Содержание
- 2. Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее
- 3. Организации Центр традиционной народной культуры Среднего Урала был создан в 2011 году на базе двух организаций:
- 4. Особенности уральского фольклора Многонациональный по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения региона. Ареалы расселения народов
- 5. Башкирский . Корни башкирского фольклора в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на юж. Урале с конца
- 6. Фольклор коми Составляют след. песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют
- 7. МАРИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР
- 8. Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей Застольные песни (порт коклаште муро)
- 9. Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос (моктен ойлаш), легенды и предания (осо
- 10. К традиционным народным танцам относится "веревка" (название дано, очевидно по рисунку пляски, другое название "кумыте" "втроем").
- 11. УДМУРТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
- 12. Истоки удм. народной музыки восходят к муз. культуре древних прапермских племен. На формирование удм. музыкального фольклора
- 14. Скачать презентацию
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство.
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство.
Организации
Центр традиционной народной культуры Среднего Урала был создан в 2011 году
Организации
Центр традиционной народной культуры Среднего Урала был создан в 2011 году
Свердловский областной дом фольклора 1989
Особенности уральского фольклора
Многонациональный по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения
Особенности уральского фольклора
Многонациональный по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения
Башкирский
. Корни башкирского фольклора в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на
Башкирский
. Корни башкирского фольклора в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на
Древний эпический жанр кубаиры, использовался нар. сказателями сэсэнами. Сочетание стихотворного и прозаического изложения характерно для иртэков. Баиты лирико-эпические сюжетные песни-сказы (XVIII-XIX вв.).
Обрядовый фольклор представлен свадебными песнями (причитаниями невесты сенляу и ее величанием теляк).
Плясовые песни и программно-изобразительные инструментальные пьесы кыска-кюй (короткий напев). К их числу относятся и такмаки род частушек, нередко сопровождающихся пляской.
Двухголосие характерно для иск-ва узляу (игры горлом) пения для игры на курае, где один исполнитель одноврем. интонирует бурдонный бас и мелодию, состоящую из звуков обертонового ряда.
Традиционные башк. инструменты смычковый кыл кумыз, курай (тростниковая продольная флейта), кубыз (варган).
Фольклор коми
Составляют след. песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни,
Фольклор коми
Составляют след. песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни,
Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух или трехголосное.
Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган 4и 5-струнный ударный инструмент; духовые чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт), этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком), сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные тотшкэдчан (вид колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. З
МАРИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР
МАРИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей
Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей
К календарным песням относятся: молитвенные чтения, рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних земледельческих работ, включая игровые (модыш муро), луговые (пасу муро), жатвенные (муро туремаш), покосные (шудо солымаш муро); песни сезонных женских работ, как возделывание конопли (кине шулто), пряжа (шудыраш) ткачество (куаш) покраска ткани (чиалташ), вязание (пидаш), вышивание (чоклымаш), посиделочные, весенне-игровые песни.
Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос (моктен
Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос (моктен
Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые свадебные (суан муро), колыбельные (ручкымаш), песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песни-коротышки (такмак).
Для свадебных песен характерна строгая прикрепленность поэтического текста (муро) к мелодии (сем). Среди восточных марийцев термин муро (песня) бытует в значении поэтических текстов, термин сем (мелодия) в значении музыкального текста.
Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений. Эти песни весьма разнообразны как по тематике стихов, так и мелодий. К ним относятся: гостевые ( ? уна муро), застольные (порт коклаште муро), уличные (урем муро) песни.
К традиционным народным танцам относится "веревка" (название дано, очевидно по рисунку
К традиционным народным танцам относится "веревка" (название дано, очевидно по рисунку
Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен, если включать в него не только широко распространенные, но и выходящие из употребления инструменты. В списке музыкальных инструментов, о которых имеются сведения в настоящее время:
1) группа ударных инструментов барабан (тумвыр), деревянная основа которого обтягивалась бычьей кожей, при игре издавал глухой звук, обычно принято было играть на барабане специальными массивными колотушками (уш), коса (сова), стиральная доска (чылдаран она), стиральная колотушка (чылдаран уш) разновидность русского валька, деревянные ложки (совла), шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой (пу калта), деревянный барабан (пу тумвыр), а также в качестве шумовых инструментов использовались другие различные предметы домашней утвари.
2) группа духовых инструментов с семействами: флейт шиялташ (свирель) музыкальный инструмент с 3-6 отверстиями, который изготовлялся из тростникового дерева рябины, клена или коры липы (арыма шушпык соловей); труб удыр пуч (девичья труба); кларнетов шувыр (волынка). Уникальное свойство этого инструмента заключается в отсутствии специальной бурдонной трубки (хотя эту роль и может выполнять одна из трубок). Обе трубки (йытыр) марийской волынки в принципе приспособлены для исполнения мелодии. Традиционно трубки волынки делали из кости ног лебедя или иных длинноногих птиц (цапли, иногда и гусей); туко (рог); чырлык, ордышто, чырлык пуч, умбане (типа жалейки), акаций колта (свистульки); умша ковыж (варган), шерге (расческа).
3) группа струнных инструментов подразделяется на:
а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук (кон-кон), скрипка (скрыпка) с двумя струнами и смычком из конского волоса, аналогично древнерусскому гудку, на которой было принято играть от колена;
б) гусли (кусле) с корпусом полукруглой формы.
Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные инструменты: марийская гармоника (марла гармонь), тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.
УДМУРТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
УДМУРТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Истоки удм. народной музыки восходят к муз. культуре древних прапермских племен.
Истоки удм. народной музыки восходят к муз. культуре древних прапермских племен.