Содержание
- 2. В европейском обществе определяющим было мировоззрение Римско-католической церкви, общественная мысль, а вместе с ней и управленческая
- 3. Поскольку развитие разных стран имело свои особенности, то постепенно усиливалась неравномерность и в развитии общественной мысли
- 4. После падения западной Римской империи (V в. н.э.) в появившихся на ее территории варварских королевствах происходит
- 5. Постепенно в европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия: крестьяне, светские феодалы-рыцари, церковные феодалы-священнослужители и
- 6. Не будучи в силах объяснить природные процессы, человек средневекового общества постоянно боялся разорительных стихийных бедствий: неурожая,
- 7. Вертикальные иерархические связи в этом обществе дополнялись горизонтальными связями, представленными различного рода корпорациями (соседские общины, городские
- 8. Не следует забывать и о синкретизме средневековой духовной культуры, из которой отрасли общественной мысли — экономическая,
- 9. Денежный голод испытывали не только отдельные представители господствующего класса, но и само феодальное государство. Богатство, награбленное
- 10. Самым организованным сословием феодального общества было духовенство. Обладая строгой иерархией, оно входило и в светскую систему
- 11. Вопросы управления получили развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного вотчинного
- 12. По сравнению с церковной и рыцарской культурой она была более скромной, что обусловливалось как экономическими, так
- 13. Управленческие, экономические и правовые представления средневековых бюргеров нашли отражение в цеховых уставах и городском праве. Цеховой
- 14. Особенностью развития управленческой мысли этой эпохи является ее ярко выраженный государственный характер, сохранение в качестве средства
- 15. Несмотря на то, что само производство в средневековых хозяйствах оставалось ручным и примитивным, многие проблемы и
- 16. В классическое средневековье (XI—XV вв.) усложняются вопросы управления феодальным производством. Благодаря проведению политики фиксации определенных повинностей
- 17. Главной особенностью развития управленческой мысли средневекового Востока является то, что она продолжала разрабатывать те же проблемы,
- 18. Особенностью управленческой мысли Китая было то обстоятельство, что ее основным автором был человек, или находящийся на
- 19. Большое воздействие на развитие экономической мысли Ближнего Востока оказал ислам. В ряде областей знания арабы выступают
- 20. Управленческая мысль в Византии Византийская империя, история которой насчитывает более тысячелетия (с конца IV в. до
- 21. В экономике Византии преобладало натуральное хозяйство, но было развито и товарное хозяйство. Сочетание товарно-денежных отношений с
- 22. Понятие «справедливая цена», которое имело хождение в Византии и средневековом Западе, не было в условиях развитого
- 23. Общими положениями классической традиции руководствуется в своей критике финансовой и налоговой политики правительства, в попытках обосновать
- 24. Как и в феодальной Европе, византийские церковные теоретики в соответствии с положениями канонического права активно боролись
- 25. Враждебную по отношению к ростовщичеству позицию продемонстрировал в XIV в. константинопольский патриархат в ряде своих судебных
- 26. Наиболее своеобразно, полно и оригинально экономические и управленческие и идеи проявились в рамках гуманистического течения, которое
- 27. В чем же состоит с точки зрения ИУМ сущность плифоновских идей? Исходным пунктом управленческих идей Плифона
- 28. Обращает на себя внимание также тот факт, что, хотя земля занимает у Плифона особое место как
- 29. Ратуя за то, чтобы земля была «общей», т. е. государственной (что для Плифона одно и то
- 30. Характерны также рассуждения Плифона о распределении годового совокупного продукта производства по различным общественным группам населения ради
- 31. Плифон категорически отказывал в праве на участие в распределении общественного дохода паразитическим прослойкам общества, прежде всего
- 32. Многие планы плифонских реформ были навеяны внешней опасностью, грозившей Византии в XV в. Отсюда его тезис
- 33. Взгляды Плифона оказали большое влияние на его последователей и учеников. Некоторые из них не ограничивались теоретическим
- 34. В своих предложениях по оздоровлению экономики Византии Виссарион гораздо более практичен, чем Плифон. Будучи хорошо знаком
- 36. Скачать презентацию
В европейском обществе определяющим было мировоззрение Римско-католической церкви, общественная мысль, а
В европейском обществе определяющим было мировоззрение Римско-католической церкви, общественная мысль, а
Первый этап — раннефеодальный относится к концу V в. — середине XI в. На данном этапе феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация. Государственность сначала организуется в большие, но весьма слабоинтегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований.
