Народное искусство как часть культуры: теория и практика

Содержание

Слайд 2

«Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

«Народное искусство – прошлое в настоящем.
Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

преемственности поколений, народов, эпох», -
М.А. Некрасова.
Слайд 3

Что такое народное искусство? Народное искусство – это огромный мир духовного

Что такое народное искусство?

Народное искусство – это огромный мир духовного опыта

народа.
Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ.
Народное искусство служит для профессионально-художественного творчества источником не только вдохновения, но и источником художественных идей, уроком непреходящей красоты и мудрости.
Мир народного искусства – мир целостного человека.
Народное искусство в наши дни – живое творчество, связанное корнями непосредственно с культурными пластами истории народа, с деревней, с природой.
Слайд 4

Основные категории народного искусства Коллективное (общее) и индивидуальное Школа Канон Традиция и оригинальность Универсальность

Основные категории народного искусства

Коллективное (общее) и индивидуальное
Школа
Канон
Традиция и оригинальность
Универсальность

Слайд 5

Работа в творческих группах Деление на творческие группы. Выбор руководителя группы

Работа в творческих группах

Деление на творческие группы.
Выбор руководителя группы из числа

участников.
Получение информационного материала.
Работа в группах.
Задание – раскрыть предложенный термин с опорой на текстовые фрагменты работ М.А. Некрасовой.
Формулировка определения предложенного термина и представление его аудитории.
Слайд 6

Коллективное/индивидуальное Коллективное - структурное качество народного искусства, выраженное в его коллективном

Коллективное/индивидуальное

Коллективное - структурное качество народного искусства, выраженное в его коллективном развитии,

в процессе которого каждый художественный образ оттачивается во времени, отливается в образ-тип. Коллективно-исторический опыт, закрепленный традицией, аккумулируется в системе школ народного искусства.
Индивидуальное начало в народном искусстве определяется личностью мастера, своеобразием школы, особыми национальными чертами, что выражается в художественных системах создаваемых произведений.
В диалектике (единстве и борьбе противоположностей) коллективного и индивидуального заключается источник развития традиционного прикладного искусства, формирование его художественного языка и творческих методов.
Слайд 7

Школа Школа – одно из главных звеньев системы народного искусства; творческая

Школа

Школа – одно из главных звеньев системы народного искусства; творческая общность,

деятельность которой основана на преемственности традиций.
Исторически сложившаяся художественная система, формирующая основу конкретного вида традиционного прикладного искусства, отражающая мышление народа, связывающая прошлое и настоящее.
Школы закрепляют общность принципов, являющихся источником формирования стилистических особенностей того или иного направления народного искусства.
Слайд 8

Холмогорская Чукотская Якутская Тобольская

Холмогорская

Чукотская

Якутская

Тобольская

Слайд 9

Канон Каноничность, другими словами, нормативность – одна из главных особенностей народного

Канон

Каноничность, другими словами, нормативность – одна из главных особенностей народного искусства.
Система

в народном искусстве, которая закрепляет профессионализм, мастерство, видение мира и общее переживание чувства жизни, вдохновляющие на рождение новых образов.
Канон, охватывая сюжет, мотив, проявляясь в композиции, пропорциях, в самом процессе создания вещи и даже в образной трактовке, утверждается не в отдельных элементах, а в системе школ народного творчества, многообразие которых служит залогом культурного богатства народного искусства.
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Традиция/оригинальность Традиция как преемственность утверждает известные нормы на почве разных культурных

Традиция/оригинальность

Традиция как преемственность утверждает известные нормы на почве разных культурных и

национальных традиций. Традиция требует глубинного понимания сущности, чувства внутренней правды к самим средствам и идеалу народного искусства, несущего живое человеческое содержание. Традиции нельзя свести к отдельным мотивам, приемам, техникам
Оригинальность – в большей степени относится к профессиональному искусству; в произведениях ТПИ оригинальность может быть воспринята только через традицию.
Слайд 13

Универсальность Универсальность в народном искусстве связана с универсальностью, всеобщностью, целостностью его

Универсальность

Универсальность в народном искусстве связана с универсальностью, всеобщностью, целостностью его художественных

образов.
В народном искусстве всегда присутствует высокая точка отсчета, дающая образу дальний масштаб и одновременно связь между вещами, ансамблевое единство
Человек чувствовал себя частью космоса, дом свой – маленькой вселенной, где все подчинено общему с природой порядку, все, как и в ней, гармонично, отчего человек ощущал себя защищенным и сильным
Слайд 14

В чем заключается «особенное» народного искусства? Искать «особенное» надо в самом

В чем заключается «особенное» народного искусства?

