Индустриальная цивилизация Запад и Восток

Содержание

Слайд 2

Типичные черты и особенности индустриального развития Экономическая и социальная модернизация европейских

Типичные черты и особенности
индустриального развития

Экономическая и социальная модернизация
европейских государств в

XIX - нач. XX вв.

Особенности индустриального
развития стран Востока

Духовная и материальная культура
индустриальной эпохи

2

3

4

1

Слайд 3

Всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свой особый хронологический строй, который

Всякий процесс, разворачивающийся
во времени, имеет свой особый
хронологический строй, который

отражает
изменения в сущностных характеристиках изучаемого
явления. В данном случае речь идёт об эволюции
западной цивилизации на стадии перехода
от «традиционного» к «индустриальному» обществу,
то есть о том историческом этапе, когда буржуазные
отношения превращались в определяющий
фактор общественного прогресса.
Слайд 4

Термин «индустриальное общество» был введен в научный оборот французским мыслителем, социалистом-утопистом


Термин «индустриальное общество»
был введен в научный оборот
французским мыслителем, социалистом-утопистом


Клодом Анри де Рувруа Сен-Симоном в начале
XIX в. С тех пор он широко употребляется
в обществознании, хотя ученые далеки
от единства в интерпретации его наиболее
существенных особенностей.

1750

1825

Слайд 5

Фридрих Энгельс начало индустриальной эпохи характеризовал словами: «В то время как

Фридрих Энгельс
начало индустриальной эпохи
характеризовал словами:
«В то время как над Францией


проносился ураган революции,
очистивший страну, в Англии совершался
менее шумный, но не менее грандиозный
переворот. Пар и новые рабочие машины
превратили мануфактуру в современную
крупную промышленность и тем самым
революционизировали всю основу
буржуазного общества. Вялый ход развития
времен мануфактуры превратился в
настоящий период бури и
натиска в производстве».
Слайд 6

Возрождение - Новые ценности: признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска,

Возрождение -
Новые ценности:
признание
принципов
открытости,
терпимости,
свободы
научного поиска,
уважения
личности
человека.

Реформация -
создавшая
этические учения,
признававшие
ценности личной
инициативы,
профессионального
успеха, стремление
к богатству и
бережливости.
Промышленная
революция –
становление
фабричной
системы в
промышленности
и преобладание
промышленного
производства
над сельским
хозяйством.
Слайд 7

В середине XVII – XVIII вв. новые, буржуазные отношения окончательно победили


В середине XVII – XVIII вв. новые, буржуазные отношения
окончательно победили

в «образцовых капиталистических государствах»
– Голландии, Англии, Франции. Дальнейшая
динамика этих отношений происходила в Европе и
во всем мире вширь и вглубь. Это время окончательного
становления иного, по сравнению со средневековым,
общественного сознания, новых политических институтов,
нравственных и культурных идеалов, научных прорывов,
подорвавших авторитет церкви в объяснении мироустройства;
урбанизации, идеологизации общественного мировидения,
политической, экономической, военной и культурной
экспансии Запада (сначала Западной Европы, а затем и США),
пытавшегося перестроить мир «по своему образу и подобию».
Это время не только универсалистских идей, но и универсалистской
практики Запада, подрывавшего цивилизационные
и культурные корни наций и народов всех континентов.
Данный период истории считается начальной фазой
становления индустриального общества в Европе
Слайд 8

В Европе и Северной Америке в XIX век – начале XX

В Европе и Северной Америке в XIX век – начале XX

вв.
окончательно утвердился западный тип цивилизации –
особого тип цивилизационного развития, основанный
на ускоряющемся прогрессе науки и технологии,
быстром изменении предметного мира и социальных связей,
на доминировании в культуре научной рациональности,
которая выступает как самодовлеющая ценность.
Отсюда начали формироваться индустриальные,
в конце XX в. - постиндустриальные общества

Становление индустриальной цивилизации:

Слайд 9

Машинный характер производства; Циклическая динамика развития производства – раз в десятилетие

Машинный характер производства;
Циклическая динамика развития производства –
раз в десятилетие все

развитые
страны переживают экономические кризисы;
Машинный характер организации труда;
Выравнивание образования работников;

Характерными чертами
индустриального общества являются:

Слайд 10

Одинаковые уровни развития регионов; Политическое равенство; Общество превращено в совокупность технических


Одинаковые уровни развития регионов;
Политическое равенство;
Общество превращено в совокупность
технических систем;
Кризис духовной

среды:
«С торжеством машинного производства
эпоха гуманизма закончилась»
(Ю.В. Яковец)


Слайд 11

Сама природа производительных сил в ту эпоху требовала большой концентрации производства

Сама природа производительных сил в ту эпоху
требовала большой концентрации производства
и

капиталов. В последней четверти XIX в.
мелкие и средние предприятия стали поглощаться
крупными компаниями. Зарождался
монополистический капитализм.
Формы слияния были различны:
возникали картели, которые определяли цены
и делили рынки сбыта; синдикаты - объединения,
созданные для совместной продажи товаров; тресты,
в которых происходило полное объединение
собственности для совместного производства и сбыта;
концерны - объединения трестов или предприятий
на основе финансовой зависимости от
какой-либо монополистической группы
Слайд 12

Слайд 13

. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких

. «Непрерывность» исторического процесса,
отсутствие явных граней между
историческими эпохами, резких

сдвигов и толчков

Неприменимость европейской концепции
линейного прогресса к характеристике
особенностей исторического развития     

  Тип отношений общества и природы
построен на идее не господства над природой,
а слияния с нею     

Основа экономической системы —
общинно-государственные
формы собственности при слабом развитии
института частной собственности       

Слайд 14

Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

Уровень социальной мобильности невысок,
границы между социальными общностями
(кастами, сословиями)

устойчивы

     Государство подчиняет себе общество,
общество вне государства и его контроля не существует     

Принцип автономии личности, свободной от государства и социальных общностей, отсутствует.

  Главный регулятор общественной жизни -
традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений

Слайд 15

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции

История движется неравномерно,
«скачками», разрывы между эпохами очевидны,
часто это революции

разных типов

1

2

3

4

  Общественно-исторический прогресс
достаточно очевиден и может быть «измерен»
посредством разных критериев     

Общество стремится властвовать над природой,
подчиняя ее и извлекая максимально
возможное из нее     

Основа экономики — институт достигшей высокого
развития частной собственности.
Право собственности рассматривается
как естественное и неотъемлемое          

Слайд 16

5 6 7 8 Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений


5

6

7

8

Социальная мобильность населения высока,
возможности социальных перемещений
практически неограниченны

Общество автономно от

государства,
сложилось развитое гражданское общество

Автономия, свободы и права личности
закреплены конституционно
в качестве неотъемлемых и прирожденных.
Отношения личности и общества строятся
на началах взаимной ответственности

Важнейшими социальными ценностями
признаны способность и
готовность к изменениям, новациям     

Слайд 17

Фаза заката индустриального общества (с последн. четв. XX в.) Фаза стабильного

Фаза заката индустриального общества (с последн. четв. XX в.)

Фаза стабильного развития

индустриального общества
(до Первой мировой войны)

Фаза быстрого распространения
(до середины XIX в.)

Фаза становления – последняя треть XVIII– начало XIX вв. с эпицентром в Англии (впоследствии Европа и Северная Америка

Фазы развития
индустриального
общества:

Переходный период к постиндустриальной цивилизации

Слайд 18

. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной


.

Индустриальный характер
производства, формирование
развитой прослойки технических
специалистов, культ научной
рациональности

обусловливают
распространение идеологии

технократизма

В его основе лежит идея рационального,
технологического устройства общества
по типу производственных
организаций, стремление перенести
методы управления производственной
организацией на все общество.