Второй этап — пора полного развития феодального строя, его расцвет — относится к середине XI в. — началу XV в. Для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии, усиление роли городов как центров мировой торговли, и соответствующее формирование «городского» права.
Третий этап — позднее средневековье — относится к XV— XVII вв., когда наметились кризис и разложение феодализма, генезис капиталистических общественных отношений. Государственность, а вместе с ним и государственное управление строятся на этом этапе преимущественно как абсолютная монархия.
Поскольку развитие разных стран имело свои особенности, то постепенно усиливалась неравномерность
Главными моментами генезиса феодального способа производства были превращение свободных производителей материальных благ и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения.
Для всего этого периода характерна борьба между крестьянской общиной и феодальным поместьем. Феодализм породил разные формы крупного производства и прежде всего вотчинные предприятия производственного характера.
После падения западной Римской империи (V в. н.э.) в появившихся на
После падения западной Римской империи (V в. н.э.) в появившихся на
Ранее свободные общинники попадают в личную, поземельную и судебно-административную зависимость от феодалов — владельцев феодов (условной наследственной земельной собственности). Складываются феодальные иерархии и система вассалитета. Наиболее быстро феодализм возникал там, где эти элементы гармонически дополняли и ускоряли друг друга (в северной Франции).
Там же, где доминировало античное наследие (в Византии и странах Южной Европы), темпы феодализации замедлялись. Сильное государство, развитые частная собственность и товарно-денежные отношения, длительное сохранение рабовладельческой формы эксплуатации стали факторами, препятствовавшими генезису классического феодализма.
Постепенно в европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия: крестьяне,
Постепенно в европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия: крестьяне,
Феодальная экономика имеет аграрный характер, натуральное хозяйство. Человек был подавлен в борьбе с природой, производительность труда была результатом не только его личных усилий, но и естественных производительных сил, его деятельность зависела от биологических циклов природы.
Не будучи в силах объяснить природные процессы, человек средневекового общества постоянно
Не будучи в силах объяснить природные процессы, человек средневекового общества постоянно
Он опасался нововведений и ориентировался на старину, апеллировал к традиционным нормам морали и права. В то же время он был сравнительно молодым (средняя продолжительность жизни в эпоху средневековья была относительно невысока).
Гарантией от последствий стихийных бедствий и непредвиденных обстоятельств была принадлежность к какой-либо общине, коллективу, с интересами которого средневековый человек соотносил свою деятельность, поступки, мысли. В этом проявлялась всеобщая личная зависимость, которая распространялась на отношения не только между антагонистическими классами, но и внутри них.
Вертикальные иерархические связи в этом обществе дополнялись горизонтальными связями, представленными различного
Вертикальные иерархические связи в этом обществе дополнялись горизонтальными связями, представленными различного
Мышление средневекового человека имело телеологический характер, поскольку ведущую роль в Европе играли христианская религия и Римско-католическая церковь, которые определяли всю общественную мысль Западной Европы.
Латынь стала универсальным языком образованной части западноевропейского общества, сохранившим, хотя и в трансформированном, и переосмысленном виде, наследие античного мира. Однако наряду с латынью, знание которой было уделом лишь немногих, развиваются национальные языки, пробивающие себе дорогу среди обилия диалектов и наречий. Раннесредневековая культура носила в основном устный характер. Записи фиксировали текущие события, делались «для памяти».
Не следует забывать и о синкретизме средневековой духовной культуры, из которой
Не следует забывать и о синкретизме средневековой духовной культуры, из которой
Класс светских феодалов в целом, мало интересовался экономическими проблемами, управлением своей вотчиной или поместьем. Он был представителем тех, кто потребляет богатство.
Аграрный характер феодальной экономики, господство натурального хозяйства, неразвитость ремесла и торговли в эпоху раннего средневековья (V—ХI вв.) остро ставили перед светскими феодалами лишь одну экономическую проблему — получение денег для покупки поступающих с Востока экзотических предметов роскоши, для ведения безбедного и беззаботного образа жизни.
