Образ России в лирике Сергея Есенина

Содержание

Слайд 2

Каков образ России в творчестве Есенина? Проблемный вопрос

Каков образ России в творчестве Есенина?

Проблемный вопрос

Слайд 3

Цель проекта: проследить, как меняется образ России на разных этапах творчества

Цель проекта:

проследить, как меняется образ России на разных этапах творчества поэта;
доказать,

что тема России оставалась основной в творчестве поэта
Слайд 4

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины

– основное в моем творчестве.» © Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за когородом
На лугах веселый пляс

Слайд 5

Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского

народа.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!

Слайд 6

Образ России в ранней лирике поэта Природа у Есенина, подобно человеку,

Образ России в ранней лирике поэта
Природа у Есенина, подобно человеку, поет

и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи - это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в "юбочке белой", которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде.
Слайд 7

Образ деревенской Руси в лирике поэта В зарисовках старой деревенской Руси

Образ деревенской Руси в лирике поэта
В зарисовках старой деревенской Руси

у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, "плакучая дума", возникают унылые, тусклые пейзажи. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия.
Слайд 8

Образ России в годы зрелого творчества поэта Несмотря на события 1917

Образ России в годы зрелого творчества поэта

Несмотря на события 1917 года,

поэт продолжает воспевать неброскую красоту и удивительную прелесть российской природы. Мы видим, слышим и чувствуем краски, звуки, запахи лесов, полей, лугов. «Зимы седой», «в чаще звонкой», «поет тишина», «лунного хлеба златятся снопы», так он создает образ Родины.
Слайд 9

Образ России в поздней лирике поэта Поэт едет на Кавказ, где

Образ России в поздней лирике поэта

Поэт едет на Кавказ, где пишет

лирические стихотворения о красоте и экзотике окружающего мира, но мысли о России не покидают его и здесь. Он все время рвется домой, вспоминает тоску бесконечных равнин, вербы вдоль дорог, бесплодные поля, жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляд.
Слайд 10

Цвета, используемые при создании образа России Синий цвет- символ свободы; возвышение

Цвета, используемые при создании образа России

Синий цвет- символ свободы; возвышение роли

России до небес.
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
Слайд 11

Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»:

Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»:
«Луна

под крышей, как злат бугор»
«Мне снились реки златых долин»
«Где золотятся рагожи в ряд»
«Лижут сумерки золото солнца»
«Хвойная позолота»
«Зелень золотистая»
Слайд 12

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:
«О Русь –

малиновое поле
И синь, упавшая в реку».
Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:
«На лазоревые ткани
Пролил пальцы барянец»
«Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань ».
Слайд 13

Результаты исследования образа России в творчестве Есенина Нам удалось проследить, что

Результаты исследования образа России в творчестве Есенина

Нам удалось проследить, что

на протяжении всего своего творчества Сергей Есенин облик России менялся, но тема оставалась неизменной. Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к красоте родной земли. Только истинный патриот может так трепетно относиться к своей Родине и быть вместе с ней в дни ее трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств…