Культура арабо-мусульманского мира

Содержание

Слайд 2

1.Джахилийа 2.Мекканский период 3.Мединский период 4.Исламизация и арабизация

1.Джахилийа

2.Мекканский период

3.Мединский период

4.Исламизация и арабизация

Слайд 3

Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа –

Этот период мусульманская традиция называет временем невежества и грубости. Джахилийа –

собственно доисламская эпоха, языческий период арабо-мусульманской культуры.

1.Джахилийа

Общаясь с греко-римским, а потом и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившимся на полуострове во II – V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в Аравии происходит вместе с зарождением новой веры – ислама – в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя – МУХАММАДА ибн Абдаллаха.

Слайд 4

2.Мекканский период 570 год входит в историю, как год рождения новой

2.Мекканский период

570 год входит в историю, как год рождения новой религиозно-политической

силы, впоследствии объединившей народы Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и персидского владычеств разрушением их обоих.

Мекка

Слайд 5

Не столь важно, было в действительности или нет, мистическое стечение обстоятельств

Не столь важно, было в действительности или нет, мистическое стечение обстоятельств

в одной узловой точке истории, о котором повествует легенда чудесного рождения, важно другое, а именно культурно-исторический смысл данной легенды, в которой удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии Мухаммада (570 ? – 632).

Общий догмат иудеев и христиан о единобожии способствовал кристаллизации монотеистической идеи у Мухаммада.

Страница Корана

Мухаммад

Слайд 6

В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ

В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ

Мекки, Мухаммаду нисходит откровение. Он увидел на краю неба свет, и ангел окликнул его трижды: «Читай!», вручая свиток священного Корана. Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил». Мухаммад поведал близким о случившемся, о всемогуществе господнем, о наступлении судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. стать МУСУЛЬМАНИНОМ, очиститься от грехов и творить добрые дела. Эта ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр – ночь решения судьбы, могущества и славы, которую отмечает мусульманский мир 27 числа месяца рамадана.
Слайд 7

Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и

Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувствовала в общине серьезного соперника, и

настороженность язычников – носителей традиционных ценностей, сменилась открытой враждебностью. А когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху неведения Мухаммадовых пророчеств – джахилийи, за свои грехи пребывают в адском огне, начались преследования верующих.
610 – 620 годы – это время борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в христианской Эфиопии. Сам Мухаммад готов был идти к компромиссу: признать местных богинь дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что это положение нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не иметь ничего общего с родом посланника, хашимитами, не заключать браки, не торговать. Записанную на кожаном свитке клятву поместили в КААБЕ.
Слайд 8

Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал-исра ва-л-мирадж –

Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал-исра ва-л-мирадж –

чудесное Ночное путешествие и вознесение. Он спал возле КААБЫ, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы чудесное животное. У крылатого скакуна был человеческий лик, блистающий в темноте. По воле Аллаха он перенес Мухаммада на север, в ал-Халил (Хеврон) к гробнице ИБРАХИМА и в Бейт-Лахм (Вифлеем) к гробнице ДАУДА, а затем – к «отдаленнейшей мечети», т.е. будущей мечети ал-Харм аш-Шариф в Иерусалиме.

Мирадж

Слайд 9

МУХАМММАД И ДВА АНГЕЛА после вознесения на небеса. Арабская миниатюра 16

МУХАМММАД И ДВА АНГЕЛА после вознесения на небеса. Арабская миниатюра 16

в. Музей турецкого и исламского искусства, Стамбул
Слайд 10

Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона.

Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов

небосклона. Там они встретились с древними пророками, как то: Адам, ЙАХЙА, Иса, ЙУСУФ, ИДРИС, ХАРУН, Муса и Ибрахим. На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай и ад.
Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним через завесу. Аллах приказал верующим совершать 50 молитв в день, но по просьбе пророка сократил их число до 5. Вернувшись к земной Каабе, пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Многие толкователи видят в этом путешествии аллегорию единения души с богом. В память о нем отмечается праздник ид аль-мирадж 27 числа месяца раджаб.
Слайд 11

26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год переселения

26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год переселения

Мухаммада из Мекки в Йасриб. Хиджра стала отправной точкой мусульманского летоисчисления по лунному календарю. 622 год от РХ – это первый год хиджры (ГХ).

