Кто такая Баба-яга - презентация для начальной школы

Содержание

Слайд 2

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она

вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
Слайд 3

Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени: Баба – главная

Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени:
Баба – главная женщина

во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.
Слайд 4

Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.

Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь

– огонь.
Слайд 5

Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.
Слайд 6

Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.

Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница,

Великая Матерь Мира.
Слайд 7

Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению.

Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению.

Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно
«Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).
Слайд 8

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя

бы сказку «Гуси-лебеди».
В переводе с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь.
Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.
Слайд 9

Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где

Там она хотела его изжарить. На самом деле
нет сказки,
где

бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.
Слайд 10

Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя

Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя

на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.
Слайд 11

После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на

После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на

некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».
Слайд 12

Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался

Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы

рождался заново, выздоравливал, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
Слайд 13

(Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким).

(Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким). Точно

так же и в русской народной сказке про Бабу-Ягу.
Слайд 14

На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры,

На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения

культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Слайд 15

Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь,

Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь,

которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.
Слайд 16

Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой.

Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой.

Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Слайд 17

Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к

Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к

ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Слайд 18

Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.

Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась

женщина.
Слайд 19

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит

сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
Слайд 20

В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница,

В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница,

дарительница. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Слайд 21

Яга-похитительница крадёт детей, и уносит в свою избушку на курьих ножках,

Яга-похитительница крадёт детей, и уносит в свою избушку на курьих ножках,

или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Слайд 22

Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные

Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные

советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели или указывающий путь.
Слайд 23

Она не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной

Она не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной

ступе. А чтобы не было видно следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Слайд 24

Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны

Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны

и змеи: все существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.
Слайд 25

Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью

Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью

натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.