не зависит от воли Бога.

В центре Вселенной – человек.
Человек не зависит от воли Бога.
Человек ценен

сам по себе: он имеет право на свободное развитие своих способностей, на борьбу за счастье в земной жизни.
Любовь – это высокое чувство человека к человеку.
Уважение к человеку зависит от его личных качеств.
Наслаждение – это необходимая часть человеческой жизни.

Идейные принципы литературы

Слайд 51

Италия Данте Алигьери «Божественная комедия». Франческо Петрарка. Сонеты. Джованни Боккаччо «Декамерон».

Италия
Данте Алигьери «Божественная комедия».
Франческо Петрарка. Сонеты.
Джованни Боккаччо «Декамерон».
Франция
Франсуа Рабле «Гаргантюа и

Пантагрюэль».
Томас Мор «Утопия».
Испания
Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».
Англия
Вильям Шекспир «Ромео и Джульетта»,«Гамлет».

Представители литературы

Слайд 52

Франческо Петрарка (1304 – 1374) Повсюду и всегда я останусь абсолютно свободным. Ф.Петрарка

Франческо Петрарка (1304 – 1374)

Повсюду и всегда я останусь абсолютно свободным.
Ф.Петрарка

Слайд 53

Имя: Франческо Петрарка. Дата рождения: 20 июля 1304 года. Место рождения:

Имя: Франческо Петрарка.
Дата рождения: 20 июля 1304 года.
Место рождения: город Ареццо.
Семья:

отец – нотариус.
Образование: юридическое.
Род деятельности: поэт.
Жанр: поэзия.
Дата смерти: 19 июля 1374года.

Визитная карточка

Слайд 54

6 апреля 1327г. – встретил любовь всей своей жизни – прекрасную

6 апреля 1327г. – встретил любовь всей своей жизни – прекрасную

Лауру, ставшую музой и главной героиней его поэзии.
1330г. – принимает духовный сан. Путешествует по Франции, Фландрии, Германии, Италии, Испании.
1337 – 1347г. – уединяется в местечке Воклюз, полностью посвящает себя литературе.
1341г. – увенчан лавровым венком, признан королем поэтов.

Знаменательные даты

Слайд 55

трактаты; письма (послания); цикл поэм «Триумфы»; цикл сонетов «Книга песен» («Канцоньер»).

трактаты;
письма (послания);
цикл поэм «Триумфы»;
цикл сонетов «Книга песен» («Канцоньер»).
Включает 366 сонетов о

любви, посвящены донне Лауре.
Состоит из двух частей.

Литературное наследие

«На жизнь
мадонны Лауры»

«На смерть
мадонны Лауры»

Слайд 56

Сонет – особая строфа, состоящая из 14 строк (два четверостишия и

Сонет – особая строфа, состоящая из 14 строк (два четверостишия и

два трехстишия) с определенной рифмовкой.
1 строфа – тема;
2 строфа – развитие действия;
3 строфа – кульминация;
4 строфа – развязка.
Сонет возник в конце эпохи Средневековья. Человек эпохи Средневековья – мистик. Поэтому четверостишие стало отражением четырех элементов, из которых создан мир (земля, вода, огонь, воздух).

Теория литературы

Слайд 57

Слайд 58

Ответьте на вопросы Перескажите известные факты биографии Ф.Петрарки. Кому и чему

Ответьте на вопросы

Перескажите известные факты биографии Ф.Петрарки.
Кому и чему посвящены стихи

сборника «Книга песен»?
Дайте определение сонета.
Какие стороны любви раскрываются в каждом из прочитанных вами сонетов? Приведите цитаты.
Творческое задание.
Представьте, что Лаура тоже писала стихи. Придумайте сюжет ее ответного послания Петрарке.
Слайд 59

Сияние гения, чьи лучи проникают повсюду, - вот что такое Шекспир.


Сияние гения, чьи лучи проникают повсюду, - вот что такое Шекспир.
В.Гюго

Вильям

Шекспир (1564 – 1616)
Слайд 60

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.
Отец

Вильяма Шекспира, Джон, был ремесленником, купцом (торговал шерстью), а в 1568 году стал мэром Стрэтфорда.
Мать Вильяма, Мария Арденн, была дочерью фермера из Вилмкота.
Из некоторых источников известно, что Вильям Шекспир учился в грамматической школе.
Слайд 61

Дом, где родился Шекспир

Дом, где родился Шекспир

Слайд 62

Грамматическая школа

Грамматическая школа

Слайд 63

1582 год – Вильям Шекспир женится на Энн Хэтэвей. Середина 1580-х

1582 год – Вильям Шекспир женится на Энн Хэтэвей.
Середина 1580-х годов

– Шекспир с семьей переезжает в Лондон.
Шекспир зарабатывал тем, что сторожил у театра лошадей. За этой должностью последовала закулисная работа в театре…
Только через несколько лет Вильям Шекспир получил свою первую маленькую роль.
До работы в театре Шекспиру пришлось также освоить профессию школьного учителя.
Слайд 64

Театр времен Шекспира Над входом в театр – крылатые слова: «Весь мир – театр».

