Гештальт-Психология

Содержание

Слайд 2

Гештальт-психология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20

Гештальт-психология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20

века, выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений.
Слайд 3

Возникновение Гештальт-психологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20

Возникновение Гештальт-психологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20

вв. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин "гештальт" (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Кристианом фон Эренфельсом в 1890 году представлению об особом "качестве формы", привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа.
Слайд 4

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и

Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).
Слайд 5

Принципы гештальта Целостность восприятия и упорядоченность гештальта достигаются благодаря следующим принципам:

Принципы гештальта

Целостность восприятия и упорядоченность гештальта достигаются благодаря следующим принципам:
близость (стимулы,

расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Слайд 6

Принцип схожести Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

Принцип схожести

Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

Слайд 7

Принцип близости Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

Принцип близости

Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

Слайд 8

Принцип замкнутости Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

Принцип замкнутости

Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и

прямоугольник.
Слайд 9

Гештальт-качества Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами.

Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершенности, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.
При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона.
Слайд 10

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если

все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).