Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Основные произведения: "Основа общего наукоучения", "О назначении учёного", "Основы

Содержание

Слайд 2

Фихте родился в многодетной семье рабочего-ткача, вышел из самых низов общества,

Фихте родился в многодетной семье рабочего-ткача, вышел из самых низов общества,

и, можно сказать, достаточно случайно получил образование. Местный помещик как-то заметил, что у этого мальчика очень хорошая память, он способен слово в слово запоминать проповеди местного пастора, и он стал выделять деньги на обучение Фихте, сначала в местной школе, а затем в Венском и Лейпцигском университете.
Слайд 3

"Действовать - это то, ради чего ты существуешь« "Поскольку не имеется

"Действовать - это то, ради чего ты существуешь«
"Поскольку не имеется возможности

действовать вовне и изменять что-либо вовне меня, то я буду изменять то, что внутри меня«
Слайд 4

Фихте, как он сам писал, набросился на изучение философии, прежде всего

Фихте, как он сам писал, набросился на изучение философии, прежде всего

на изучение философии Канта и его сочинения "Критика чистого разума". Он обрушился с критикой на материализм, который он назвал догматизмом (у Канта догматизм - прежде всего рационалистическая метафизика XVII в.). По его мнению, материализм не способен объяснить переход от бытия к мышлению, т.е. каким образом материальное бытие, которое не способно к ощущению, сознанию и мышлению, становится мыслящим, сознающим и чувствующим.
Слайд 5

Поэтому он противопоставляет догматизму в лице материализма новый вариант транцендентального идеализма.

Поэтому он противопоставляет догматизму в лице материализма новый вариант транцендентального идеализма.

Этот его идеализм, который он еще называет критицизмом, позволяет, по его мнению, осуществить переход от мышления к бытию. Мышление может направить свою деятельность на акты самого себя, т.е. на акты самого мышления, и тем самым эти мыслительные акты становятся объектами по отношению к мышлению, т.е. бытием. При этом он стирает грань между объектами мышления и вещами внешнего мира. Так Фихте показал, каким образом возможен переход от мышления к бытию в рамках критицизма.
Слайд 6

Теоретическая философия Фихте Принцип, который связывает его теоретическую и практическую философию, - это принцип свободы.

Теоретическая философия Фихте

Принцип, который связывает его теоретическую и практическую философию, -

это принцип свободы.
Слайд 7

Три основоположения наукоучения 1. Я полагает Я (Я само себя полагает,

Три основоположения наукоучения

1. Я полагает Я (Я само себя полагает, определяет

и созидает). При этом Фихте утверждает, что мыслящее Я не только созидает и полагает самого себя, оно еще и познает самого себя. Созидающая деятельность - практическая деятельность, а познающая - теоретическая. Т.е. здесь фактически выражено единство теоретической и практической деятельности мыслящего Я.
Мы имеем различные чувственные представления как мыслящее Я. Одни связаны с чувством свободы, другие - с чувством необходимости. Система представлений, связанных с необходимостью, называется у него опытом, и задача философии - показать основания опыта.
Такого рода основания опыта Фихте находит - в противополагающей деятельности мыслящего Я, а именно оно способно выдвигать противополагающие суждения (Я != не-Я). Обоснование в том, что в мыслящем я заключена способность к противополаганию. Таким образом, окончательная формулировка второго основоположения наукоучения Фихте такова:
Слайд 8

2. Я полагает Не-Я (то есть Я созидает Не-Я). Это связано,

2. Я полагает Не-Я (то есть Я созидает Не-Я).
Это связано,

во-первых, с тем теоретическим обоснованием через противополагающие суждения, а во-вторых, Фихте утверждает, что мыслящее Я должно еще созерцать, т.е. должно полагаться представляемое и представляющее.
Не-Я у Фихте - фактически, объективная реальность, вещи в себе в кантовском смысле. У самого Фихте никаких вещей в себе нет и быть не может, ибо он подчеркивает деятельностно-преобразующую и созидающую деятельность сознания мыслящего Я. Вещь - это то, что полагается в Я.
Слайд 9

Чтобы объяснить переход к третьему основоположению, Фихте говорит, что для действительной

Чтобы объяснить переход к третьему основоположению, Фихте говорит, что для действительной

жизни Я, для его полноценной деятельности, не хватает его собственных ресурсов, необходим толчок на Я со стороны Не-Я. Возникает следующее затруднение: с одной стороны, Я - активно, поскольку полагает Не-Я, но с другой стороны, оно пассивно, поскольку созерцает Не-Я. Аналогично Не-Я: оно пассивно, ибо полагается Я, а с другой стороны, оно активно, ибо осуществляет толчок, воздействие на Я, без чего полноценной жизни мыслящего Я невозможна. Выход Фихте нашел в третьем основоположении:
Слайд 10

. 3. Я полагает я и не-я //до этого Я и

.

3. Я полагает я и не-я //до этого Я и Не-Я

были большие!!!!
Я большое - всеобщее, абсолютное Я, некий сверхматериальный мировой дух (речь идет о всеобщем и абсолютном духе). Поскольку Я все созидает, то оно предстает собой помимо мирового духа еще и мировой духовной субстанцией. я малое - эмпирические мыслящие я, (мы с вами). не-я - также эмпирические, результаты деятельности я.
Таким образом, Фихте устраняет из своей философии вещи в себе, ибо Я всё созидает.
Переходы от Я к Не-Я и от Я к я носят антитетический характер. Антитетика по Фихте - триадический процесс полагания, отрицания, синтезирования, которое дальше в свою очередь становится тезисом, т.е. полаганием, далее отрицается, становится антитезисом, далее возникает синтез и появляется полагание. Т.е., в отличие от статичной системы категорий Канта, у Фихте категориальный аппарат подвергается диалектической динамике, изменяется триадическим способом.
Слайд 11

Рассмотрим дедукцию законов логики. По мнению Фихте, они имеют онтологические основания

Рассмотрим дедукцию законов логики. По мнению Фихте, они имеют онтологические основания

в тех трех основоположениях. Закон тождества является логическим выражением первого основоположения, закон противоречия и закон исключенного третьего - второго, закон достаточного основания - третьего.
Далее теоретическая философия Фихте претерпела некоторые изменения и направилась в сторону теософии(религиозно-мистическое учение о единение человеческой души с божеством), в результате чего его наукоучение стало рассматриваться как абсолютное знание и отражение абсолюта.