Этничность в современном мире: Минотавр или Ариадна

Содержание

Слайд 2

План занятия Этнос и этничность: как работает терминология. Традиционный и современный

План занятия

Этнос и этничность: как работает терминология. Традиционный и современный расизм
Культура.

Ценности как ядро культуры (Клакхон и Стродбек)
Культурные синдромы (Триандис), психологические измерения культур (Хофстед), культурные аксиомы (Бонд, Леунг), теория ценностей Ш. Шварца
Слайд 3

«Этнический парадокс» современности 1. М. Хайслер: в "эпоху постнационализма" этничность исчезает,

«Этнический парадокс» современности

1. М. Хайслер: в "эпоху постнационализма" этничность исчезает, а

жизнь частного человека обусловлена прежде всего внеэтническими характеристиками социального бытия (уровнем образования, родом занятий, доходом и т.п.), законами, институтами и конкретной политикой [Heisler M. O. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern West // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts/Toronto, 1990. P. 21–52.].
2. «Этническое возрождение»
М. Бэнкс: На протяжении многих лет "этничность" является ключевым понятием социологии и антропологии, но тем не менее по-прежнему представляется неясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями [Banks М. Ethnicity: Anthropological Constructions. L.; N. Y., 1996].
Слайд 4

Этничность: противостояние теоретических парадигм Примордиализм: этнос – «Этнос – исторически сложившаяся

Этничность: противостояние теоретических парадигм

Примордиализм: этнос – «Этнос – исторически сложившаяся на

определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании» (Ю.Бромлей)
Этнос - «объективная реальность», особый тип групп, к которому человек принадлежит по рождению.
Слайд 5

Конструктивизм: этничность - результат деятельности социальных акторов, определяемая субъектом принадлежность к

Конструктивизм: этничность - результат деятельности социальных акторов, определяемая субъектом принадлежность к

культурной группе (идентичность).
Функции этничности:
1. Сплачивающая - обеспечивает внутреннюю связь общности на основе представлений (этничность может быть конфронтационна),
2. Мобилизующая (в связи с эмоциональной насыщенностью).

Этничность: противостояние теоретических парадигм

Слайд 6

Мы/Они: относительность определений и самоопределений "Да, я — русский. Сейчас я

Мы/Они: относительность определений и самоопределений

"Да, я — русский. Сейчас я понимаю,

хотя и смутно, что это означает. Это означает, что я несу в своей душе всех этих людей, охваченных печалью, эти сожженные деревни, эти озера, наполненные обнаженными мертвецами. Это значит быть в человеческом стаде, покорно взирающем на то, как его избивает тиран. Это — чувство ужаса оттого, что соучаствуешь в преступлении. Это — острое желание снова оказаться в центре этих историй из прошлого, хотя бы только для того, чтобы стереть в них следы страдания, несправедливости, смерти. Да, хочется поймать черную машину на улицах Москвы и раздавить ее огромной ладонью. Затем с замиранием сердца смотреть на молодую женщину, открывшую дверь подъезда, поднимающуюся по лестнице… Переделать историю. Очистить этот мир. Добить зло. Дать этим людям приют в своем сердце, чтобы однажды открыть для них дверь в мир, освобожденный от зла. А пока делить с ними давящую их печаль. Презирать себя за любую ошибку. Довести свою преданность до точки бреда, до потери сознания. Жить очень просто на краю пропасти. Да, это — Россия".
Слайд 7

Табл. 1. Таблица, представленная в одном из научных докладов по ситуации

Табл. 1. Таблица, представленная в одном из научных докладов по ситуации

в Краснодарском крае
Этнические компоненты в составе населения и в преступности (1994 г.), % по столбцу
Слайд 8

Кейс 1. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: стратегии и механизмы

Кейс 1. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы:
стратегии и механизмы конструирования

образов ингруппы и аутгруппы в советских и постсоветских учебниках для начальной школы
Слайд 9

Идеология расизма «Традиционный расизм»: Посылки: членение человечества на отдельные группы (“расы”),

Идеология расизма

«Традиционный расизм»:
Посылки:
членение человечества на отдельные группы (“расы”),
приписывание им

биологически определенных черт,
постулирование иерархии между расами
Следствия:
институционализация расовой дискриминации
экономические и социальные различия приобретают характер культурных различий - представляются в качестве “естественных”
Слайд 10

Расизм: традиционный и современный Суть расизма: биологические различия представляются непосредственной причиной

Расизм: традиционный и современный

Суть расизма: биологические различия представляются непосредственной причиной различий