Слайд 19

Крупный рывок на пути модернизации сделала Германия, объединенная в середине XIX

Крупный рывок на пути модернизации сделала Германия,
объединенная в середине XIX

в.
под властью самого могущественного из
немецких государств - Пруссии. Здесь
в 1850-е годы были проведены реформы в сфере
земельных отношений, благодаря чему уровень развития
сельского хозяйства стал относительно высоким. К концу XIX в.
Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню
промышленного производства, в котором ведущие позиции
занимали черная металлургия, машиностроение
и химическая промышленность.
Слайд 20

В эпоху индустриальной цивилизации окончательно сформировались нации как идейно-политическое, гражданское единство

В эпоху индустриальной цивилизации
окончательно сформировались нации как идейно-политическое, гражданское единство

государства и народа.

Нация –
это исторически устойчивая
общность людей, возникающая
в процессе формирования общности
их территории, экономической жизни, языка, культуры, менталитета.

Слайд 21

Процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу т.е. обновление экономической, социальной,


Процесс перехода от традиционного
к индустриальному обществу
т.е. обновление экономической,
социальной,


политической, духовной
сторон жизни.

МОДЕРНИЗАЦИЯ – это:

Слайд 22

ПЕРВИЧНАЯ ВТОРИЧНАЯ ВЫНУЖДЕННАЯ 1 2 3

ПЕРВИЧНАЯ

ВТОРИЧНАЯ

ВЫНУЖДЕННАЯ

1

2

3

Слайд 23

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества

Под прогрессом понимается
направление развития,
для которого характерно поступательное движение
общества

от низших и простых форм
общественной организации
к более высоким и сложным. Понятию прогресса
противоположно
понятие регресс, для которого характерно
обратное движение —
от высшего к низшему, деградация,
возврат к уже
отжившим структурам и отношениям

(Научно разработано в трудах французских просветителей А.Тюрго, М.Кондорсе и др.)

Слайд 24

Прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со


Прогресс относится
к базовым ценностям индустриального
общества. Прогресс непосредственно
связан со

свободой и может рассматриваться
как ее неуклонная
историческая реализация.
Слайд 25

Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв.


Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся
открытия в науке XVII—XVIII вв.

и становление ее как социального
института. Благодаря трудам Н. Коперника,
Г. Галилея, Ф. Бзкона, Р.Декарта,
И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась
новая картина мира.
Появление экспериментального
знания и рационалистического типа
мышления способствовало
последующему ее упорядочиванию в XIX в.

Н. Коперник

И. Ньютон

Ф. Бэкон

Г. Галилей

Р. Декарт

И.Кеплер

Слайд 26

Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной.

Пароход – судно, приводимое в движение
паровой машиной или паровой турбиной.


Создателем первого парохода
считается Роберт Фултон. В 1807г.
он построил корабль с гребным колесом
«Клермонт», который совершал рейсы по
реке Гудзон от Нью-Йорка до
Олбани со скоростью около 5 узлов(9 км/ч).
Слайд 27

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога". В России первый велосипед было

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога". В России первый велосипед было построен


крепостным мастером Артамоновым в
1801 году. Сделан он был из железа, весил свыше
40 килограммов и назывался словом "самокат". После этого появился так называемый "костотряс" –
так называлась тяжелая машина, окованная железом.
Слайд 28

работу возвратно-поступательного движения поршня или вращательного движения вала. Паровая машина— тепловой

работу возвратно-поступательного движения поршня
или вращательного движения вала.

Паровая машина—
тепловой

поршневой
двигатель,
в котором
потенциальная
энергия водяного пара,
поступающего из
парового котла,
преобразуется в
механическую
Слайд 29

Монгольфьер— Аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом. Название получил по фамилии

Монгольфьер—
Аэростат с оболочкой,
наполненной горячим
воздухом. Название получил
по фамилии

изобретателей
братьев Монгольфье:
Жозефа-Мишеля и
Жан-Этьенна.
Первый полет был
совершен в
городе Аннона
(Франция)
5 июня 1783 года.
Слайд 30

Первый троллейбус был создан в Германии в 1882 году. В России


Первый троллейбус
был создан в Германии
в 1882 году. В России
(точнее,

в СССР)
они появились
только в 1933 году.

