Евразийство в русской культуре. Выполнила: Рогачёва Д., гр.Т095

Содержание

Слайд 2

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений,

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных

с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг.
Евразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией.
Слайд 3

Н. С Трубецкой — филолог и лингвист, основатель (совместно с Р.О.

Н. С Трубецкой — филолог и лингвист, основатель (совместно с Р.О.

Якобсоном) Пражского лингвистического кружка.

Основные представители:

Лев Гумилёв- советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт

Слайд 4

П. Н. Савицкий — географ, экономист П. П. Сувчинский — музыковед,


П. Н. Савицкий — географ, экономист

П. П. Сувчинский — музыковед, лит.

и муз. критик;

Г В. Флоровский — историк культуры, богослов и патролог

Слайд 5

В наше время, евразийство заново получило широкое распространение, и наиболее известными

В наше время, евразийство заново получило широкое распространение, и наиболее известными

ее представителями являются
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
киргизский писатель Чингиз Айтматов,
политолог Игорь Панарин,
генерал-майор России Александр Владимиров.
Слайд 6

Истоки Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как: Константин

Истоки
Истоки евразийства лежат в идеях поздних славянофилов, таких как: Константин Леонтьев,

Николай Страхов, Николай Данилевский, Иван Ильин, Николай Бердяев. Славянофильство появилось в 40—х годах 19—го века, представители которого отрицали линейную интерпретацию мирового развития и верили в самобытность русской культуры, возникшую на духовной почве православия.
Данное течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Слайд 7

Возникновение. Евразийство возникло в 20—30-е гг. 20-го века, внутри интеллигенции белой

Возникновение.
Евразийство возникло в 20—30-е гг. 20-го века, внутри интеллигенции белой эмиграции,

разочаровавшейся итогами Октябрьской революции. В политическом отношении евразийцы признавали закономерность ее, и Советской власти в целом, как органичного проявления евразийской цивилизации.
Начало евразийской философии положил сборник Н. Трубецкого, П. Савицкого, Г. Флоровского, и П. Сувчинского – “Исход к Востоку” (1921). Развивая и дополняя мысли поздних славянофилов, и жившие в атмосфере русской революции, авторы провозглашали существование русско-евразийской культуры – как симфонической личности – представляющей собой синтез начал Востока и Запада.
Слайд 8

С самых начал, школе евразийства присущи два характерных свойства: Во-первых, евразийцы

С самых начал, школе евразийства присущи два характерных свойства:
Во-первых, евразийцы

придавали исключительное значение исследованию истории степных народов Евразии и их воздействия на русскую стихию.
П. Савицкий считал, что русские унаследовали от монгол “чувство континента”. Он рассматривал Монгольскую империю геополитической предшественницей Российской Империи и Союза ССР. Более того, вместе с Н. Трубецким, они переосмыслили последствия татаро-монгольского нашествия в позитивном ключе. Они считали “иго”, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по их мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе. В том числе, они высоко ценили религиозную терпимость монгол, противопоставляя её католической агрессии Запада.
Во-вторых, геополитический аспект учения основывался на продолжении выводов известных зарубежных географов – на научной концепции “Хартленда” Х. Маккиндера и на теории “Континентального блока” К. Хаусхофера
Слайд 9

Современное евразийство Идеи евразийцев, практически забытые ко второй половине XX века,

Современное евразийство
Идеи евразийцев, практически забытые ко второй половине XX века, были

во многом воскрешены и получили широкое распространение к началу XXI века. После распада Советского Союза начался центробежный процесс отдаления государств периферии от российской метрополии. В краткосрочном промежутке это явление естественно и неизбежно, что объясняется рядом обстоятельств.
По теории этногенеза – Россия-Евразия в 80—90-е гг. 20-го века прошла стадию перегрева и упадка. Однако в долгосрочном периоде, когда брошенный в свое время лозунг – “берите суверенитета, сколько съедите” – выработает свой ресурс, и процесс раздробленности проидет свой пик, в силу снова вступит гораздо более естественный и неизбежный ход реинтеграции. По убеждению евразийцев, это есть аксиома евразийской истории и политики.
Слайд 10

В настоящее время, в атмосфере суверенизации и эмансипации народов постсоветского пространства,

В настоящее время, в атмосфере суверенизации и эмансипации народов постсоветского пространства,

евразийское направление выходит на новый этап становления, которому присущи определенные характеристики:
Слайд 11

Во-первых, в поисках национальной идентичности, другие страны СНГ, находя ответ в

Во-первых, в поисках национальной идентичности, другие страны СНГ, находя ответ в

евразийстве, отходят от идеи главенствующей роли русских и русской культуры, и приходят к представлению абсолютного равенства всех этносов евразийского пространства в историческом процессе объединения. Продолжая заветы ранних евразийцев, в ее новой интерпретации отсутствует мистическая составляющая о священной собирательной миссии русского народа. Этому свидетельствует хотя бы то, что наиболее активным и известным представителем нового евразийства является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Слайд 12

Во-вторых, современное евразийство отличается умеренностью и рациональностью, проявляясь в выработке конкретных

Во-вторых, современное евразийство отличается умеренностью и рациональностью, проявляясь в выработке конкретных

шагов, необходимых для свершения интеграции постсоветского пространства.
Выражением этой новой прагматичности, является тот факт, что в политико-экономическом плане, движение впитывает в себя опыт государственного строительства европейского дома. Естественно, с адаптацией его на евразийские реалии.