МЕНТАЛИТЕТ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА И МЕНТАЛИТЕТА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Слайд 2

МЕНТАЛИТЕТ, или МЕНТАЛЬНОСТЬ – нечто общее, лежащее в основе сознательного и

МЕНТАЛИТЕТ, или МЕНТАЛЬНОСТЬ –
нечто общее, лежащее в основе сознательного и

бессознательного, логического и эмоционального, глубинный источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций
Слайд 3

менталитет образ мира картина мира идеология

менталитет
образ мира
картина мира
идеология

Слайд 4

? Русский характер в произведениях русской художественной литературы Персонажи басен И.

?

Русский характер в произведениях русской художественной литературы

Персонажи басен И. А.

Крылова
Герои Н. В. Гоголя (Манилов, Собакевич, Плюшкин, Хлестаков и др.)
Обломов
____________________________________
басни И. А. Крылова
Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1842),
«Ревизор» (1836)
И. А. Гончаров «Обломов» (1858)
Слайд 5

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ЛЕС СТЕПЬ РЕКА __________________________________ В. Ключевский Н. Бердяев

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

ЛЕС
СТЕПЬ
РЕКА
__________________________________
В. Ключевский
Н. Бердяев

Слайд 6

ЛЕС «Лес служил самым надёжным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому

ЛЕС

«Лес служил самым надёжным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку

горы и замки»
«Лес всегда был тяжёл для русского человека <…> этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу»
«Древнерусский человек населил лес всевозможными страхами»
Слайд 7

СТЕПЬ «Степь широкая, раздольная, как величает её песня, своим простором, которому

СТЕПЬ

«Степь широкая, раздольная, как величает её песня, своим простором, которому конца-краю

нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте»
«Степь заключала в себе и важные исторические неудобства <…> Она была вечной угрозой для Древней Руси»
Слайд 8

ЛЕС и СТЕПЬ «Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно»

ЛЕС и СТЕПЬ
«Лес и особенно степь
действовали на русского человека двусмысленно»

Слайд 9

РЕКА «Река – соседка и кормилица, водяная и ледяная дорога Русская

РЕКА

«Река – соседка и кормилица, водяная и ледяная дорога <…> Русская

река приучала своих прибрежных обитателей к общежительности <…> Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному артельному действию <…> сближала разбросанные части населения»
(В. Ключевский)
Слайд 10

«Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность,

«Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность,

устремлённость в бесконечность, широта»
(Н. Бердяев)
Слайд 11

ЛЕС и СТЕПЬ в русской литературе Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

ЛЕС и СТЕПЬ в русской литературе

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

(1842)
И. С. Тургенев «Лес и степь» (1848) - «Записки охотника»
А. П. Чехов «Степь» (1888)
Слайд 12

ЛЕС и СТЕПЬ в русской живописи И. И. Шишкин

ЛЕС и СТЕПЬ в русской живописи

И. И. Шишкин

Слайд 13

И. Шишкин «Среди долины ровныя» (1883)


И. Шишкин «Среди долины ровныя» (1883)

Слайд 14

И. Шишкин «Рожь» (1878)


И. Шишкин «Рожь» (1878)

Слайд 15

И. Шишкин «Лесные дали» (1884)


И. Шишкин «Лесные дали» (1884)

Слайд 16

И. Шишкин «Лесная глушь» (1872)


И. Шишкин «Лесная глушь» (1872)

Слайд 17

И. Шишкин «Дебри» (1881)


И. Шишкин «Дебри» (1881)

Слайд 18

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889)


И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889)

Слайд 19

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ «В 1796 году Россия – страна огромная, медленная»

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

«В 1796 году Россия – страна огромная, медленная»
(Н. Я.

Эйдельман «Грань веков»)
_______________________________________
Н. Я. Эйдельман
Слайд 20

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ АНТИНОМИЯ (греч. anti – против, nomos – закон) – два

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АНТИНОМИЯ (греч. anti – против,
nomos – закон) – два взаимоисключающих

положения, признаваемые одинаково доказуемыми
____________________________________
антиномия
Слайд 21

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo – оба, valentia – сила) – одинаково

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo – оба, valentia – сила) – одинаково выраженная

направленность в противоположные стороны
____________________________________
амбивалентность
Слайд 22

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ как черта русского менталитета «Можно открыть противоположные свойства в русском

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ как черта русского менталитета

«Можно открыть противоположные свойства в русском народе:

деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обострённое сознание личности и безличный коллективизм
Слайд 23

национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание

национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание

Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт»
(Н. Бердяев)
Слайд 24

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ дуальная оппозиция бинарная оппозиция

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

дуальная оппозиция
бинарная оппозиция

Слайд 25

ВОСТОК и ЗАПАД Восточная ориентация древнерусской культуры (Византия); Европеизация России –

ВОСТОК и ЗАПАД

Восточная ориентация древнерусской культуры (Византия);
Европеизация России – главный пафос

петровских преобразований и в целом русской культуры XVIII века;
Поиски «народности» в русской культуре начала XIX века;
Западники и славянофилы середины XIX века;
Слайд 26

ВОСТОК и ЗАПАД Духовные поиски «серебряного века»; Образ «загнивающего Запада» в

ВОСТОК и ЗАПАД

Духовные поиски «серебряного века»;
Образ «загнивающего Запада» в советской культуре;
____________________________________

А. Блок «Скифы» (1918)
Слайд 27

ДУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТСУТСТВИЕ СЕРЕДИНЫ

ДУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОТСУТСТВИЕ СЕРЕДИНЫ