Первая трамвайная
линия была открыта в 1881
году около Берлина. Длина ее составляла
2,5 километра. При этом вагон с 20
пассажирами
двигался с скоростью
30 километров на час.

Слайд 31

Шрапне́ль — взрывчатый артиллерийский снаряд, изобретенный в 1803 г. английским офицером

Шрапне́ль —
взрывчатый артиллерийский снаряд,
изобретенный в 1803 г. английским офицером
Генри

Шрапнелем
и представляющий особый вид картечной гранаты.
Свинцовый цилиндр наполняется пулями (150—300);
разрывной заряд
помещается на дне снаряда, отделяясь от пуль
перегородкой (диафрагменная шрапнель)
или в центральной
камере по оси снаряда. Шрапнель
имеет назначение
поражать живые цели, причем диафрагменные
поражают открыто расположенные войска,
а шрапнель с центральной камерой —
закрытые спереди войска.
Слайд 32

Динамо-машина Сименса произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились

Динамо-машина
Сименса произвела
настоящую революцию
в горном деле, благодаря
ей появились
электроотбойный

молоток, шахтный
электровентилятор,
электротранспортер
и, главное,
электрическая
рудничная дорога.
Слайд 33

Вакцинация — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет болезни, который

Вакцинация —
введение антигенного материала
с целью вызвать иммунитет
болезни, который


предотвратит заражение,
или ослабит его последствия. Антигенным
материалом могут служить: живые, но
ослабленные штаммы микробов;
убитые (инактивированные)микробы; очищенный
материал, такой как белки́ микроорганизмов;
Существуют также синтетические вакцины.
Эдуард Дженнер (1749-1823)—
английский врач,
разработал первую вакцину — против оспы.
Он придумал вводить в организм человека
неопасный вирус коровьей оспы
Слайд 34

Филипп Рейс (1834 - 1874) был учителем физики в школе в

Филипп Рейс
(1834 - 1874)
был учителем физики в школе
в

Фридрихсдорфе.
В 1861 году он
удачно провел опыт
по передаче
человеческих голосов с
помощью прибора,
действующего при помощи
электрического тока. Однако
долгие годы никто не вспоминал
о его изобретении, в то
время как А. Белл в 1876 г.
получил патент на телефонный
аппарат, хотя изобретен он был
позднее аппарата Рейса.

Телефон Белла
после ряда
усовершенствований
был введен в
употребление в
Германии. Начиная с
ноября 1877 г.
они в своей мастерской
собирали по 200 телефонных
аппаратов каждый день.
Компания оправдала
репутацию
пионера в области
связи.

Слайд 35

В мае 1881 года в Берлине начала функционировать первая в мире

В мае 1881 года в Берлине
начала функционировать
первая в мире

электрифицированная
трамвайная линия: между Лихтерфельде
и Кадетским корпусом прошел первый
в мире электрический трамвай. Это позволило
заменить конную тягу на электрическую.
Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч,
за первые три месяца перевез более 12 тыс.
пассажиров. Он, как и первый электровоз,
двигался от электричества,
поступавшего по рельсам.
Привычная нам модель с дугой и
проводами появилась в 1890г.
Слайд 36

1906 год. Пылесос с мотором мощностью 1 л.с. 1928 год. Стиральная


1906 год. Пылесос с мотором мощностью 1 л.с.
1928 год. Стиральная

машина Turbowascher
1930 год. Первый холодильник, работающий
по принципу сухого поглощения
1932 год. Стиральная машина с центрифугой
1935 год. Электроплиты с функцией выбора температуры
1938 год. Первый холодильник с компрессором
1950 год. Первые автоматические конфорки
1956 год. Первые стиральные машины с верхней загрузкой
1960 год. Компактный холодильник повышенной вместимости

(Фирма Siemens)

Слайд 37

Рационализм и индустриализм Наряду с прогрессом и свободой в базовую нормативно-ценностную

Рационализм и индустриализм
Наряду с прогрессом и
свободой в базовую
нормативно-ценностную
систему