Театр времен Шекспира Над входом в театр – крылатые слова: «Весь мир

– театр».
Слайд 65

Театр «Глобус» «ГЛОБУС» — публичный театр Лондона. Он действовал с 1599

Театр «Глобус»

«ГЛОБУС» — публичный театр Лондона.
Он действовал с 1599 по 1644

год.

Название было заимствовано из греческой мифологии и указывает на Геркулеса, который держал на плечах земной шар.
При короле Джеймсе I театр получил статус «Королевского».

Слайд 66

Последние годы жизни 1612 год – Шекспир уже достаточно богат, чтобы

Последние годы жизни

1612 год – Шекспир уже достаточно богат, чтобы приобрести

себе дворянский титул. Он покупает дом в своем родном городе Стрэдфорд-на-Эйвэн и переезжает туда. В Стрэдфорде Шекспир живет уже до самой смерти.
23 апреля 1616 года – Вильям Шекспир умирает в Стрэдфорде-на-Эйвэн в день своего рождения. Похоронен в церкви своего родного городка.
Слайд 67

Могила Шекспира «О, добрый друг, во имя бога, Ты прах под

Могила Шекспира

«О, добрый друг, во имя бога, Ты прах под камнем

сим не трогай; Сна не тревожь костей моих; Будь проклят тот, кто тронет их!..»
Слайд 68

Периодизация творчества Шекспира: первый период (1590 – 1594 гг.) – комедии

Периодизация творчества Шекспира:

первый период (1590 – 1594 гг.) – комедии «Сон

в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего»; пьесы-хроники; трагедия «Ромео и Джульетта»;
второй период (1594 – 1607 гг.) – трагедии «Король Лир», «Гамлет», «Отелло»; сонеты;
третий период (1608 – 1612 гг.) – пьесы-сказки «Цимбелин», «Буря», «Зимняя ночь».
Слайд 69

Теория литературы Комедия (греч.) – песнь веселой толпы – вид драмы,

Теория литературы

Комедия (греч.) – песнь веселой толпы – вид драмы, в

которой действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим (Мольер, Бомарше, Грибоедов, Гоголь).
Трагедия (греч.) – песнь козла – вид драмы, в основе которой лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся гибелью героя.
Слайд 70

"Сонеты" Шекспира-венец английской лирики эпохи Возрождения. Сквозь условность и искусственные рамки

"Сонеты" Шекспира-венец английской лирики эпохи Возрождения. Сквозь условность и искусственные

рамки формы в них пробились подлинные человеческие чувства, большие страсти и гуманные мысли.
Они - лирический синтез эпохи Возрождения.
Слайд 71

ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА СОНЕТОВ ШЕКСПИРА Сочетание совершенной художественной формы и богатого идейного

ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА СОНЕТОВ ШЕКСПИРА

Сочетание совершенной художественной формы и богатого идейного содержания.
Цикл

включает 154 сонета, опубликован в 1609 году.
Тематика сонетов.

Тема поэта, поэзии,
значения искусства.

Тема любви и дружбы.

Тема общественной
жизни страны.

Слайд 72

«Ромео и Джульетта» - самая светлая трагедия Шекспира Верона

«Ромео и Джульетта» - самая светлая трагедия Шекспира
Верона

Слайд 73

Главное для Шекспира – сам человек, а не его происхождение и

Главное для Шекспира – сам человек, а не его происхождение и

состояние.

Автор утверждает право каждого человека на свободный выбор в любви, определение своего жизненного пути.

Слайд 74

Шекспир резко осуждает феодальные устои, произвол родителей, которые стали преградой для

Шекспир резко осуждает феодальные устои, произвол родителей, которые стали преградой для

счастья своих детей и привели их к гибели.
Слайд 75

Разговор Джульетты с родителями Финальная сцена "Ромео и Джульетты" Джульетта выпивает

Разговор Джульетты
с родителями

Финальная сцена
"Ромео и Джульетты"

Джульетта
выпивает

снотворное

Иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»

Слайд 76

Гамлет: «Что за великое созданье –человек! Как благороден разумом! Как бесконечен

Гамлет:
«Что за великое созданье –человек! Как благороден разумом! Как

бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

ТРАГЕДИЯ «ГАМЛЕТ» – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЯРКИХ ОБРАЗЦОВ МИРОВОЙ ДРАМАТУРГИИ

Слайд 77

Трагедия Шекспира изображает сложный характер в его развитии. Воспитанник Виттенбергского университета,

Трагедия Шекспира изображает сложный характер в его развитии. Воспитанник Виттенбергского университета,

Гамлет придерживается гуманистических взглядов, он оптимистически смотрит на мир и человека. Беды заставили Гамлета по-новому взглянуть решительно на все. Действительность не соответствует представлению о ней Гамлета – происходит разлад между мечтой и действительностью. Веру Гамлета в идеалы разрушили самые близкие ему люди.
Слайд 78

Быть или не быть? Вот в чем вопрос... Монолог «Быть или

Быть или не быть? Вот в чем вопрос...