Денежный голод испытывали не только отдельные представители господствующего класса, но и
Денежный голод испытывали не только отдельные представители господствующего класса, но и
Богатство, раздаренное подданным, растранжиренное в целях престижного потребления, поднимало социальный статус выше, чем богатство, использованное в производительных целях. Неудивительно поэтому, что не только раннее, но даже развитое западноевропейское средневековье (ХI-ХV вв.) не оставило сколько-нибудь серьезных теоретических сочинений по экономике и управлению, написанных представителями светских феодалов. Разработка общественных, в том числе управленческих, вопросов с позиций господствующего класса стала уделом священнослужителей — церковных феодалов.
Самым организованным сословием феодального общества было духовенство. Обладая строгой иерархией, оно
Самым организованным сословием феодального общества было духовенство. Обладая строгой иерархией, оно
Библейские тексты широко использовались, например, для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как явления, губящего человеческую душу. Христианское вероучение стало важным «теоретическим подспорьем» и для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду. Труд в эпоху средневековья все больше рассматривается не только как наказание за грехи, но и как путь к спасению человечества.
Вопросы управления получили развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы
Вопросы управления получили развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы
Рост производительных сил, углубление общественного разделения труда способствовали отделению ремесла от земледелия, города от деревни. В Х—ХIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане. Будучи закономерным порождением феодального строя, бюргерская культура заметно отличалась от культуры других сословий феодального общества.
По сравнению с церковной и рыцарской культурой она была более
По сравнению с церковной и рыцарской культурой она была более
Цивилизованность горожанина проявлялась и в более широком использовании товарно-денежных отношений для ведения хозяйства, и в большем динамизме ее развития, в ее более светском характере, и в повышении роли грамотности и письменной культуры в целом, и в пробуждении познавательного интереса к окружающему миру.
Управленческие, экономические и правовые представления средневековых бюргеров нашли отражение в цеховых
Управленческие, экономические и правовые представления средневековых бюргеров нашли отражение в цеховых
Цехи стремились к установлению монопольных условий производства и реализации своей продукции на местном рынке. К созданию монопольных условий торговли стремились и купеческие гильдии. Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречие между городом и деревней
Особенностью развития управленческой мысли этой эпохи является ее ярко выраженный государственный
Особенностью развития управленческой мысли этой эпохи является ее ярко выраженный государственный
Лучшие памятники византийской управленческой мысли были тепличными созданиями высокообразованной элиты и не отражали, как в России, интересов достаточно широких слоев общества. К тому же большинство памятников русской управленческой мысли относятся уже к более поздней эпохе, отражают более сложные социально-экономические условия, острее осознают проблемы, вставшие перед централизованным Русским государством.
Несмотря на то, что само производство в средневековых хозяйствах оставалось ручным
Несмотря на то, что само производство в средневековых хозяйствах оставалось ручным
В раннем Средневековье (между V и IX вв.) выходили так называемые варварские правды — «Салическая», «Рипуарская», «Бургундская», «Баварская», «Русская» и др., содержавшие перечень санкций и штрафов за всевозможные преступления в сельском, ремесленном и др. хозяйствах.
Эти предписания свидетельствуют о довольно низком уровне развития идей об организации мелких поместных хозяйств, о принципах местного самоуправления.
Более содержательны с точки зрения управленческой мысли так называемые регламенты, инструкции для управляющих феодальными поместьями, которые создавались позднее.
В классическое средневековье (XI—XV вв.) усложняются вопросы управления феодальным производством. Благодаря
В классическое средневековье (XI—XV вв.) усложняются вопросы управления феодальным производством. Благодаря
В то же время пунктуальная фиксация повинностей и платежей делала феодальное производство слишком громоздким, недостаточно эластичным и приспособленным к сезонным колебаниям.
С целью маневрирования в управлении производством проводилась и другая политика - политика феодального произвола, гарантировавшая феодалам неограниченные права по распоряжению трудом крепостного крестьянина.
Главной особенностью развития управленческой мысли средневекового Востока является то, что
Главной особенностью развития управленческой мысли средневекового Востока является то, что
Поэтому в центре управленческой мысли средневекового Востока, как и в странах Древнего Востока, оказываются вопросы управления страной, налогообложения населения и обогащения государства. При этом авторы трактатов стремятся предложить такую систему мер, которая, удовлетворяя интересы господствующего класса, обеспечивала бы нормальное течение воспроизводства, благосостояние и безопасность в стране.
