Философия эпохи возрождения Выполнила студентка группы Ю-101 Дамаева Кристина

Содержание

Слайд 2

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания,

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания,

с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Слайд 3

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о

том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
Слайд 4

Гуманистический, или антропоцентрический (середины XIV в. до середины XV в) Неоплатонический

Гуманистический, или антропоцентрический
(середины XIV в. до середины XV в)
Неоплатонический
(с середины

XV в. до первой половины XVI в)
Натурфилософский
(вторая половину XVI в. и начало XVII в)

Периоды развития философской мысли в эпоху возрождения:

Слайд 5

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей

к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.
Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.
Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.
Слайд 6

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам

тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах.
В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.
Слайд 7

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до

первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.
Слайд 8

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих

сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

Слайд 9

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий

эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци.
Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.
Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.
Слайд 10

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек

должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.
Слайд 11

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь”

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь”

он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.
Слайд 12

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины

XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.
Слайд 13

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными

его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).
Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.
Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.
Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.