Монолог «Быть или не

быть…» завершает определенный этап духовного развития главного героя.
Слайд 79

Быть или не быть… Быть «Быть» - это значит жить предельно

Быть или не быть…

Быть
«Быть» - это значит жить предельно напряженными

чувствами, испытывать горечь и боль, счастье и радость. Они невозможны друг без друга… это толстовский путь к истине, который открылся Пьеру: «сопрягать… - вот что нужно!».

Не быть
Стать наблюдателем жизни- это равнозначно падению. Отдаться обыденности, успокоиться, забыть о сильных чувствах, принять пошлую реальность, забыть о красоте жизни- значит перестать быть человеком, а потому перестать быть вообще.

Слайд 80

Что же решает Гамлет? Он начинает действовать. А это значит, что

Что же решает Гамлет?

Он начинает действовать. А это значит, что он

выбрал вариант «быть», то есть жить и бороться.
Слайд 81

Восстанавливать нравственность века – значит вступать в конфликт со всем и

Восстанавливать нравственность века – значит вступать в конфликт со всем и

со всеми. У этого конфликта нет разрешения, потому что в арсенале человека нет средств, способных восстановить абсолютную нравственность в мире.
Так Шекспир утверждает гуманистическую мысль: нельзя исправить век насильственными действиями. Внутренний долг каждого человека – самому освободиться от власти зла.
Слайд 82

Иллюстрации к трагедии Шекспира «Гамлет» Явление призрака. Разговор Гамлета с королевой.

Иллюстрации
к трагедии Шекспира «Гамлет»

Явление призрака.

Разговор Гамлета
с королевой.

Слайд 83

Иллюстрации к трагедии Шекспира «Гамлет» Гамлет убивает Полония Финальная сцена трагедии.

Иллюстрации
к трагедии Шекспира «Гамлет»

Гамлет убивает Полония

Финальная сцена трагедии.

Слайд 84

Шекспир в театре и в кино Балет «Ромео и Джульетта»

Шекспир в театре и в кино

Балет «Ромео и Джульетта»

Слайд 85

Кинофильм «Гамлет» Шекспир в театре и в кино

Кинофильм «Гамлет»

Шекспир в театре и в кино

Слайд 86

Памятники Шекспиру В сердцах у нас себе воздвиг ты сам Нетленный

Памятники Шекспиру

В сердцах у нас себе воздвиг ты сам
Нетленный и слепящий

взоры храм…
Дж. Мильтон
Слайд 87

Допиши предложения… Гуманизм не признавал… унижения человека, неверия в его силы

Допиши предложения…
Гуманизм не признавал…
унижения человека, неверия в его силы и творческие

возможности, понимания земной жизни как греха.
Идейные принципы литературы:
в центре Вселенной – человек;
человек не зависит от воли Бога;
уважение к человеку зависит от его личных качеств.
Тематика сонетов Шекспира:
тема поэта и поэзии, тема любви и дружбы, тема общественной жизни страны.

Проверь себя

Слайд 88

Установи соответствия Д.Алигьери «Декамерон» Д.Боккаччо «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле «Божественная комедия» Проверь себя

Установи соответствия
Д.Алигьери «Декамерон»
Д.Боккаччо «Гаргантюа и
Пантагрюэль»
Ф.Рабле «Божественная
комедия»

Проверь себя

Слайд 89

Вопросы викторины: В каком городе родился Шекспир? В какой семье родился

Вопросы викторины:

В каком городе родился Шекспир?
В какой семье родился Шекспир?
Где учился

Шекспир?
Какой титул «приобретает» Шекспир в последние годы жизни?
Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир?
Где похоронен Шекспир?
В каких жанрах писал Шекспир свои произведения?
Назовите произведения Шекспира.
Что осуждает автор в трагедии «Ромео и Джульетта»?
В чем суть главного шекспировского вопроса?
Слайд 90

Эпоха Возрождения имела различную длительность и свои национальные особенности в каждой

Эпоха Возрождения имела различную длительность и свои национальные особенности в каждой

стране. Но ее выдающиеся открытия до сих пор вызывают одинаково большой интерес у людей из самых разных уголков мира.

Спасибо за внимание!

Слайд 91

Баллада - сольное произведение героико-эпического характера. Возрожде́ние (Ренесса́нс) — эпоха в

Баллада - сольное произведение героико-эпического характера.
Возрожде́ние (Ренесса́нс) — эпоха в истории

культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени, ознаменованная бурным расцветом науки и искусства.
Гуманизм - идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.
Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. 

Словарик

Слайд 92

Кантата - торжественное произведение для солистов хора и оркестра. Комедия -

Кантата - торжественное произведение для солистов хора и оркестра.
Комедия - вид

драмы, в которой действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.
Конфликт – столкновение, противоборство действующих сил.
Мадригал - лирическая песня, созданная на основе поэзии изысканного стиля.

Словарик