индустриального
общества входит также
рациональность.
Индустриальная
современность как раз и
утверждается в истории
как процесс
общественной
рационализации.
Слайд 38

Один из современных авторов концепции индустриального общества французский экономист и социолог

Один из современных
авторов концепции
индустриального общества
французский экономист
и социолог


Реймон Арон
считает, в зрелом
индустриальном обществе
собственность на средства
производства не играет
определяющей
роли. Он полагает, что
социалистическое
и капиталистическое
общества —
только две разновидности

одного
и того же рода или два варианта
одного и того же типа:
Прогрессивного
индустриального
общества. В доказательство
этого Арон указывает на
послевоенную «социализацию
европейской экономики»,
отмечая, что трансформацией,
рассматриваемой в качестве
наиболее типичной для
европейских обществ,
является национализация
многочисленных
предприятий.

Теоретики концепции
индустриального общества

Слайд 39

В 60-е гг. XX в. появились научные работы (Р. Арон, Дж.

В 60-е гг. XX в.
появились
научные работы
(Р. Арон,
Дж. Гэлбрейт),
которые содержали
оптимистические

варианты теории
индустриального
общества. Основная их идея
состояла в том, что
эволюция
общества осуществляется
под сильным
воздействием НТР.

Дж. Гелбрейт

Р. Арон

Слайд 40

Особенностью восточных цивилизаций был их аграрно-традиционный характер (за исключением Японии). Площадь


Особенностью восточных цивилизаций
был их аграрно-традиционный
характер (за исключением Японии).
Площадь

колониальных владений составляла
в 1900 г. 54,9% общемировой,
в них проживало 35 % населения Земли.
Формы
колониального проникновения в начале ХХ в.:
традиционные захват и скупка земель,
установление контроля над национальной
промышленностью,
строительство инфраструктуры
(железных дорог, телеграфа, портов),
фабрик и заводов,
получение выгодных концессий,
финансовый контроль с вывозом капитала.
Слайд 41

Политика колониализма способствовала включению Азии и Африки в мировое хозяйство, преодолению


Политика колониализма
способствовала включению Азии и Африки в мировое
хозяйство, преодолению

традиционной замкнутости,
изолированного развития неевропейских цивилизаций,
взаимопроникновению и обмену
культурными и духовными ценностями. Колониальные
страны в разной степени, но включались в процесс
складывания планетарной цивилизации, ключевым
явлением в их истории стала модернизация.
Рынок капитала способствовал
кризису традиционного общества,
ускоренному буржуазному развитию,
коренным переменам в социальной структуре.
Слайд 42

Новые формы национально-освободительного движения за независимость и модернизацию на Востоке: Три


Новые формы национально-освободительного
движения за независимость и модернизацию на Востоке:
Три основных

направления:
либерально-реформистское
(эволюционный путь к независимости
в русле модернизации в сторону
европейской цивилизации),
революционно-демократическое
(активная, иногда с оружием в руках,
борьба за республику и конституционный строй) и
наиболее распространенное и традиционное –
стихийные выступления, восстания народных масс,
пропитанные “восточной” спецификой:
во главе стояли
религиозные секты и лидеры, тайные общества.
Слайд 43

Особенности индустриального развития стран Востока: Стремление к модернизации жизни, обновлению общества


Особенности индустриального развития
стран Востока:

Стремление к модернизации жизни,
обновлению общества

не разрушило базовые традиции
этих обществ, т.к. огромное многообразие языков, религий,
традиций, существовавших в регионе, требовало взаимного
терпения и уважения друг друга. Основные влиятельные
религии этого региона - индуизм.
буддизм, ислам и конфуцианство
(как морально-этическое учение) - исходят именно из
плюралистического элемента. Эти традиционные
представления о непременном уважении иных культурных
обычаев очень облегчают проникновение западных
ценностей и их взаимодействие с "азиатскими ценностями".
В то же время, западные и иные идеи очень часто находят
своеобразное преломление в глубинных
восточных культурах, приспосабливаются к ним.

2

Слайд 44

Зачастую колонии превращались в сырьевые резервы метрополий или в страны одной


Зачастую колонии превращались
в сырьевые резервы
метрополий или в страны одной


сельскохозяйственной монокультуры,
что не способствовало преодолению
существенной степени
экономической и политической
зависимости от Европы.

Особенности индустриального развития
стран Востока:

Слайд 45

Большинство стран Восточной Азии сделало упор на развитие современной промышленности, структуризацию

Большинство стран Восточной Азии сделало упор
на развитие современной промышленности,


структуризацию современного города и
формирование современного образа жизни на
базе традиционных ценностей или их
совмещения с западными культурными формами.
Стремление преодолеть исторически сложившуюся изоляцию
от остального мира, отставание от достижений
технологического прогресса трансформировались в
устойчивую культурную мотивацию к модернизации.
В экономике это вылилось
в развитие современных отраслей промышленности,
в развитие высокотехнологичных сфер производства,
в активную поддержку научных исследований.

1

Слайд 46

одним из основных культурных принципов, характерных для большинства стран Восточно-Азиатского региона,

одним из основных культурных принципов,
характерных для большинства стран
Восточно-Азиатского региона, является


сдержанность и самоконтроль.
Буддизм, ислам и конфуцианство
базируются на таких идеалах как усердие,
бережливость и аскетизм и исповедуют самоконтроль.
Усердная работа в сочетании с ограничением желаний,
осуждение бессмысленной траты денег и времени
является обычными культурными приоритетами.
Поэтому возможность мобилизации рабочего ресурса в
системе ускоренного экономического развития может
быть выше, чем в западных странах.

2

Слайд 47

Азиатским лидером промышленной модернизации являлась Япония. Этому способствовали факторы: особенности островного


Азиатским лидером
промышленной модернизации
являлась Япония.
Этому способствовали факторы:
          особенности островного

географического положения,
частые землетрясения,
риск при земледелии –
способствовали повышению инициативности и
предприимчивости народа, а также стойкости при неудачах;
        В Японии традиционно пестрой была
религиозная палитра общества (синтоизм, конфуцианство, буддизм),
что питало определенную веротерпимость,
готовность к компромиссам;
“живая душа” всех предметов
согласно учению синтоизма давала дополнительный
стимул для овладения новой техникой,
а конфуцианство способствовало
укоренению в основе японского общества таких особенностей
мышления и образа жизни как система “учитель-ученик”,
Особенности индустриального развития стран Востока:
Слайд 48

культ большой семьи, преданности хозяину-господину, чувство долга и т.п. в Японии

культ большой семьи,
преданности хозяину-господину,
чувство долга и т.п.
        в Японии

традиционно прочные позиции занимали
сильная военная машина государства и “военный дух”
в обществе, а также самурайско-рыцарский этический кодекс
с его понятиями чести и преданности;
         уровень жизни и притязаний рабочего класса был очень низок;
          Правящая элита в 30-е годы провозгласила курс
на создание
“новой политической и экономической структуры”, т.е.
дальнейшую модернизацию страны,
усиление военно-государственного контроля над
экономикой страны,
и одновременно ужесточение
тоталитарных тенденций в политической жизни.
Слайд 49

Выдающийся деятель японской культуры Акутагава Рюноскэ, образно показал, что искусство творчески


Выдающийся деятель японской культуры
Акутагава Рюноскэ,
образно показал, что искусство творчески
применять и

приспосабливать зарубежный опыт к
своим, национальным ценностям, является
ключом к пониманию успехов в развитии японского
общества. "Издалека в нашу (Японию) пришли идеи
Конфуция, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и других выдающихся
китайских мыслителей, - писал он. - Мудрецы Китая,
кроме учения Дао, принесли шелка, яшму и иероглифы.
И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили
себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским.
Но мы одержали победу не только над иероглифами.
Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение
Конфуция и Будду.Наша сила не в том, чтобы разрушать.
Она в том, чтобы переделывать".
Слайд 50