Особенностью управленческой мысли Китая было то обстоятельство, что ее основным автором
Особенностью управленческой мысли Китая было то обстоятельство, что ее основным автором
Государственный чиновник выступает здесь как главный создатель духовной культуры. Неудивительно поэтому, что ведущей темой его сочинений также остаются вопросы государственного управления, государственной поддержки и стимулирования земледелия как главной сферы производства, а также поощрения ремесла и торговли как дополняющих земледелие сфер.
Большое воздействие на развитие экономической мысли Ближнего Востока оказал ислам. В
Большое воздействие на развитие экономической мысли Ближнего Востока оказал ислам. В
Однако из ее духовного мира они усвоили больше рациональное, чем гуманистическое, начало. Поэтому мусульманская культура ближе к древневосточной культуре, чем к античной. С древневосточной литературой сочинения мусульманских авторов роднят ориентация на традиционные темы, подражание предшественникам, любовь к фундаментальным произведениям — своеобразным энциклопедиям средневековых знаний.
В сочинениях Аль-Газали и Ибн-Хальдуна, например, содержатся гениальные суждения об управлении людьми, о лидерстве, о поведении человека в организации, о воспитании и обучении будущих руководителей.
Управленческая мысль в Византии
Византийская империя, история которой насчитывает более тысячелетия (с
Управленческая мысль в Византии
Византийская империя, история которой насчитывает более тысячелетия (с
В последние века своего существования она представляла собой в политическом отношении расчлененное, «остаточное» государство, которому на Балканах принадлежали лишь некоторые незначительные, разрозненные территории. Как государство Византия сохранила и продолжила римскую систему выборной, ненаследственной (по крайней мере, вначале) и централизованной монархии, что резко выделяло ее во всем средневековье.
У Рима же она заимствовала и развитое писаное право, покоящееся на принципе частной собственности.
В экономике Византии преобладало натуральное хозяйство, но было развито и товарное
В экономике Византии преобладало натуральное хозяйство, но было развито и товарное
Соответственно в Византии ( раннего периода) наблюдался сравнительно высокий уровень банковского дела. Стремясь способствовать развитию банков, византийское правительство боролось с тенденциями к изъятию денег из обращения, к их тезаврации. В сборнике уставов ремесленных корпораций X в. содержится запрет копить деньги «на время нужды», не сдавая их на хранение трапезитам. Стабильности денежного обращения устойчивости валюты придавал особое значение и Лев VI Мудрый (866—912), в 52-й новелле которого «удобные для обращения деньги» названы «нервом всех дел».
Понятие «справедливая цена», которое имело хождение в Византии и средневековом Западе,
Понятие «справедливая цена», которое имело хождение в Византии и средневековом Западе,
В целом управленческие взгляды на управление хозяйством Византии складывались под влиянием классической традиции, суждений античной хрематистики, а также христианских норм, отраженных и закрепленных как в каноническом, так и в гражданском праве. Поэтому вплоть до последних веков существования империи не появилось ни одной сколько-нибудь оригинальной концепции в этом отношении. Даже в XIV в. в работах выдающегося византийского государственного деятеля, ученого и писателя Феодора Метохита (1260—1332) управленческие идеи принимают форму абстрактных рассуждений об улучшении управления финансами, об экономном и умеренном их расходовании, об умножении общественного богатства, которое ассоциируется у Метохита с денежным богатством.
Общими положениями классической традиции руководствуется в своей критике финансовой и налоговой
Общими положениями классической традиции руководствуется в своей критике финансовой и налоговой
А видный церковный деятель эпохи Григорий Палама (1296—1359), явно находясь под влиянием Аристотеля, высказывает не лишенные интереса мысли о назначении денег как всеобщего эквивалента и посредника в сфере товарного обращения. «Один человек не может быть и ученым, и земледельцем, и портным, и строителем, и сведущим в каждом из других искусств. И так как каждый в одиночку не может сам удовлетворять свои потребности, а во всем подобном непременно имеет нужду, то изобретено средство — деньги, с помощью которых с выгодой для жизни и избыток устраняется, и недостаток восполняется. Земледелец отдает свои излишки не занимающимся земледелием и, взяв за них плату, на нее покупает например дом, возмещает потребность в недостающем ему. И таким взаимным общением всех нас устраивается жизнь наша: от этого возникают поселения и государства, и человек есть общественное животное».
Как и в феодальной Европе, византийские церковные теоретики в соответствии с
Как и в феодальной Европе, византийские церковные теоретики в соответствии с
«Исагога», автором которого был патриарх Фотий, требовал упразднить всякий процент и запрещал крестьянам отдавать свои поля в качестве залога, «так как в действительности это вовсе не дача в залог его поля, но разрушение его жизни».
