Содержание
- 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 2 политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания первоначальные представления
- 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 3 постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы всесторонний
- 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 4 перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, к проблемам
- 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 5 освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто
- 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 6 формирование либеральной политической идеологии обоснование необходимости разделения властей
- 7. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 7 1-й этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) исследование проблем
- 8. 8 занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье, Р.Арон) разрабатывает проблемы политической
- 9. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 9 2-й этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.)
- 11. Скачать презентацию
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2
политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2
политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального
первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер
господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства
Конфуций разработал идеологию господствующего класса
Мо-Цзы разработал идеологию угнетенного класса
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Шан Ян основал «легизм»
Теоретические основы легизма: мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль; основное средство управления государством - принуждение
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
3
постепенное освобождение политических взглядов от
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
3
постепенное освобождение политических взглядов от
всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм
становление политических взглядов как относительно самостоятельной части философии
Сократ править должны знающие; формы правления правильные и неправильные
Платон управлять государством должны философы
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Аристотель государство имеет естественное происхождение
поиск и определение идеальной формы правления
Цицерон: «Государство - достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности, а также достижения ими согласия в вопросах общности интересов и права»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
4
перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
4
перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к
политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретали форму законов
социально-политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей
Августин Блаженный - человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека; - церковь выше светской власти;
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
обоснование теологической теории появления государства и политической власти
Фома Аквинский - сущность власти устанавливается богом; - государство - божественное установление; - государство может наказывать еретиков;
- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение
- государство создано Богом, поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку
Иоанн Солсберийский: «Чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
5
освобождение политической науки от теологии и
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
5
освобождение политической науки от теологии и
анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни
обоснование революционных форм и методов переустройства общества
Н.Макиавелли главная опора политики государства – хорошие законы и сильное войско
Дж.Локк идеолог «правового государства», антагонист патриархального абсолютизма
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Т.Гоббс идеолог «общественного договора»
развитие гуманистических начал в политической теории
Бенедикт Спиноза: «Возможно гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества»
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
6
формирование либеральной политической идеологии
обоснование
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
6
формирование либеральной политической идеологии
обоснование
характеристика правового государства и формирование концепции прав человека и гражданина
Ж-Ж. Руссо люди должны жить в гражданском мире, заключив «общественный договор»
И.Кант государство – объединение людей, подчиненных правовым законам
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Ш.Монтескье идеолог теории разделения властей
анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии
Георг Гегель: «Гражданское общество - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
7
1-й этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
7
1-й этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX
2-й этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства - новая теория демократии (И.Шумпетер) - плюралистическая теория демократии (Р.Даль) - теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер) - концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер)
3-й этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) разработка и развитие новых парадигм политической науки - футурологическая концепция единого мирового государства (С.Кларк, К.Сон) - концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт) - концепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда) - концепция национального интереса (Г.Моргентау)
8
занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье,
8
занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье,
разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С.Липсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф)
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ
НЕМЕЦКАЯ
ПОЛЬСКАЯ
проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка)
занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер)
СОВРЕМЕННЫЕ
ЗАРУБЕЖНЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ШКОЛЫ
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
9
2-й этап (конец XVII в. - первая
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
9
2-й этап (конец XVII в. - первая
обоснование верховенства царской власти, необходимости и правомерности абсолютизма
Ф.Прокопович: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; лучший «образ правления» - неограниченная монархия
В.Татищев: идеолог «просвещённого абсолютизма» и теории 3-х «узд неволи»: 1-я- подчинение родителям; 2-я - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; 3-я - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо
И.Посошков: требование сильной централизованной власти в стране; власть царя подобна власти бога
М.Щербатов: государство надо строить на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации;
С.Десницкий: необходимо выделить различные ветви власти
1-й этап (XI-XVII вв.)
неотделимость политической мысли России от религиозной; идентификация власти с божественным началом - идеи митрополита Иллариона: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины) - идея монаха Филофея - величие власти Московских государей ( «Москва - третий Рим»)
Митрополит Илларион автор «Слово о законе и благодати»