Мэйдзи исин (япон. — обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи), в широком смысле

Мэйдзи исин
(япон. — обновление Мэйдзи, реставрация Мэйдзи),
в широком смысле —

политические события
и социально-экономические преобразования
в Японии середины и 2-й половины XIX в.,
в результате которых была
ликвидирована феодальная система
и образовалось централизованное
буржуазно-помещичье государство;
в узком и наиболее употребительном значении —
незавершённая буржуазная
революция в Японии 1867—68.
В период, предшествовавший Мэйдзи исин,
фактическим правителем Японии являлся
диктатор —сёгун из могущественного
феодального дома Токугава.
Император практически был отстранён
от участия в политической жизни страны.
Слайд 51

Выдающийся деятель японской культуры Акутагава Рюноскэ, образно показал, что искусство творчески


Выдающийся деятель японской культуры
Акутагава Рюноскэ,
образно показал, что искусство творчески
применять и

приспосабливать зарубежный опыт к
своим, национальным ценностям, является
ключом к пониманию успехов в развитии японского
общества. "Издалека в нашу (Японию) пришли идеи
Конфуция, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы и других выдающихся
китайских мыслителей, - писал он. - Мудрецы Китая,
кроме учения Дао, принесли шелка, яшму и иероглифы.
И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили
себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским.
Но мы одержали победу не только над иероглифами.
Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение
Конфуция и Будду.Наша сила не в том, чтобы разрушать.
Она в том, чтобы переделывать".
Слайд 52

В середине XIX в. в Японии - внутренний кризис: - усилилось


В середине XIX в. в Японии - внутренний кризис:
- усилилось

экономическое и социальное разложение
феодальной системы;
- возрос сепаратизм отдельных княжеств;
насильственное "открытие" страны
иностранными державами (в первую очередь США),
навязавшими Японии неравноправные договоры;
Движение за национальную независимость стало сочетаться
с выступлениями против сёгуната.
Победа революции открыла путь к
буржуазным социально-экономическим
преобразованиям, но феодальные пережитки в
значительной степени были сохранены,
вследствие чего эта революция
оказалась незавершённой.
Слайд 53

В 1868 г. были: -распущены цеховые монополии, - отменена феодальная сословная

В 1868 г. были:
-распущены цеховые монополии,
- отменена феодальная сословная

система (1871),
провозглашена свобода купли-продажи
земли (1872), выбора профессии,
места жительства и др. буржуазные свободы,
облегчившие образование национального рынка;
ликвидированы княжества (путём выкупа правительством;
князья стали получать денежную пенсию,
примерно равную 10% прежнего дохода их владения)
- введена система префектур (1871),
- проведена реформа государственного аппарата,
всеобщая воинская повинность (1872) и др.
Т.о. был положен конец феодальной раздробленности Японии
образовано монархическое
буржуазно-помещичье государство.
Слайд 54

В конце XIX в. оформилось движение за реформирование жизни в Китае.


В конце XIX в. оформилось движение за
реформирование жизни в Китае.
Инициатором

и теоретиком его был
Кан Ювэй (1858-1927)
выдающийся философ и мыслитель.
Он пытался создать синтез
конфуцианства и достижений
современной ему западной мысли.
Выдвинул обычный для Китая идеал
общественного равенства и благоденствия,

предлагал ввести конституционную монархию,
поддерживать частное предпринимательство,
обеспечить демократические свободы.
Создал организацию Ассоциация усиления государства (1895)
которая действовала в русле "самоусиления"и имела цель
комплексного реформирования традиционного Китая.