Враждебную по отношению к ростовщичеству позицию продемонстрировал в XIV в. константинопольский
Враждебную по отношению к ростовщичеству позицию продемонстрировал в XIV в. константинопольский
Вдохновленный библейскими текстами, Кавасила выдвигает тезис об обязательности труда для всех, ибо «не следует получать доход тем, кто не трудится». Именно поэтому ростовщичество не может считаться нравственным, ведь «процента никто не получает трудом». Труд в интерпретации Кавасилы предстает в качестве не экономической категории, а моральной. И все призывы во имя абстрактной справедливости и христианской любви к ближнему запретить деятельность богачей-ростовщиков были в период зарождения элементов биржи и коммерческого кредитования (о чем так красноречиво свидетельствует Книга счетов венецианского купца Джакомо Бадоэра) делом не только бесполезным, но и реакционным.
Наиболее своеобразно, полно и оригинально экономические и управленческие и идеи проявились
Наиболее своеобразно, полно и оригинально экономические и управленческие и идеи проявились
Это, прежде всего, было связано с именем выдающегося деятеля византийской культуры, философа-неоплатоника Георгия Плифона (ок. 1355—1452). Греческая историография наших дней рассматривает Плифона как «провозвестника и зачинателя экономической науки», «великого социолога и финансиста», утверждая, что уделом других национальных школ на протяжении веков оставалось лишь «развивать и аналитически излагать его воззрения, разрабатывая таким образом теорию».
В чем же состоит с точки зрения ИУМ сущность плифоновских идей?
В чем же состоит с точки зрения ИУМ сущность плифоновских идей?
Исходным пунктом управленческих идей Плифона было его положение об общественном богатстве как совокупности плодов земли, а более конкретно — как результате сельскохозяйственной деятельности. Это сугубо «вещественное» богатство возникает, по мысли Плифона, посредством сочетания 3 составных элементов: труда, средств производства и управления. Мысль о труде как источнике богатства постоянно подчеркивается Плифоном. Он выделяет его из других факторов производства, тем самым некоторые буржуазные авторы говорят о зарождении у него трудовой теории стоимости.
Обращает на себя внимание также тот факт, что, хотя земля занимает
Обращает на себя внимание также тот факт, что, хотя земля занимает
Главный тезис Плифона, проходящий красной нитью через все его проекты реформ: необходимость защиты трудящегося человека, прежде всего земледельца, пастуха или виноградаря, труд которых рассматривался им в качестве основы экономического благосостояния государства.
Плифон призывал возможно лучше относиться к непосредственным производителям, «этим всеобщим кормильцам», не только защищать их от внешней опасности, но и облагать лишь единым, справедливым натуральным налогом. В иерархии сословий, на которые должно делиться общество, именно земледельцы-налогоплательщики поставлены на первое место. На втором оказались воины, освобожденные от налогов и обязанные защищать государство, на третьем — правители, чиновники во главе с самим императором.
Ратуя за то, чтобы земля была «общей», т. е. государственной (что
Характерны также рассуждения Плифона о распределении годового совокупного продукта производства по
Характерны также рассуждения Плифона о распределении годового совокупного продукта производства по
Плифон категорически отказывал в праве на участие в распределении общественного дохода
Плифон категорически отказывал в праве на участие в распределении общественного дохода
Многие планы плифонских реформ были навеяны внешней опасностью, грозившей Византии в
Многие планы плифонских реформ были навеяны внешней опасностью, грозившей Византии в
Взгляды Плифона оказали большое влияние на его последователей и учеников. Некоторые
Взгляды Плифона оказали большое влияние на его последователей и учеников. Некоторые
В своих предложениях по оздоровлению экономики Византии Виссарион гораздо более практичен,
В своих предложениях по оздоровлению экономики Византии Виссарион гораздо более практичен,
Именно под влиянием итальянской практики Виссарион в значительной мере отошел от взглядов своего учителя на земледелие как на основу общественного производства и на земледельческий труд как на единственно производительный.
В качестве практической меры он советовал Константину послать в Италию для обучения необходимым ремеслам молодых людей, добавляя, что такое непосредственное освоение ремесел на итальянских мануфактурах позволит легко и в короткий срок изучить их