Содержание
- 2. I. Общее языкознание, теория языка и философия языка Общее языкознание представляет собой одну из дисциплин, занимающихся
- 3. Общее языкознание, теория языка и философия языка Теория языка, как и общее языкознание, принадлежит к тем
- 4. Общее языкознание, теория языка и философия языка Философия языка радикально отличается как от общего языкознания, так
- 5. Специфика философской тематизации феномена языка Язык как предмет и как опыт, среда, медиум Язык и текст
- 6. II. Архаический синкретизм слова-мысли-предмета Истинное имя как часть его носителя, его представитель и заместитель. Слово, таким
- 7. Ономастика Обряд разбивания глиняных чаш во времена египетских царей (ок. 2050- 1750 гг. до н.э.): на
- 8. Следы ономастики в современном мире Наречение новорожденного именем – это процесс отгадывания внутренней сущности того, кому
- 9. Имя собственное в языке и мире Имена собственные не только образуют свою собственную систему, но и
- 10. III. Пример синкретичной философии языка: Гераклит Гераклит стал первым философом, обратившим особенное внимание на то, как
- 11. Язык как логос мира «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать
- 12. Специфика понимания слова-логоса Логос Гераклита – это не столько его слова, его учение, сколько Слово и
- 13. Специфика слова-логоса Логос вечен (как закон мира) Его можно услышать как эту-вот конкретную речь того или
- 14. Синкретические отношения между именем и предметом «Луку (βιος) имя – «жизнь» (βιος), а дело – смерть».
- 15. IV.Платон: идея – вещь - имя Идеи порождают вещи, вещи называют люди, вкладывая в слова смысл
- 16. Проблема референции Референция – отнесённость имён, выражений и их эквивалентов к объектам действительности (референтам). Примеры: «Собака
- 17. Семантический треугольник
- 18. Денотативность vs Коннотативность Имена собственные не коннотативны, а нарицательные – коннотативны: «ключ» Принцип денотативности: не узнав,
- 19. Три способа референции Прямая референция: 1) через указание непосредственно на вещи. Пример: «Мне вот это, пожалуйста
- 20. Теории референции Классическая: отнесение к предметам предопределено смыслом (Фреге, Льюс, Карнап, Сёрл). Каузальная: имена соотносятся с
- 21. Дескриптивная референция Б. Рассела Имена относятся к вещам через связанное с именем дескриптивное содержание, которое формируется,
- 22. Каузальная референция Крипке Индивид x "окрещен" именем N, и далее это имя передается от одного к
- 23. V. Аристотель: имена как понятия Понятие – не данность, но результат взаимосвязанных мыслительных операций, а именно:
- 24. Понятие – результат суждения «Суждение – это утверждение или отрицание связи между предметами и его признаками
- 25. Логико-онто-логический изоморфизм «Язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира» «Объекты обладают
- 26. Логический анализ языка Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть
- 27. Венский кружок: принцип верификации Р. Карнапа «Протокольные предложения» - базисные утверждения на языке науки, выражающие «непосредственно
- 28. VI. Естественность или конвенциональность языка? Естественное соответствие слова и предмета: «правильность» языка. Можем ли мы утверждать,
- 29. Понятие естественного языка Естественный язык – язык, созданный спонтанно, хаотично, исторически, нецеленаправленно и иррационально. Это иррационально,
- 30. Признаки-функции естественного языка неограниченная семантическая мощность — принципиальная безграничность смыслового поля языка, способность к передаче информации
- 31. Число как самое совершенное имя: превращение языка в знак Число – подлинное и точное имя идеи,
- 32. «Проезд запрещён»
- 33. Можно ли жить в мире знаков? В знаке-числе мышление до такой степени возвышается над само-бытием слов,
- 34. Можно ли связать знаки в текст?
- 35. Превращение слова в термин: Аристотель Термин – слово, значение которого однозначно ограниченно и понятийно определено. Термин
- 36. Знак-слово-термин В отличие от чистого языка знаков логического счисления употребление терминологии (даже в модусе заимствований) сплетается
- 37. VII. Искусственный язык Специально разработанный язык для воплощения определенных целей. Исходная мотивация: многозначность, неточность и иррациональность
- 38. Флаг искусственных языков
- 39. Проекты искусственных языков Язык города Уранополиса: петух - „крикун рассвета“, парикмахер - „смертная бритва“ (Алексарх Македонский)
- 40. VIII. Прагматическое измерение языка: критика логического анализа языка Софисты: реальность – это эффект речи. Прагматика исследует
- 41. Витгенштейн: языковые игры Язык неотделим от его использования: система конвенциональных правил, в которых участвует говорящий –
- 42. Плюрализм осмысленности Плюрализм смыслов в зависимости от тех смысловых контекстов, в которые погружена та или иная
- 43. Семейное сходство языковых игр Языковых игр много, но они пересекаются друг с другом и образуют «семьи»
- 44. Дж. Остин: локуция, иллокуция, перлокуция Три уровня единого и одновременного речевого акта: Локуция (англ. locution ‘оборот
- 45. Условия успеха перлокуции 1) Говорящий должен придерживаться общепринятой конвенциональной процедуры, имея целью конвенциональный результат. Он должен
- 46. Дж. Остин: констативы и перформативы Констативы - дескриптивного характера, обращены к явлениям мира, локализуемым вне сферы
- 47. Дж. Остин: констативы и перформативы Перформативы – служат преобразованию положений дел в мире и манипулированию ментальными
- 48. Джон Сёрл: слово - в мир Высказывания-ассертивы: утверждения фактов, цель - показать истинное положение вещей в
- 49. Институты как эффекты декларативов «Вся институциональная реальность человечества — деньги, летние отпуска, водительские удостоверения — все
- 50. Пример эффекта декларатива Многократное повторение в масс-медиа декларативной аргументации в защиту и/или против политики РФ в
- 51. Универсальная прагматика Хабермаса Универсальная (формальная) прагматика: логический анализ речи с целью реконструкции всеобщих условий возможности языкового
- 52. Универсальность коммуникативных компетенций Универсальность коммуникативной компетенции: представление о том, что все люди обладают способностями, благодаря которым
- 53. Идеальная речевая ситуация Говорящие способны аргументированно подтверждать либо отклонять притязания на значимость собеседника. В результате взаимодействия
- 54. IX. Проблема границ языка и мышления Для Платона первичны идеи, вторичны – вещи (тени идей), а
- 55. Внутреннее слово Язык как verbum Аналогия Святой Троицы и семантического треугольника: «Бог-отец – Бог-сын – Бог-святой
- 56. Что первично: мышление или речь? Основоположник современного языкознания В. Гумбольт (1767—1835) утверждал, что понятие предшествует слову,
- 57. Язык определяет мышление ? Структура языка определяет структуру мышления (гипотеза Сепира-Уорфа): говорящие на разных языках, по-разному
- 59. Скачать презентацию