Содержание
- 2. Классификация по степени использования различных видов знаний В зависимости от того, какие виды знаний используются, и
- 3. 1. Если в программной системе используются только фактографические знания, то такую программную систему называют базой данных
- 4. 2. Если в программной системе используются главным образом алгоритмические знания, то такую программную систему принято называть
- 5. 3. Если в программной системе в той или иной форме используются концептуальные знания, то такую систему
- 6. Классификация по виду ответа при решении задач Решая конкретную задачу, прикладная система ИИ получает на входе
- 7. 2.Процедурный ответ; решая задачу, система может создать и запустить процедуру (система синтеза программ, автоматическое программирование). Очень
- 8. Приведем примеры ответов разных уровней, используя модельный пример с сортировкой чисел из параграфа 0 (напомним, задача
- 9. На уровне 0 мы предъявляем последовательность, а система только проверяет, отсортирована она или нет. На уровне
- 10. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В логических моделях знания представляются в виде совокупности правильно построенных формул какой-либо
- 11. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Р — множество синтаксических правил, определяющих синтаксически правильные выражения из терминальных элементов
- 12. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Простейшей логической моделью является исчисление высказываний. Высказыванием называется предложение, смысл которого можно
- 13. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Логика высказываний оперирует логическими связями между высказываниями, т. е. она решает вопросы
- 14. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ^ конъюнкция (логическое умножение); v дизъюнкция (логическое сложение); → импликация (если -
- 15. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
- 16. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Исчисление высказываний позволяет формализовать лишь малую часть множества рассуждений, поскольку этот аппарат
- 17. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В логике высказываний для обозначения фактов используются буквы(имена или идентификаторы или фразы),
- 18. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Рассмотрим ставший классическим пример рассуждения о Сократе: Р: «Все люди смертны» Q:
- 19. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Однако эта формула не является общезначимой, поскольку относится только к одному объекту
- 20. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Чтобы осуществить этот примитивный логический вывод, высказывание Q следует разделить на две
- 21. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Очевидно, что свойство конкретного субъекта с именем «Сократ» быть «человеком» может быть
- 22. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ «Под предикатом будем понимать некоторую связь, которая задана на наборе из констант
- 23. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Например, если P и Q - площади городов в России и Японии,
- 24. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В логике предикатов факты обозначаются n-арными логическими функциями – предикатами F(x1,x2,...,xm), где
- 25. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Аргументы могут быть атомами или функциями f(x1,x2,...,xm), где f – имя функции,
- 26. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Выше приведенные примеры высказываний в виде предикатов будут выглядеть как "расстояние(Земля, Солнце,
- 27. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Предикат с арностью n > 1 может используется в инженерии знаний для
- 28. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Предикат "компьютер(память, клавиатура, процессор, монитор)" может обозначать понятие "компьютер" как отношение, связывающее
- 29. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Предикат с арностью n = 1 может представлять свойство сущности (объекта), обозначенного
- 30. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
- 31. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ Переменные, находящиеся в сфере действия кванторов, называют связанными, остальные переменные в логических
- 32. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ К недостаткам логики предикатов как метода представления знаний можно отнести следующее: монотонность
- 33. ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ невозможность применения в качестве параметров предикатов других предикатов, т.е. невозможность формулирования знаний
- 34. Лекция 4 Фреймовая модель представления знаний
- 35. Фреймовая модель Фреймовая модель представления знаний основана на теории фреймов М. Минского, которая представляет собой систематизированную
- 36. Фреймовая модель В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, слово “ комната” вызывает у
- 37. Фреймовая модель ПРИМЕР Объект "мяч" представляет собой кожаный или резиновый чехол, наполненный воздухом. Во фрейме "мяч"
- 38. Фреймовая модель Фрейм имеет имя, служащее для идентификации описываемого им понятия, и содержит ряд описаний —
- 39. Фреймовая модель Например, слот с именем возраст может содержать имя процедуры, которая вычисляет возраст человека по
- 40. Фреймовая модель В слоте может содержаться не одно, а несколько значений, т. е. в качестве структурных
- 41. Фреймовая модель Совокупность данных предметной области может быть представлена множеством взаимосвязанных фреймов, образующих единую фреймовую систему,
- 42. Фреймовая модель Фреймы обладают способностью наследовать значения характеристик своих родителей. Например, фрейм АФРИКАНСКИЙ_СЛОН наследует от фрейма
- 43. Фреймовая модель Существуют 2 типа фреймов – прототипы и экземпляры. Фреймы-прототипы — это готовые структуры для
- 44. Фреймовая модель Над фреймами можно совершать некоторые теоретико-множественные операции, например объединение и пересечение. При объединении фреймов
- 45. Фреймовая модель При пересечении фреймов в результирующем фрейме будут присутствовать только те слоты, которые имелись во
- 46. Пример фрейма “руководитель”
- 47. Структура данных фрейма Имя фрейма. Оно служит для идентификации фрейма в системе и должно быть уникальным.
