Философские идеи Н.А Бердяева

Содержание

Слайд 2

План: 1) Биография 2) Образование 3) Философские положения 4) Персонализм 5)

План:

1) Биография
2) Образование
3) Философские положения
4) Персонализм
5) Проблема человека
6) Этика в

познании духа
Слайд 3

Биография Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ. Бердяев

Биография

Николай Александрович Бердяев – русский религиозный и политический философ.  Бердяев родился

в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.
Слайд 4

Образование Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом

Образование

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе

оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический.  В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. В 1913 году написал статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».
Слайд 5

Основные положения философии Философию Бердяева считают экзистенциально заострённой из-за того, что

Основные положения философии

Философию Бердяева считают экзистенциально заострённой из-за того, что главной

её проблемой он объявил выяснение смысла бытия в перспективе человеческого существования. Мир имеет смысл лишь постольку, поскольку есть человек. Главная экзистенциальная категория у Бердяева — свобода, которую он понимает достаточно оригинально. Свобода имеет внебытийную природу: она существовала ещё до самого бытия, до Бога, вообще — до разделения мира на определённости.
Слайд 6

Бердяев различал три вида свободы: 1) Первичную иррациональную , то есть

Бердяев различал три вида свободы:

1) Первичную иррациональную , то есть

чистую произвольность
2) Рациональную свободу , то есть исполнение морального долго
3) Свободу в Боге
Слайд 7

Персонализм (от лат. persona — личность) —теистическое направление в философии, признающее

Персонализм (от лат. persona — личность) —теистическое направление в философии, признающее

личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.   В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение диалогический персонализм, представителями которого являются М. Бубер, Недонсель, Бердяев, М.Бахтин, В. Библер.
Диалогический персонализм- философское течение внутри персонализма ставящее основной своей проблемой коммуникацию или диалог. 
Слайд 8

Проблема человека В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет

Проблема человека

В центре мировоззрения Бердяева стоит проблема человека. Он определяет человека

как существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе противоположности. Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а именно как личность. Понятие личности он отличает от понятия индивида. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, то есть в этой ипостаси он связан с материальным миром. Личность же означает  независимость от природы и общества . Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая и духовная


Слайд 9

Этика в познании духа Центральное место в познании духа Бердяев отводит

Этика в познании духа

Центральное место в познании духа Бердяев отводит этике.

Он считает, что в истории человечества сложились два основных типа этики: этика закона (в дохристианской и социально-обыденной формах) и этика искупления (христианская мораль). Этика закона организует жизнь человеческих масс, демонстрирует господство общества над конкретной личностью, над внутренней индивидуальной жизнью человека.  Парадокс в том, что закон имеет и положительное значение, так как он не только калечит личную жизнь, но и охраняет ее. 
Слайд 10

Таким образом, личность- это центр мироздания , обнаруживаемый через бесконечности духа

Таким образом, личность- это центр мироздания , обнаруживаемый через бесконечности духа

конкретного человека. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и от Бога как  просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного «ничто», которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

.