социальных, культурных и психологических.
Дискриминация обосновывается неспособностью и/или незаинтересованностью дискриминируемых групп воспринять эти блага или справиться с этой деятельностью.
Закрепление расовой дискриминации углубляет экономические и социальные различия между группами, со временем эти различия приобретают характер культурных.
Слайд 11

Современный расизм — дифференциалистский (ПьерТагуев): Неснимаемость различий (например, призывы со стороны

Современный расизм — дифференциалистский (ПьерТагуев):

Неснимаемость различий (например, призывы со стороны большинства

к сохранению культур меньшинств)
Натурализация социального
Суть расизма — в интерпретации различий в качестве естественных, а также в закреплении связи между Различием и Господством.
Итак, расизм – это идеология, непосредственно вытекающая из факта эссенциализации этноса и культуры – восприятия их как факта, некой застывшей сущности.
Слайд 12

Источники расизма: Политические: Расизм - стратегия исключения, предлагает квазиестественное обоснование социальной

Источники расизма:

Политические:
Расизм - стратегия исключения, предлагает квазиестественное обоснование социальной дискриминации.


Социально-психологические:
Расизм отвечает потребности в коллективной солидарности.
Слайд 13

Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни Оказывая влияние на социальное

Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни

Оказывая влияние на социальное поведение,

культура определяет лишь социотипическое поведение личности:
1.Осознание себя и мира.
2.Коммуникацию.
3.Одежду и внешность.
4.Культуру питания.
5.Представления о времени.
6.Взаимоотношения (на уровне семьи, организаций, правительства и т. д.).
7.Мыслительные процессы и обучение.
8.Трудовые привычки и практические приемы.
Слайд 14

Культура как система ценностей Ф. Клакхорн и Ф. Стродбек: универсальные проблемы,

Культура как система ценностей

Ф. Клакхорн и Ф. Стродбек: универсальные проблемы, с

которыми сталкиваются все люди, в соответствии с решением которых формируются существенные отличительные характеристики культур.
Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем»
Слайд 15

Теория ценностей Клакхона и Стродбека Люди во всех культурах призваны решать

Теория ценностей Клакхона и Стродбека

Люди во всех культурах призваны решать одни

и те же проблемы;
Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный вес внутри данного набора;
Все потенциальные решения имеются в каждой культуре, однако одни решения, с точки зрения членов данной культуры, являются предпочтительными.
Слайд 16

5 общечеловеческих проблем: 1) отношение к человеческой натуре; 2) отношение человека

5 общечеловеческих проблем:

1) отношение к человеческой натуре;
2) отношение человека к природе

и «сверхприродному»;
3) отношение человека ко времени;
4) направленность человеческой деятельности;
5) отношение человека к другим людям.
Слайд 17

Г. Триандис: культурные синдромы Культурный синдром — это определенный набор ценностей,

Г. Триандис: культурные синдромы

Культурный синдром — это определенный набор ценностей, установок,

верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой:
Простота/сложность - регламентирует отношение ко времени и степень специфичности социальных ролей, 
Открытость/закрытость - допустимая степень группового давления в регламентации индивидуального поведения
Индивидуализм/коллективизм - степень, в которой граждане данной страны или сотрудники организации предпочитают воспринимать себя и действовать самостоятельно, а не как члены той или иной группы.
Слайд 18

Проксемика (Э. Холл) Исследования личного и общественного пространства и восприятие его

Проксемика (Э. Холл)

Исследования личного и общественного пространства и восприятие его человеком,

и то, каким образом человек бессознательно структурирует свое микропространство, поддерживая дистанцию с другим человеком в процессе повседневных взаимодействий
Функции персонального пространства – защита и коммуникация
Слайд 19

Высококонтактные и низкоконтактные культуры

Высококонтактные и низкоконтактные культуры

Слайд 20

Слайд 21

Г.Хофстед: ценностные измерения культур Дистанция власти — признаваемая или допустимая степень

Г.Хофстед: ценностные измерения культур

Дистанция власти — признаваемая или допустимая степень неравенства

между людьми с точки зрения влияния на принимаемые решения.
Избегание неопределенности — степень, в которой люди готовы действовать в слабо структурированных ситуациях.
Маскулинность/феминность – степень регламентированности гендерных ролей и значение ценностей богатства, силы, власти/качества межличностных отношений.
Слайд 22

Корреляции измерений Хофстеда с социально-экономическими и демографическими показателями

Корреляции измерений Хофстеда с социально-экономическими и демографическими показателями

Слайд 23

Корреляции измерений Хофстеда с социально-политическими показателями

Корреляции измерений Хофстеда с социально-политическими показателями

Слайд 24

Стили вербальной коммуникации Прямой (стиль общения, исключающий недоговоренности в соответствии с

