Содержание
- 2. Название: Несуществующее животное Автор: М.3. Друкаревич Цель: Исследование особенностей личности Материал: лист бумаги А4 ( можно
- 3. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».
- 4. Обработка и интерпретация результатов: Размер Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер
- 5. Расположение рисунка на листе Ось «верх – низ» В норме рисунок расположен по средней линии вертикально
- 6. Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих
- 7. Ось «левое – правое» Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в
- 8. Расположение самого листа Если автор не меняет положения листа и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать
- 9. Форма рисунка Вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма
- 10. Симметричность – асимметричность Асимметричность фигуры интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.
- 11. Характер линий и графических движений Сплошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в себе, не испытывающих колебаний,
- 12. Цвет Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных и человека (Gudin, 1992).
- 13. Способы конструирования Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче.
- 14. Сложность конструкции Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем
- 15. Содержание рисунка Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «Я», представление о
- 16. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) – тенденция к подавлению
- 17. Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным причинам. Выбором конформного образа, например голубя –
- 18. Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.), – восприятие своих жизненных
- 19. Внешний вид животного Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и
- 20. Детали, соответствующие органам чувств: глаза, уши, рот Глаза – символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается
- 21. Опорная часть фигуры Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по
- 22. Части над фигурой Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей
- 23. Характер линий Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом
- 25. Скачать презентацию
Название: Несуществующее животное
Автор: М.3. Друкаревич
Цель: Исследование особенностей личности
Материал: лист бумаги А4
Название: Несуществующее животное
Автор: М.3. Друкаревич
Цель: Исследование особенностей личности
Материал: лист бумаги А4
Источник: Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия М.: Эксмо, 2007. — 752 с.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».
Обработка и интерпретация результатов:
Размер
Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной
Обработка и интерпретация результатов:
Размер
Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной
Расположение рисунка на листе
Ось «верх – низ»
В норме рисунок расположен по
Расположение рисунка на листе
Ось «верх – низ»
В норме рисунок расположен по
Степень близости рисунка к верхнему краю листа прямо связана с уровнем самооценки: как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и славу, тенденция к самоутверждению.
Приближение рисунка к нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может
Кроме того, расположение рисунка относительно оси «верх – низ» листа может
• Счастье – верх; грусть – низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)
• Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние – вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь, встает.
• Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз.)
• Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе – вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху.)
• Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает господство над ними.)
Ось «левое – правое»
Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению,
Ось «левое – правое»
Расположение рисунка крайне справа – склонность к неподчинению,
Если рисунок расположен слева на листе, то для испытуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций. Маленький рисунок в верхнем левом углу – высокая тревожность; часто встречается у людей, склонных к суициду.
Расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа – направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо – устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево – тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а возможно, эрудицию в себе и окружающих.
Расположение самого листа
Если автор не меняет положения листа и лист расположен
Расположение самого листа
Если автор не меняет положения листа и лист расположен
Форма рисунка
Вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность,
Форма рисунка
Вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность,
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.
Подчеркнутая человекообразность «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус.
Симметричность – асимметричность
Асимметричность фигуры интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается
Симметричность – асимметричность
Асимметричность фигуры интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается
Контур рисунка
Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур направлен против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний – против подчиненных, или зависимых. Боковые – недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.
Характер линий и графических движений
Сплошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в
Характер линий и графических движений
Сплошные линии характеризуют людей последовательных, уверенных в
Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение – нарушение сенсорной координации.
Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.
Цвет
Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных
Цвет
Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функцию в мире растений, животных
Способы конструирования
Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора
Способы конструирования
Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора
Сложность конструкции
Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем
Сложность конструкции
Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем
Содержание рисунка
Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к
Содержание рисунка
Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к
Домашние животные. Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию.
Собака – тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.
Кошка – потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.
Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на
Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на
Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, – отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставлять окружающих в роли должников (часто неосознанно).
Вьючное животное – негативное отношение к себе («на мне все ездят»). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу – восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.
Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным причинам.
Выбором конформного
Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным причинам.
Выбором конформного
Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) – представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.
Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.
Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и
Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и
Животные – сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.
Стилизованные и фантастические животные – персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т. д.) – отказ от анализа своих проблем.
Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны
Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны
Детали, соответствующие органам чувств: глаза, уши, рот
Глаза – символ человеческого страха.
Детали, соответствующие органам чувств: глаза, уши, рот
Глаза – символ человеческого страха.
Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей – разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы, сигнализируют об остром чувстве тревоги.
Приоткрытый рот с прорисовкой губ – большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный – легкость возникновения страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчивание рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности.
Рога являются символом защиты и агрессии.
Опорная часть фигуры
Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность
Опорная часть фигуры
Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность
Части над фигурой
Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели
Части над фигурой
Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели
Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх (хвост трубой или морковкой) – уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) – недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, упущенным моментом, собственной нерешительностью.
Характер линий
Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил.
Характер линий
Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил.
Название несуществующего животного
Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того, название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия.
• Псевдонаучные – с латинскими окончаниями – это демонстрация своей образованности и своего интеллектуального уровня.
• Названия с повторяющимся слогом – инфантильность.
• Название с ироническим звучанием – ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
• Название, не имеющее никакой связи с рисунком, – несерьезность, поверхностность.