3.Мединский период

Медина

Слайд 12

Иудеи были выселены, а частично истреблены. Это привело к обрядовому размежеванию

Иудеи были выселены, а частично истреблены. Это привело к обрядовому

размежеванию ислама с родственными единобожными культами.
На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу – направление молитвы, для совершения которой сначала по понятным причинам обращались в сторону Иерусалима.
Теперь же кибла указывала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из которой он был изгнан. Само по себе это означало, что возвращение предопределено помыслами, подкрепленными молитвой, обращенной к священным местам предков и древней Каабе. Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины – Куба. Предстоятелем на молитве (ИМАМОМ) в ней был Мухаммад, которого заменяли АБУ БАКР или Омар. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал.
Но Мухаммад был не только духовным руководителем, но и предводителем воинства, постепенно подчинившего исламу всю Аравию.
Слайд 13

На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое

На 10 год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое

паломничество» в Мекку, вошедшее в историю как «прощальное». Настало время сделать Мекку главным духовным центром новой религии. Утром 5 дня месяца зу-л-хиджжа Мухаммад вместе с АЛИ ибн Абу Талибом совершил обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыл здание святилища покрывалом. Проведя ночь в шатре, пророк семь раз обошел Каабу, затем отправился в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда – к горе Арафат. Своей рукой Мухаммад принес в жертву 36 верблюдов и, знаменуя окончание паломничества, обрил голову.

Мекка

Слайд 14

После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие

После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие

положения ислама:
жизнь и собственность мусульман неприкосновенны;
запрещено отдавать и принимать деньги или имущество в рост;
отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты подлежат забвению;
все мусульмане – братья;
вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, – грех;
поклоняться идолам в святых местах – все равно, что поклоняться Шайтану;
мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.
Слайд 15

Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после

Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изменять исламу и после

его смерти.
Все, что делал пророк во время прощального паломничества, легло в основу обряда, соблюдаемого теми, кто совершает ХАДЖЖ к святым местам. Т.о. Мекка становится религиозным центром ислама, запретным для всех «неверных» местом ритуального паломничества мусульман по образцу Мухаммада, который вскоре и умер на 11 год хиджры (8 июля 632 г.). Его могила находится в ограде Мечети Пророка в Медине. С его смертью прекращается непосредственное вмешательство Аллаха в жизнь исламской общины и так заканчивается первый этап эпохи классического ислама.

Мечеть пророка в Медине

Слайд 16

В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее

В состав Халифата вошли древние развитые культуры – византийская с ее

эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья, Центральной Азии, Индостана. К началу VIII в. языком делопроизводства становится арабский.
При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, приводятся к форме мусульманской культуры. Складываются каноны мусульманского
зодчества. В Иерусалиме был возведен позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691 г.). Вновь была перестроена Мечеть Пророка.

Теперь направление на Каабу внутри МЕЧЕТИ стало обозначаться специальной нишей – МИХРАБ, а призыв на молитву (АЗАН) – возглашаться МУЭЗЗИНОМ с башен первых МИНАРЕТОВ.

МИХРАБ

Слайд 17

Слайд 18

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (Мечеть Омара). 691 Архитектура мечети и

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (Мечеть Омара). 691

Архитектура мечети и

ее декор указывает на сильное влияние византийского искусства.
Слайд 19

Мечеть Омейядов. Внутренний двор В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала ядром Мечети Омейядов (705).

Мечеть Омейядов. Внутренний двор

В Дамаске (Дамасский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала

ядром Мечети Омейядов (705).
Слайд 20

Мечеть Омейядов

Мечеть Омейядов

Слайд 21

Минарет аль-Мальвия в Самарре (Ирак) Высота свеше 50 метров Возведен в

Минарет
аль-Мальвия
в Самарре (Ирак)
Высота
свеше 50 метров
Возведен в 840-850г

Минарет

Калян в Бухаре
(Узбекистан)
Высота 45,6 метров, кирпич
Возведен в 1127 г.

Минарет
Вазир Кхано
(Лахор)

Слайд 22

Образец почерка насталик Минарет Калян . 1127 Бухара, Узбекистан

Образец почерка насталик

Минарет Калян . 1127 Бухара, Узбекистан

Слайд 23

Багдадский Халифат Аббасидов (750 – 1258). В Багдадском Халифате арабы, кроме

Багдадский Халифат Аббасидов (750 – 1258).

В Багдадском Халифате арабы, кроме

потомков Мухаммада, утратили свое исключительное положение в обществе, – их уравняли в правах с прочими мусульманами. Пределы государства больше не расширялись

Мечеть ибн Тулуна, 876 –879 гг.

Построена Ахмадом ибн Тулуном, наместником Египта во времена правления Аббасидов, эта мечеть является древнейшей не только в Каире, но и во всем Египте.

Слайд 24

В центре дворика – каменный фонтан для омовений. В конструкцию включены

В центре дворика – каменный фонтан для омовений.

В конструкцию включены

совершенно уникальные элементы, которые создают неповторимость мечети: это зубцы и амбразуры внешней стены (такого архитектурного решения нет больше ни в одной мечети !), и наружная спиральная лестница, ведущая на минарет, напоминающий знаменитый минарет в г. Самарра в Ираке. Такое сходство не случайно - ведь Ахмад ибн Тулун был родом из Ирака.
Слайд 25

Мечеть Ибн Тулуна, Египет, Каир

Мечеть Ибн Тулуна, Египет, Каир

Слайд 26

Большая Пятничная мечеть Кайруана – города «100 шести мечетей» Минарет представляет

Большая Пятничная мечеть Кайруана – города «100 шести мечетей»

Минарет представляет

собой трехэтажную башню высотой 31,5 м и 10 м шириной. В основание башни положены каменные блоки, взятые из развалин классических римских зданий. Минарет, строительство которого проходило с 724 по 728 г., является древнейшим в мире и принадлежит к самым известным шедеврам исламской архитектуры.
Слайд 27

Пять столпов веры ШАХАДА – исповедание веры САЛЯТ – молитва ЗАКЯТ

Пять столпов веры

ШАХАДА – исповедание веры
САЛЯТ – молитва
ЗАКЯТ – обязательная милостыня
САУМ

– пост
ХАДЖЖ – паломничество

Кааба - араб. «куб» - святилище в центре мечети аль-Масджид аль-Харам.

Слайд 28

К пяти столпам непосредственно примыкает ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе

К пяти столпам непосредственно примыкает ДЖИХАД – усилие, прилагаемое в борьбе

за веру

джихад сердца
джихад языка
джихад руки
джихад меча (газават)

Шахада (араб. свидетельство) – исповедание веры, написанное куфическим почерком. Вот ее смысловой перевод: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха».

Куфический почерк

Слайд 29

Каллиграфия Рукопись Корана,9-10в., куфический шрифт Аллах Аллах Мухаммад – посланник Аллаха

Каллиграфия

Рукопись Корана,9-10в., куфический шрифт

Аллах

Аллах

Мухаммад – посланник Аллаха

Аллах


Тот, Который научил пером», 96:4

Куфи

Дивани

Слайд 30

Дивани Аллах велик Кто учитель мне – тот господин мне (поговорка)

Дивани

Аллах велик

Кто учитель мне – тот господин мне (поговорка)

И возвещай

о милости Господа твоего, 93:11

Сулс

Аллах

Поистине, Аллах с терпеливыми, 1:153

Талик

Разговор - серебро, а молчание - золото

Рика

Слайд 31

Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось

Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось

на ковровом творчестве, характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети.

Ковер с изображением
животных (Иран 16 в)

Слайд 32

Жерло фонтана в виде льва, 12 в Курильница в форме льва, 11-12 вв., медь

Жерло фонтана
в виде льва, 12 в

Курильница в форме льва,


11-12 вв., медь
Слайд 33

Тарелка с изображением знаменосца, 10 в Чаша из Ирана, 12-13 вв.

Тарелка с изображением
знаменосца, 10 в

Чаша из Ирана, 12-13 вв.


Слайд 34

Тадж Махал в Агре

Тадж Махал в Агре

Слайд 35

Мечеть Мухаммада Али в Каире

Мечеть Мухаммада Али в Каире

Слайд 36

Голубая Мечеть, Турция, 1603 - 1617 Ночная панорама мечети Ахмедие, Турция

Голубая Мечеть, Турция, 1603 - 1617

Ночная панорама мечети Ахмедие, Турция

Слайд 37

Мечеть Хазратбал, Индия Мечеть Муфти Джами, Феодосия

Мечеть Хазратбал, Индия

Мечеть Муфти Джами, Феодосия

Слайд 38

Современная мечеть в Дахране, Саудовская Аравия Главная Мечеть, о. Лабуан Шах Файсал, Исламабад

Современная мечеть в Дахране, Саудовская Аравия

Главная Мечеть, о. Лабуан

Шах Файсал, Исламабад

Слайд 39

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге

Соборная мечеть в Санкт-Петербурге

Слайд 40

Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами . 1447. Фрагмент

Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами . 1447. Фрагмент