Культура и история

Содержание

Слайд 2

Культура — результат творческой жизнедеятельности человека.

Культура — результат творческой жизнедеятельности человека.

Слайд 3

История в течение многих столетий рассматривалась в философии как сфера, в

История в течение многих столетий рассматривалась в философии как сфера, в

которой раскрывает свое богатство человеческий дух. Поэтому нередко культура и история воспринимаются как тождественные понятия.
На самом деле между ними обнаруживается глубокое концептуальное и содержательное различие.
Слайд 4

Противостояние истории и культуры рождает множество мировоззренческих проблем, которые изучаются как

Противостояние истории и культуры рождает множество мировоззренческих проблем, которые изучаются как

в истории культуры, так и в философии культуры.
Слайд 5

Чтобы объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса,

Чтобы объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса,

из исследования развития человека в процессе истории.

Философия культуры впирается на материалистическое понимание истории и исходит из него.

Слайд 6

Исторический взгляд на культуру автоматически рождает глубокое воззрение на природу этого

Исторический взгляд на культуру автоматически рождает глубокое воззрение на природу этого

феномена, а исследование культуры в конечном счете позволяет глубже осознать динамику социальных процессов.

В такой трактовке механизм противостояния истории и культуры утрачивает свой драматизм. Проблема враждебности культуры и истории даже не ставится.

Слайд 7

Культура, социальное явление, возникшее в результате общественных запросов. Она, продукт истории.

Культура, социальное явление, возникшее
в результате общественных запросов.
Она, продукт истории.

Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и
передаче совокупного духовного опыта.
Слайд 8

Исторический процесс ограничен началом и концом. Внутри этих рамок история делится

Исторический процесс ограничен
началом и концом. Внутри этих рамок история делится

на четыре больших периода: 1.Доистория;
2.Древние культуры;
3.Период «осевого времени»;
4.Технический век, расцвет которого
относится к нашему времени .
Слайд 9

Немецкий философ Ясперс делит весь исторический процесс на доисторию и всемирную

Немецкий философ Ясперс делит весь исторический процесс на доисторию и всемирную

историю, к которой относит наше настоящее и будущее.
Слайд 10

Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков

Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков

и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.
Слайд 11

Возникают древнейшие культуры. Это, во-первых, шумеро- вавилонская, египетская и Эгейский мир

Возникают древнейшие культуры. Это,
во-первых, шумеро- вавилонская, египетская и Эгейский мир

с 4000 г .; во вторых, открытая в раскопках Доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия.
Слайд 12

Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки

Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки

и единый путь развития. Он относит ось мировой истории ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории.
Слайд 13

В Китае жили тогда Конфуций и Лао цзы, возникли все направления

В Китае жили тогда Конфуций и Лао цзы, возникли все направления

китайской философии, мысли Мо цзы, Чжуан цзы, Ле цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии — в Индии, как и в Китае — были рассмотрены все возможности философского постижения действительности.
Слайд 14

Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает

Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает

бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность.
Слайд 15

«Любая эпоха расцвета, — отмечает отечественный исследователь Г.С.Померанц, — заканчивается кризисом

«Любая эпоха расцвета, — отмечает отечественный исследователь Г.С.Померанц, — заканчивается кризисом

и поисками главного, способного возвратить смысл существованию общества.
Первым таким великим кризисом было «осевое время», время разрушения культур и создания империй.
Слайд 16

Выходом из кризиса «осевого времени» были религии, давшие многим народам одну

Выходом из кризиса «осевого времени» были религии, давшие многим народам одну

Главную Книгу.
Главная Книга — это Библия, Коран.
В Библии, в Коране заключалось все главное, придающее жизни смысл. И на основании Главной Книги строилась иерархия средневековой культуры ».
Слайд 17

Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится

Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится

всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична.
Слайд 18

Все жившие после осевого времени люди либо оставались на уровне первобытных

Все жившие после осевого времени люди либо оставались на уровне первобытных

народов, либо принимали участие в новом ходе событий.
Первобытные народы в период существования истории являют собой пережиток доистории, сфера которой все время сокращается вплоть до ее полного исчезновения.
Слайд 19

В истории Ясперс выделяет четыре «среза »: возникновение языков, изобретение орудий,

В истории Ясперс выделяет четыре
«среза »: возникновение языков,
изобретение орудий,

начало использования огня; возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3— 5 м тыс. до н.э.; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII— II в.в. до н.э. одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции.
Слайд 20