Искать «особенное» надо в самом развитии

народного искусства, в отношениях его с действительностью.
Это: природность, мотивы и темы, историчность художественного сознания.
М.А. Некрасова выделяет семь основных особенностей народного искусства, которые позволяют анализировать его как тип художественной культуры, наравне с профессиональным искусством индивидуальных художников.
Слайд 15

Первая особенность В народном искусстве индивид растворяет свое субъективное восприятие в

Первая особенность

В народном искусстве индивид растворяет свое субъективное восприятие в общем.


В профессиональном искусстве индивид, отчуждаясь от общего, ищет выражение своего собственного чувства мира и только через него находит общее.
Слайд 16

Вторая особенность Субъективное индивидуальное в народном искусстве выражается через школы, к

Вторая особенность

Субъективное индивидуальное в народном искусстве выражается через школы, к которым

причастно творчество индивида.
В искусстве профессиональном индивид стремится противопоставить себя школе, стремится к индивидуальному художественному выражению. Его отношение к целому очень опосредованно.
Слайд 17

Третья особенность Для народного искусства характерна приверженность к канону. Напротив, преодоление

Третья особенность

Для народного искусства характерна приверженность к канону.
Напротив, преодоление канонов

– в творчестве индивидуальных художников.
Слайд 18

Четвертая особенность Народное искусство ориентируется в своем развитии на традицию. Закон

Четвертая особенность

Народное искусство ориентируется в своем развитии на традицию. Закон традиции

– главная сила, движущая творчеством. Народное искусство наследует образы, разрабатывает их коллективно; несет единый образ мира, бесконечно варьируемый на протяжении истории.
Искусство художника стремится к оригинальности. Здесь новация – всегда определяющая сила; как бы тщательно и скрупулезно ни следовал художник традиции, ему без личного вклада в творчество не войти в искусство. Личностно переживание, личностно чувство мира, личностно восприятие культуры. Без всего этого творчество художника не поднимется на уровень целостного.
Слайд 19

Пятая особенность Народное искусство несет сгущенное выражение национального характера. В силу

Пятая особенность

Народное искусство несет сгущенное выражение национального характера. В силу закона

традиций народное искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры народа.
Оно всегда – основа национального, и в то же время народное искусство во все эпохи остается надличным, надиндивидуальным, в этой же связи наднациональным, то есть не замкнутым национальными признаками.
В творчестве художника это качество может быть рассеянным, не выраженным.
Слайд 20

Шестая особенность В силу своей всечеловечности, восходящей к глубинным корням, народное

Шестая особенность

В силу своей всечеловечности, восходящей к глубинным корням, народное искусство

понятно не только всем эпохам, но и всем народам. В этом смысле язык его образов универсален. Вечное в них противопоставлялось конечному, временному.
Слайд 21

Седьмая особенность В народном искусстве преемственность связана с особым качеством устойчивости.

Седьмая особенность

В народном искусстве преемственность связана с особым качеством устойчивости.
Устойчивость

характеризует структуру творчества, оказывается принципом народного искусства как художественного типа.
Школы его мастерства – закрепленный традицией коллективно-исторический опыт, связанный с комплексом локальных черт культуры.
Слайд 22

Значение народного искусства На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно

Значение народного искусства

На современном этапе истории народное искусство приобретает особенно важное

и широкое значение.
Народное искусство отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире – человечества. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти.
Исследования М.А. Некрасовой позволяют сделать вывод о том, что народное искусство связано с проблемами социальными, экономическими, общекультурными, духовно-нравственными, эстетическими.
Это позволяет рассматривать народное искусство в системе человек – природа – культура.
Слайд 23

«Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

«Народное искусство – прошлое в настоящем.
Живая традиция, неизменно сохраняющая цепь

преемственности поколений, народов, эпох».
М.А. Некрасова.