Стили вербальной коммуникации

Прямой (стиль общения, исключающий недоговоренности в соответствии с целью

выражения истинных намерений говорящего) и непрямой (ориентированный на сокрытие истинных желаний и целей);
Искусный (вычурный) (предполагающий использование богатого, экспрессивного языка) и краткий (сжатый) (предполагающий использование необходимого и достаточного минимума высказываний для передачи информации);
Личностный (ставит в центр сообщения индивида) и ситуационный (ставит в центр сообщения социальную роль индивида);
Инструментальный (ориентирован на говорящего и цель коммуникации) и аффективный (ориентирован на слушающего и сам процесс коммуникации).
Слайд 25

+Ф. Тромпенаарс, Ч. Хампден-Тернер Универсализм/партикуляризм - ориентация индивида при оценке поведения

+Ф. Тромпенаарс, Ч. Хампден-Тернер

Универсализм/партикуляризм - ориентация индивида при оценке поведения другого

на ка­кое-то универсальное правило или на партикулярные (обособленные, неофициальные, субъективно-произволь­ные) критерии, являющиеся исключением из этих общих правил. 
Достижение/аскрипция - ориентация индивида при оценке поведения другого на дос­тижения, квалификацию, профессионализм или при­обретенное им от рождения. 
Нейтральность/эмоциональность - использование актором в своих действиях по отношению к другому эмоциональных или рациональных критериев, оценок.
Конкретность/диффузность - принятие актором на себя широких (диффузных) обязаннос­тей в данной ситуации или выполнение специализи­рованных обязанностей.
Слайд 26

Доля респондентов, отдающих предпочтений универсалистской системе ценностей

Доля респондентов, отдающих предпочтений универсалистской системе ценностей

Слайд 27

Слайд 28

Доля респондентов, согласных с утверждением, что уважение к человеку зависит от его происхождения

Доля респондентов, согласных с утверждением, что уважение к человеку зависит от

его происхождения
Слайд 29

Слайд 30

Доля респондентов, которые не стали бы открыто выражать эмоции по поводу своей работы

Доля респондентов, которые не стали бы открыто выражать эмоции по поводу

своей работы
Слайд 31

Слайд 32

Доля респондентов с «конкретной» ориентацией (покраска дома)

Доля респондентов с «конкретной» ориентацией (покраска дома)

Слайд 33

Доля респондентов с «конкретной» ориентацией (предоставление жилья)

Доля респондентов с «конкретной» ориентацией (предоставление жилья)

Слайд 34

Слайд 35

Теория ценностей Ш. Шварца ценности - «желаемые надситуативные ориентиры, различающиеся по

Теория ценностей Ш. Шварца

ценности - «желаемые надситуативные ориентиры, различающиеся по степени

важности, которые служат руководящими принципами в жизни отдельного индивида, либо социальной организации» [Schwartz, 1994, p. 21].
Слайд 36

19 ценностей, определенных через их мотивацию [Schwartz et al., 2012]

19 ценностей, определенных через их мотивацию [Schwartz et al., 2012]

Слайд 37

Круговой мотивационный континуум ценностей [Schwartz et al., 2012]

Круговой мотивационный континуум ценностей [Schwartz et al., 2012]

Слайд 38

Социализация усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и

Социализация
усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение

системы социальных связей и отношений
Слайд 39

Социализаторы 1) опекуны, осуществляющие уход за ребенком, удовлетворяющие его физические и

Социализаторы

1) опекуны, осуществляющие уход за ребенком, удовлетворяющие его физические и эмоциональные

потребности;
2) авторитеты, своим примером транслирующие ребенку ценности и нормы;
3) дисциплинаторы, осуществляющие наказания;
4) воспитатели, целенаправленно обучающие ребенка, передающие ему определенный набор знаний и навыков;
5) компаньоны, на равных участвующие в совместной с ребенком деятельности;
6) сожители, проживающие в одном доме с ребенком
Слайд 40

Типология культур М. Мид Префигуративные культуры Кофигуративные культуры Постфигуративные культуры

Типология культур М. Мид

Префигуративные культуры
Кофигуративные культуры
Постфигуративные культуры

Слайд 41

Межпоколенное сравнение ценностей россиян (ЦФО, 2016)

Межпоколенное сравнение ценностей россиян (ЦФО, 2016)

Слайд 42

Сравнение выраженности 19-ти ценностей младшего поколения русских ЦФО, русских КБР и

Сравнение выраженности 19-ти ценностей младшего поколения русских ЦФО, русских КБР и

представителей титульных этнических групп КБР [Лебедева, Галяпина, 2016]