Логика. Софисты и Сократ

Содержание

Слайд 2

Софисты. Софиcты - древнегреческие платные преподаватели красноречия , представители одноименного философского

Софисты.

Софиcты - древнегреческие платные преподаватели красноречия , представители одноименного философского направления,

распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.
Слайд 3

Наиболее известные представители. Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.) его ученик

Наиболее известные представители.

Протагор (ок. 490-420 гг. до н.э.)

его ученик Горгий

(ок. 483-375 гг. до н. э.)
Слайд 4

Для софистов характерно.

Для софистов характерно.

Слайд 5

Сократ. Сократ- древнегреческий философ , учение которого знаменует поворот в философии

Сократ.

Сократ- древнегреческий философ , учение которого знаменует поворот в философии —

от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.
Слайд 6

Сократа совершенно не интересует исследование внешнего мира, природы. В центре его

Сократа совершенно не интересует исследование внешнего мира, природы. В центре его

исканий человек и исходной посылкой его философии можно обозначить призыв "Познай самого себя". Главной целью всех поисков Сократа было определение блага, т.е. нравственного. Без знания того, что есть благо человек, по мнению Сократа, обладая весьма разнообразными и обширными знаниями, большей частью будет сам себе причинять вред; ибо многознание само по себе есть зло.
Слайд 7

Важное разногласие Софистов и Сократа. Одним из основных разногласий Сократа и

Важное разногласие Софистов и Сократа.

Одним из основных разногласий Сократа и софистов

стал вопрос о существовании объективной истины. Итак рассмотрим эту тему подробнее.
Слайд 8

Позиция софистов: Софисты Философы-софисты считали, что вне человека истина отсутствует. Каждый

Позиция софистов:

Софисты Философы-софисты считали, что вне человека истина отсутствует. Каждый имеет

право принять за истину все, что подходит для него в конкретном случае в зависимости от ситуации, выгоды, личных предпочтений, склонностей и др. Соответственно, решающим положением в вопросе истинности является субъективное мнение человека, его произвол, а абсолютной истины не существует.
Слайд 9

Позиция Сократа: Сократ считал, что, напротив, без непреложных истинных начал, невозможно

Позиция Сократа:

Сократ считал, что, напротив, без непреложных истинных начал, невозможно положительное

развитие личности и какая-либо созидательная и разумная человеческая деятельность. По его мнению, абсолютная истина существует, несмотря на множество мнений, которые концентрируются вокруг одной, вечной, единственной и неизменной. Философ призывает познать самого себя. Целью каждой личности, по его мнению, должен стать поиск всеобщих и объективных логических, этических, практических и теоретических норм. Для достижения данных задач главным условием является необходимость прилагать усилия каждому конкретному человеку.
Слайд 10

Сократ категорически восстает против лицемерия, неправды. Позиция человека должна выражать его

Сократ

категорически восстает против лицемерия, неправды. Позиция человека должна выражать его истинное

мнение об истине. Он не допускает уловки, лукавство, полуправду и недоговоренность. По его мнению, люди не смогут общаться и понимать друг друга, если допустить сосуществование множества истин.

Софисты

же, напротив, имели диаметрально противоположные взгляды. Философский диалог в их представлении – это борьба, подавление соперника и победа над ним, кроме того, инструмент для манипуляции сознанием собеседника и средство самоутверждения. По сути Сократ и софисты придерживались разных видов спора. Так же Софисты в отличие от Сократа не признавали объективно-всеобщих определений морали.

Слайд 11

Заключение. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его

Заключение.
Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни

во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к философии в подлинном смысле этого слова – это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытие.