Логика Аристотеля

Содержание

Слайд 2

Аристотель - основатель логики, если точнее, так называемой, формальной логики.

Аристотель - основатель логики, если точнее, так называемой, формальной логики.

Слайд 3

Фундамент логики Логику Аристотеля можно назвать онтологической, так как он выделяет

Фундамент логики

Логику Аристотеля можно назвать онтологической, так как он выделяет четыре

причины бытия:
1. Сущность - это причина, имеющая следствием вещь именно такую, какая она есть;
2. Материя - это, материал из которого возникает, что-либо, субстрат;
3. Движение - это то, что производит действие;
4. Цель - это то, для чего что-либо делается.
Слайд 4

Каждая существующая вещь предполагает сочетание этих четырех факторов. Логика Аристотеля -

Каждая существующая вещь предполагает сочетание этих четырех факторов.
Логика Аристотеля - формальная.

В основе любой вещи и мысли лежит форма, она дает вещи определенность, в отличие от материи. Материя и форма независимы друг от друга, форма - это начало определяющее материю.
Слайд 5

Одна из главных основ познания, противопоставление, Аристотель противопоставляет мышление и чувственное

Одна из главных основ познания, противопоставление, Аристотель противопоставляет мышление и чувственное

восприятие, общее и единичное. Знание общего - это ум, предполагает мышление; восприятие единичного не составляет знание.
Мышление разделяется на:
1. отдельные ноэмы или одна мысль;
2. соединение ноэм, мыслей.
Мышление состоящее из ноэм и есть рассуждение у Аристотеля.
Слайд 6

Умозаключение - особая форма мысли, которая получается в результате сопоставления различных

Умозаключение - особая форма мысли, которая получается в результате сопоставления различных

суждений. Следующая, более сложная форма мысли - силлогизм.
Логика Аристотеля - первая в истории теория логических форм, предполагает осознание условий образования истины. Суждения, умозаключения, силлогизмы - основы, заложенные в фундамент логики.
Слайд 7

Суждение Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается

Суждение

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о

предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
Суждение должно быть истинно.
Аристотель называет суждения высказываниями.
Слайд 8

Аристотель выделял двухчленные и трехчленные суждения. Двухчленные суждения, простые, например, машина

Аристотель выделял двухчленные и трехчленные суждения. Двухчленные суждения, простые, например, машина

едет. Трехчленные определяют объект мысли, например, зеленая машина едет. В высказываниях он выделял подлежащее и сказуемое. Подлежащее есть объект мысли. Сказуемое то, что утверждается или отрицается.
Слайд 9

Законы противоречия Каждому утверждению соответствует одно отрицание и наоборот. Главный критерий

Законы противоречия

Каждому утверждению соответствует одно отрицание и наоборот.
Главный критерий противоположности всех

суждений тот, что в отрицании должно отрицаться именно то, что утверждалось в суждении. В простых высказываниях узнать это не составляет проблемы: машина едет и машина не едет. В сложных, нужно выделять главную мысль и отрицать ее.
Слайд 10

Закон противоречия с логических позиций понимается как то, что не может

Закон противоречия с логических позиций понимается как то, что не может

быть присуще и неприсущее вещи одновременно. Формулировка этого закона в трактате «Метафизика»: «Не могут быть вместе истинными противоположные положения» и «невозможно истинным образом вместе утверждать и отрицать». Этот вопрос и дальше разбирается в «Метафизике»: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же отношении» и «Далее, если по отношению к одному и тому же предмету вместе правильны все противоречащие утверждения, то ясно, что в таком случае все будет одним». В первом высказывании Аристотель понимает истину или ложь как присущность в разных отношениях, которые могут и меняться со временем, во втором, на самом деле будет именно так. Если сказать противоречащие суждения о чем-то одном и это будет истина, то все они присущи этому одному.
Слайд 11

В онтологическом понимании закон противоречия признает одновременную присущность одной вещи противоположностей,

В онтологическом понимании закон противоречия признает одновременную присущность одной вещи противоположностей,

которые соединяются во времени через действие.
Для закона исключения третьего, в свою очередь, достаточно, чтобы суждение и отрицание были полностью противоположны. Если же это не так, то возможно действие или закона противоречия, или отсутствие действия законов.
Слайд 12

Поэтому эти законы можно классифицировать по их действию: в суждении должно

Поэтому эти законы можно классифицировать по их действию:
в суждении должно утверждаться

то же, что отрицается в отрицании, и наоборот;
если в одном суждении отрицается то же, что утверждается в другом, то они относятся как утверждение и отрицание;
если действительно второе, то они будут связаны и законом исключения третьего.
Слайд 13

Силлогизм Силлогизм есть умозаключение, в котором из двух данных суждений получается

Силлогизм

Силлогизм есть умозаключение, в котором из двух данных суждений получается третье.


Силлогизмом является заключение, состоящее из трех частей - главной предпосылки, вторичной предпосылки и вывода.
Слайд 14

Существует много различных видов силлогизмов. У каждого из них есть название,

Существует много различных видов силлогизмов. У каждого из них есть название,

данное схоластиками. Самый известный из них называется "Барбара"
Все люди смертны (Главная посылка) Сократ - человек (Вторичная предпосылка) Поэтому: Сократ смертен. (заключение) Или: Все люди смертны.
Все греки - люди.
Поэтому: все греки смертны.
Слайд 15

Другими формами являются следующие силлогизмы: Ни одна рыба не разумна. Все

 Другими формами являются следующие силлогизмы:
Ни одна рыба не разумна. Все

акулы - рыбы. Поэтому ни одна акула не разумна.("Селарент")
Все люди разумны, некоторые животные - люди, поэтому некоторые животные разумны.("Дарий")
Ни один грек не черный, некоторые люди - Греки, поэтому некоторые люди не черные.