Мышление и творчество

Содержание

Слайд 2

Взаимосвязь мышления с творчеством: Мышление тесным образом связано с творчеством, однако

Взаимосвязь мышления с творчеством:


Мышление тесным образом связано с творчеством,

однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д.
Слайд 3

Два вида мышления: Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал

Два вида мышления:

Важный вклад в изучение вопросов
творческого мышления сделал Дж.

Гилфорд.
Он выделил два вида мышления:
1. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено.
2. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.
Слайд 4

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности: 1. оригинальность - способность

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1. оригинальность - способность

продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
2. семантическую гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
3. образную адаптивную гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
4. семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.
Слайд 5

Процесс творчества включает три этапа: 1)порождения (генерации) идей 2)анализа и доработки

Процесс творчества включает три этапа:

1)порождения (генерации) идей
2)анализа и доработки выдвинутых идей
3)

выбора из нескольких идей лучших.
В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей, - критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.
Слайд 6

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо

развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству:
Слайд 7

Конформизм Конформизм - желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать

Конформизм

Конформизм - желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные

идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.
Слайд 8

Ригидность Ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на

Ригидность

Ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую.

Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.
Слайд 9

Желание найти ответ немедленно Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что

Желание найти ответ немедленно

Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие

решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.
Слайд 10

Цензура Цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой

Цензура

Цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней

цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка
Слайд 11

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое

Существуют два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий.

Критическое мышление

представляет собой такое мышление, которое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Человек, у которого слишком выражена критическая тенденция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Выход из этого положения состоит в том, чтобы одновременно развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.
Слайд 12

Методы творческого мышления В жизни большинства людей, для того чтобы их

Методы творческого мышления

В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая

отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. Психологи не только пытаются выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и ищут возможности повышения творческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особую популярность завоевали метод «мозгового штурма» А.Осборна и метод «синектики» Дж.Гордона.
Слайд 13

«Мозговой штурм» В основе метода лежит идея о том, что процесс

«Мозговой штурм»

В основе метода лежит идея о том, что

процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы:
1) Разминка: людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Как перенести воду в решете?».
2) Генерация идей: людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6-8 человек.
3) Оценка: группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные.
Слайд 14

Метод синектики разрабатывался как модификация «мозгового штурма», но в процессе практического

Метод синектики

разрабатывался как модификация «мозгового штурма», но в процессе практического

использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В нем используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии.
Слайд 15

Прямая аналогия Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого

Прямая аналогия

Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта

с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся из совершенно других областей знаний и практической деятельности. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари - чайника или пылесоса.
Слайд 16

Личная аналогия (эмпатия) Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя

Личная аналогия (эмпатия)

Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на

место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста - в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.
Слайд 17

Символическая аналогия Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме,

Символическая аналогия

Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать

такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию. Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе сказочного прототипа ковра-самолета.
Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.
Слайд 18

Творческий процесс имеет несколько стадий, которые могут быть сложнее или проще

Творческий процесс имеет несколько стадий, которые могут быть сложнее или проще

в зависимости от сферы деятельности:

1. Подготовка. Это некое состояние, являющееся предпосылкой для проблеска идеи, сюжета; ситуация, при которой у нас возникает желание выразить свое отношение к ней. Иногда этот этап происходит настолько быстро, что кажется безо всякой подготовки и обдумывания, к нам сразу приходит вдохновение. Так происходит у людей, для которых творчество - это профессия, которой они живут. Они всегда открыты для идеи.
2. Созревание идеи.
3. Вдохновение. В сознание приходит идея и генерирует дальнейший ход мыслительной работы.
4. Развитие идеи. Идея оформляется в конкретный результат посредством труда. Не зря так популярны мастер-классы, консультации с профессионалами и правило писать хоть несколько строк каждый день.

Слайд 19

Для изучения и понимания процессов, лежащих в основе психологии творческого мышления,

Для изучения и понимания процессов, лежащих в основе психологии творческого мышления,

широко использовались психоаналитические методы.
В каждом человеке обязательно заложена способность мыслить творчески. Каждый ребенок стремится через свое, иногда примитивное, но своеобразное творчество выразить видение окружающего мира, используя присущее ему образное мышление. В связи с тем, что не каждый человек в течение жизни уделяет внимание развитию своего творческого мышления, многих людей более зрелого возраста вряд ли можно назвать творческими. Однако тем, у кого развита способность мыслить нестандартно, это помогает в решении вопросов в разнообразных областях и различных уровней сложности.