Третий «срез» представляет собой, по Ясперсу, «ось мирового времени», этап, на

Третий «срез» представляет собой, по Ясперсу, «ось мирового времени», этап, на

котором возникает современный человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя.
На этом этапе происходит становление истории человечества.
Слайд 21

История развивается спонтанно как никем не спланированное грандиозное действо. Люди творят

История развивается спонтанно как никем не спланированное грандиозное действо. Люди творят

историю свободно, не соблюдая никаких правил, не следуя никаким канонам.
Культура же лишена этого. Она скреплена ценностным ядром, которое задает строгие нормы человеческого поведения.
Слайд 22

Понятие культуры становится зависимым от понятия истории. Именно исторический взгляд на

Понятие культуры становится зависимым от понятия истории. Именно исторический взгляд на

человека стал культурным взглядом. Однако история не может развиваться вне рамок культуры.
Рожденная культура ускоряет динамику исторического развития, убыстряет темпы общественных преобразований. Таким образом, связь культуры и истории многомерна.
Слайд 23

Линейность истории — враг культуры, потому что лишает ее плодотворных и

Линейность истории — враг культуры,
потому что лишает ее плодотворных и

неожиданных духовных сдвигов. Прогресс
можно изучать, как понятие, присуще движение от низшего к высшему. Идею прогресса называют современной религией или эрзацем ее. Эта идея подразумевает веру в разумное понимание, в «науку» истории, включает в себя синтез прошлого и предсказание будущего.
Слайд 24

Наиболее существенные и важные черты западной традиции ведут свое происхождение от

Наиболее существенные и важные черты западной традиции ведут свое происхождение от

древних греков и римлян, от европейской религии, модифицированной ранним христианством.
Слайд 25

Предыстория идеи прогресса окончилась приблизительно на закате XVII в. Стал наблюдаться

Предыстория идеи прогресса окончилась приблизительно на закате XVII в. Стал наблюдаться

научный подход к изучению истории.
В конце столетия высказывались твердые убеждения относительно неизбежности прогресса в области благосостояния, в цивилизации, в социальной организации человеческого общества, в искусстве и литературе, даже в человеческой природе и в биологическом строении человека.
Слайд 26

Идея поступательного развития, идея прогресса в конце XVIII— начале XIX в.

Идея поступательного развития, идея прогресса в конце XVIII— начале XIX в.

становится преобладающей в понимании человеческой истории.
Слайд 27

В XX в . концепция прогресса в философии культуры подверглась критике.

В XX в . концепция прогресса в философии культуры подверглась критике.


Многие философы культуры усилили внимание к изучению «неразгаданных» тайн социальной динамики, к распознаванию механизмов общественного развития, к анализу исторических судеб культуры.
Слайд 28

В философию культуры стали проникать всевозможные психоаналитические, структуралистские, антропологические методы осмысления

В философию культуры стали проникать всевозможные психоаналитические, структуралистские, антропологические методы осмысления

социально-исторической реальности, которые расшатали прежние представления о социальном факте, особенностях и основаниях общественного процесса.
Слайд 29

Сложились различные психоисторические и структуралистские школы. Другая тенденция философии культуры: представление

Сложились различные психоисторические
и структуралистские школы.
Другая тенденция философии культуры: представление

об объективности и связности исторического процесса подверглось критике и решительной реконструкции. Отвергая традиционные критерии и основания исторического развития, исследователи все чаще стали говорить о непредсказуемом и хаотичном движении общественных событий.
Слайд 30

В XX в. актуализировалась специфическая тематика нелинейного общественного развития. Усилилась критика

В XX в. актуализировалась специфическая тематика нелинейного общественного развития.
Усилилась критика «фаустовского»

или даже «прометеевского» духа европейской культуры , которая выдвинула идеал свободной, созидающей и последовательно раскрывающей себя личности.
Слайд 31

Развертывание всемирной истории предполагает не стирание цивилизационных и культурных особенностей, присущих

Развертывание всемирной истории предполагает не стирание цивилизационных и культурных особенностей, присущих

тем или иным народам. Идея открытости истории, ее многовариантности несовместима с жестким представлением о неукоснительном схождении всех культурных матриц в некую усредненную точку, символизирующую магистральный путь развития всего человечества.
Слайд 32

Список литературы 1) П.С. Гуревич - Философия культуры

Список литературы

1) П.С. Гуревич - Философия культуры