- 48. Структура данных фрейма Имя слота. Оно должно быть уникальным в пределах фрейма. Обычно имя слота представляет
- 49. Структура данных фрейма Указатели наследования. Они показывают, какую информацию об атрибутах слотов из фрейма верхнего уровня
- 50. Структура данных фрейма U (Unique) — значение слота не наследуется; S (Same) - значение слота наследуется;
- 51. Структура данных фрейма Указатель типа данных. Он показывает тип значения слота. Наиболее употребляемые типы: frame —
- 52. Структура данных фрейма Демоны. Демоном называется процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. Демоны автоматически запускаются
- 53. Структура данных фрейма Демон с условием IF-NEEDED запускается, если в момент обращения к слоту его значение
- 54. Структура данных фрейма Присоединенная процедура запускается по сообщению, переданному из другого фрейма. Демоны и присоединенные процедуры
- 55. Структура фрейма «Научная конференция»
- 56. Структура фрейма «Научная конференция» Демон ЗАКАЗ — это процедура, которая автоматически запускается при попытке подстановки значения
- 57. Структура фрейма «Научная конференция» Демон КТО? автоматически запускается при обращении к слоту Докладчик, если значение этого
- 60. Пример сети фреймов
- 61. Пример сети фреймов Понятие УЧЕНИК наследует свойства фреймов РЕБЕНОК и ЧЕЛОВЕК, которые находятся на более высоких
- 62. Пример сети фреймов Понятие УЧЕНИК наследует свойства фреймов РЕБЕНОК и ЧЕЛОВЕК, которые находятся на более высоких
- 63. Фреймовая модель Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:
- 64. Фреймовая модель Пример. Фрейм-структурами являются понятия "заем", "вексель","кредит". Фрейм-роли - "кассир", "клиент", "сервер". Фрейм-сценарии -"страхование", "банкинг",
- 65. Реализация фреймовой модели представления знаний на примере решения задачи Эйнштейна Условия задачи следующие: 1. Есть пять
- 66. Цель решения: определить, кому принадлежит рыба? При этом дополнительные условия включают следующее: 1. Англичанин живет в
- 67. 9.Норвежец живет в первом доме. 10.Тот, кто держит кошку, живет около того, кто вы; ращивает свеклу.
- 68. Если трактовать условие (4) как «зеленый дом стоит непосредственно слева от белого», то задача имеет единственное
- 69. Попробуем представить предметную область задачи с помощью набора фреймов. В условии фигурируют объекты 5 классов: «дом»,
- 70. На рис. 1 представлены фреймовые диаграммы классов «Дом» и «Человек». Диаграммы классов «Напиток», «Растение» и «Животное»
- 73. Другая часть информации может быть заложена в модель с помощью процедур, задаваемых для фрейма и вызываемых
- 74. Сложнее обстоит дело с условиями типа «тот, кто держит кошку, живет около того, кто выращивает свеклу».
- 75. Фреймовая модель очень удобна с точки зрения программной реализации, поскольку она напрямую соответствует парадигме объектно- ориентированного
- 76. На рис. 2 представлена диаграмма классов, реализующих фреймовую модель предметной области (далее просто «Модель»). Ключевыми являются
- 78. Вся предметная область разбита на пять уровней: 1) уровень домов → 2) уровень людей → 3)
- 79. Программа действует методом проб и ошибок. На самом верхнем уровне генерируется перестановка домов. Каждому дому присваивается
- 80. Если позиция белого дома уже определена, и он не стоит слева от зеленого, объект, представляющий зеленый
- 81. На следующем уровне генерируется перестановка людей. После генерации каждому человеку присваивается дом из текущей перестановки домов,
- 82. зицию желтого дома и, обнаружив, что дом стоит посередине, присваивает атрибуту «напиток» значение «молоко», т.к. по
- 83. На рис. 3 показана работа программы в процессе решения задачи. Имеется возможность вывести на консоль ход
- 86. Фреймовая модель Основные преимущества фреймов как модели представления знаний является способность отражать концептуальную основу организации памяти
- 87. Фреймовая модель Теория фреймов послужила толчком к разработке нескольких языков представления знаний, которые благодаря своим широким
- 88. Фреймовая модель Теория фреймов послужила толчком к разработке нескольких языков представления знаний, которые благодаря своим широким
- 89. Представление знаний с использованием семантических сетей Термин семантическая сеть применяется для описания метода представления знаний, основанного
- 90. Представление знаний с использованием семантических сетей Семантические сети состоят из точек, называемых узлами, и связывающих их
- 92. Скачать презентацию