Этические аспекты профессионального общения

Содержание

Слайд 2

Этикет, определение понятия Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления

Этикет, определение понятия

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих

отношений.
Этикет – составная часть внешней культуры (манеры, одежда)
Слайд 3

Появление этикета Появился в Италии, позднее стал способом существования королевских дворов

Появление этикета

Появился в Италии, позднее стал способом существования королевских дворов (Испания,

Франция, Англия)
В традиционных обществах этикет осуществлялся через ритуал (Япония, Китай)
Слайд 4

Испанский король Филипп 111

Испанский король Филипп 111

Слайд 5

ритуал

ритуал

Слайд 6

ритуал

ритуал

Слайд 7

Этикет в России Формировался под влиянием этики паулинизма, религиозной литературы и

Этикет в России

Формировался под влиянием этики паулинизма, религиозной литературы и канонов

житейской мудрости
Поучение Владимира Мономаха (Х11 в.) – основа Псалом
Домострой (ХУ1 в.) – основа паулинизм
Русские кодексы и нравоучения Х1-ХУ11 вв. определяли занятия и образ жизни феодалов, купечества, горожан, духовенства, отличались мелочной регламентацией
Слайд 8

Домострой (ХУ1 в.) В ХУ1 в. Русские самодержцы приступают к строительству

Домострой (ХУ1 в.)

В ХУ1 в. Русские самодержцы приступают к строительству «Третьего

Рима», мечтая о «Небесном Иерусалиме» (культурный локус «Святой Руси» - богоизбранной страны). Это находит отражение в книжности «Сказания о князьях Владимирских», «Стоглав» и в иконописи
64 главы свода житейских правил, состоит из 3-х частей: как веровать (о строении духовном), как царя чтить (о строении мирском), о строении домовном ( как жить с домочадцами)
Слайд 9

Сказание о князьях Владимирских

Сказание о князьях Владимирских

Слайд 10

Икона «Церковь воинствующая» (1552 г.)

Икона «Церковь воинствующая» (1552 г.)

Слайд 11

Ст. Макарий

Ст. Макарий

Слайд 12

Великие Минеи Четьи

Великие Минеи Четьи

Слайд 13

Купеческая семья (ХУ11 в.)

Купеческая семья (ХУ11 в.)

Слайд 14

Домострой (калька с древнегреческого – хозяйство, экономика) Уважительное отношение к труду,

Домострой (калька с древнегреческого – хозяйство, экономика)

Уважительное отношение к труду,

отличное от средневекового, который воспринимал труд как кару Божью (семантика слова «труд» - рабство, подвиг, болезнь и т.п.)
Сближение «мира небесного» и «мира земного» (модель – торговый город Новгород, наибольшая концентрация церквей была на торговой стороне, в самой церкви находился склад товаров)
Значение семейной жизни (выполнение социальных ролей: «женский мир» в домовом пространстве, «мужской мир» - сеять и воевать, внедомашнее пространство)
Слайд 15

Храм в Новгороде

Храм в Новгороде

Слайд 16

Храм в Новгороде

Храм в Новгороде

Слайд 17

Фрески Знаменского храма (Новгород)

Фрески Знаменского храма (Новгород)

Слайд 18

Домострой «женский мир» в России мог находиться вне дома (поле), встречались

Домострой

«женский мир» в России мог находиться вне дома (поле), встречались вопросы

раздела имущества между супругами и соблюдения долговых обязательств (женщина часто выступала в роли безжалостных ростовщиц)
Женщина имела право на владение (Х1-Х111 вв.) и распоряжение имуществом, позднее и распоряжения недвижимостью
Законы оберегали женщин от физического насилия, встречаются статьи, предусматривающие наказания и женщин за издевательство над мужьями
Слайд 19

«Юности честное зерцало» (светский этикет Петра 1, ХУ111 в.) Куртуазность жизни

«Юности честное зерцало» (светский этикет Петра 1, ХУ111 в.)

Куртуазность жизни дворянина
Культура

поведения в церкви, на улице, званых приемах
Высшая знать должна знать иностранные языки, уметь танцевать, учиться конной езде, фехтованию, красноречию
Было предписано: в носу не ковыряться, не жрать, как свинья, не дуть в ушное, не говорить, когда во рту пища, губ рукой не вытирать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, около своей тарелки не делать заборов, громко не сморкаться и т.п.
Отношение к слугам – допускалось физическое насилие
Отношение между родителями и детьми – беспрекословное подчинение старшим
Слайд 20

Особенности этикета Х1Х в. Усложненность правил поведения для женщин (мужчины должны

Особенности этикета Х1Х в.

Усложненность правил поведения для женщин (мужчины должны были

подчеркивать привилегированное положение женщин – обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней дверь, нести ее вещи и т.п.)
Строгая регламентация правил приема гостей, застольных манер, одежды, темы бесед
Запретными темами для бесед были: политика, религия, болезни, обсуждать прислугу, отношения между полами, любые проблемы, касающиеся присутствующих за столом
Неукоснительное соблюдение этих правил давало возможность быть принятым в своем кругу
Влияние этикета на частную жизнь
Слайд 21

Этикет ХХ века Менее разветвленная система этикетных норм Более демократичен Остаются

Этикет ХХ века

Менее разветвленная система этикетных норм
Более демократичен
Остаются по-прежнему базовые составляющие

этикета:
вежливость
естественность
достоинство
такт
ответственность, верность своему слову
Слайд 22

Этикет необходим для установления контактов, достижения взаимопонимания профессионального роста сохранения устойчивых

Этикет необходим для

установления контактов,
достижения взаимопонимания
профессионального роста
сохранения устойчивых хороших

отношений в любой социальной группе (успех в бизнесе на 85% зависит от умения общаться с людьми, 15% - от профессиональных знания –Д. Карнеги)
Слайд 23

Выводы Этикет – важная часть общечеловеческой культуры Создан в соответствии с

Выводы

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры
Создан в соответствии с представлениями человечества

о красоте, добре, справедливости, порядке, бытовой целесообразности