Слайд 55

Идеи Кан Ювэя были поддержаны молодым императором Гуансюем, стремившимся к обретению


Идеи Кан Ювэя
были поддержаны
молодым императором
Гуансюем, стремившимся к
обретению

всей полноты
власти и к освобождению
из-под опеки всесильной
императрицы Цыси, которая
много лет играла роль регентши.
В 1898 г. начался
кратковременный период реформ
("Сто дней реформ"),
который закончился неудачей.
Слайд 56

В начале века Индия оставалась “жемчужиной в британской короне”, но новые


В начале века Индия оставалась
“жемчужиной в британской короне”,
но новые

тенденции коснулись и её.
В стране появлялась местная интеллигенция и средний класс
(врачи, юристы, преподаватели, индийские служащие
колониальной администрации), которые были в состоянии
возглавить и разработать новые формы
национально-освободительной
борьбы против англичан.
Деятелем общемирового масштаба являлся
Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди).
Он родился в 1869 г., получил юридическое
образование в Англии.
С момента вступления в партию
Индийский национальный конгресс
в 1919 г. стал ее лидером.

Особенности индустриального
развития стран Востока:

Слайд 57

Гандизм представляет собой целостную систему политических, философских и морально-этических взглядов, выросшую


Гандизм
представляет собой целостную систему
политических, философских и
морально-этических взглядов,
выросшую

на национально-крестьянской
специфике Индии и особенностях религии индуизма.
Его сутью являются сарводайя
(“общество всеобщего благоденствия”)
и сатьяграха (ненасильственное сопротивление)
как средство достичь его.
Классовую борьбу Ганди
отрицал как фактор,
разъединяющий общество..
Слайд 58

Концентрация политической силы приводит к концентрации политической власти (диктатуре) Крайнее проявление

Концентрация политической силы приводит к концентрации
политической власти (диктатуре)
Крайнее проявление этой тенденции

– установление
тоталитарных режимов
Протест трудящихся масс против буржуазного мира
и социальных зол принимает форму классовых революций
Слайд 59

Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально-групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических

Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется
социально-групповое и классовое сознание.
Развитие частнособственнических

капиталистических отношений
углубляло социально-классовую дифференциацию общества.
С одной стороны, осознает общность своих социальных
интересов буржуазия, класс капиталистов,
с другой стороны, рабочий класс, пролетариат. Переход от
ручного труда, от мануфактуры к фабрике
и заводу привел к массовой пролетаризации населения.
Слайд 60

Свободе поклоняются и присягают на верность, за нее борются, ее защищают,

Свободе поклоняются и
присягают на верность,
за нее борются,
ее защищают,

ради нее идут
на ограничения и жертвы.
Свободу считают
неотчуждаемой
(Ж.-Ж. Руссо: «Человек
рождается свободным..."),
как и те права, права
человека, на которые
ее "распочковывают"
в политико-правовом
пространстве бытия.
Слайд 61

Изобретателем и строителем машин В то же время машинное производство подчиняет себе человека:

Изобретателем и строителем машин

В то же время машинное производство подчиняет себе

человека:
Слайд 62

Изменения, произошедшие в технической сфере жизни, изменили и самого человека, сформировав

Изменения,
произошедшие в технической
сфере жизни, изменили
и самого человека, сформировав

иную поведенческую модель,
образ мыслей и новую систему
ценностных предпочтений.
Образ человека индустриальной
эпохи менялся в соответствии
с окружавшей его
действительностью
Слайд 63

Человек индустриального общества нередко осмысливался в ситуации его противоположности толпе, обществу,

Человек
индустриального общества
нередко осмысливался
в ситуации его противоположности
толпе, обществу,

и поэтому был
неизбежно одиноким.
Все более очевидным
становится стремление
людей к индивидуализму
как стилю жизни.
«Ты ничего не должен мне,
но зато и я ничего
не должен тебе» –
принцип жизненного уклада
в обществе.
Но вместе с тем
сохраняются и тенденции
к объединению,
развиваются новые
его формы,
меняют содержание
старые.
Слайд 64

Итак, уже в XIX в. в. достаточно резко обозначилась грань между

Итак, уже в XIX в. в. достаточно резко обозначилась грань между

двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества - доиндустриалъным и индустриальным Вслед за изобретением машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изменения принесли и положительные, и отрицательные результаты, но главное - поставили перед человечеством новые проблемы, неизвестные прошлым поколениям.
В индустриальную эпоху практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превращаясь в колонии, а чаще в полуколонии.