Оратор и аудитория

Содержание

Слайд 2

План: Структура речевого события. Типы ораторов. Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский

План:
Структура речевого события.
Типы ораторов.
Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский стиль.
Типы слушателей.

Уровни умения слушать
Слайд 3

Структура общения Ситуация общения Адресат Адресант Средство общения Предмет общения Смена ролей при ответе

Структура общения

Ситуация общения

Адресат

Адресант

Средство общения

Предмет общения

Смена ролей при ответе

Слайд 4

Средства общения вербальные язык невербальные интонация и акустические характеристики голоса жесты

Средства общения

вербальные
язык

невербальные

интонация
и акустические
характеристики
голоса

жесты

мимика

позы и
телодвижения

Несловесные знаки
(образы, символы,


картины, фотографии,
звуки и проч.)
Слайд 5

Коммуникативная ситуация включает: цель общения условия коммуникации (контекст) – время, место,

Коммуникативная ситуация включает:

цель общения
условия коммуникации (контекст) – время, место, обстановка, наличие

посторонних
степень знакомства
уровень отношений
социальный статус
профессиональную принадлежность
уровень образования

жизненный опыт
уровень интеллекта
пол
возраст
психологические особенности личности
состояние здоровья
настроение
желание общаться

Слайд 6

1.СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ. Речевое событие; Речевое поведение; Речевая ситуация; Структура речевой

1.СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ.
Речевое событие;
Речевое поведение;
Речевая ситуация; Структура речевой ситуации:
участники и

отношения между ними в речевой ситуации;
цели речи в процессе речевого общения;
условия и обстоятельства речевой ситуации;
4. Речевой акт.
Слайд 7

Слайд 8

1. Речевое событие. Важнейшие составляющие речевого события.


1. Речевое событие.
Важнейшие составляющие речевого события.

Слайд 9

Речевое событие складывается из двух основных составляющих: то, что говорится, сообщается

Речевое событие складывается из двух основных составляющих:
то, что говорится, сообщается

(словесная речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее) – поток речевого поведения;
это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками (и сами участники, от которых в речевом событии зависит очень многое) - речевая ситуация.
Слайд 10

Речевое событие = поток речевого поведения ((словесная речь) + (мимика, жесты

Речевое событие = поток речевого поведения ((словесная речь) + (мимика, жесты

и прочее)) +речевая ситуация (условия, обстановка и сами участники общения)
Слайд 11

Речевое событие – это основная единица речевой коммуникации, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Речевое событие – это основная единица речевой коммуникации, некое законченное целое

со своей формой, структурой, границами.
Слайд 12

2. Речевое поведение


2. Речевое поведение

Слайд 13

Речевое поведение складывается из: собственно слова – «того, что можно записать

Речевое поведение складывается из:
собственно слова – «того, что можно записать на

бумаге» в виде диалога; это вербальное (словесное) поведение;
звучания речи (её акустики): громкости, высоты тона голоса, размаха её изменений; быстроты (темпа) речи, длительности пауз; это акустическое поведение;
Слайд 14

значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это

значимых движений лица и тела; это взгляд, мимика, жесты, поза; это

жестово-мимическое поведение;
того, как партнеры, разговаривая друг с другом, используют пространство; это пространственное поведение.
Слайд 15

3. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации.


3. Речевая ситуация.
Структура речевой ситуации.

Слайд 16

Речевая ситуация – это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение

Речевая ситуация – это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение

между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие.
Слайд 17

Структура речевой ситуации включает в себя следующие компоненты: участники речевого взаимодействия,

Структура речевой ситуации включает в себя следующие компоненты:
участники речевого взаимодействия,


отношения между этими участниками,
цели речи в процессе речевого общения,
условия и обстоятельства речевой ситуации.
Слайд 18

Речевая ситуация. Роль и значение.


Речевая ситуация. Роль и значение.

Слайд 19

помогает понять смысл сообщения, соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий,

помогает понять смысл сообщения,
соотносит с действительностью значение ряда грамматических категорий,

например, времени, лица, значение местоимений,
помогает правильно понять функцию и косвенные смыслы высказывания,
диктует правила ведения разговора,
определяет уместность тех или иных стилистических средств языка.
Слайд 20

Участники и отношения между ними в речевой ситуации: лицо, производящее речь

Участники и отношения между ними в речевой ситуации:
лицо, производящее речь

– адресант - «говорящий»,
лицо, к которому она непосредственно обращена – адресат - «слушающий».
Слайд 21

М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации: 1) необходимый признак любого

М.М.Бахтин выдвигал следующие идеи для понимания коммуникации:
 1) необходимый признак любого высказывания

является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта;
 2) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.
Слайд 22

Цели речи в процессе речевого общения. Различают два вида целей: 1)ближайшая

Цели речи в процессе речевого общения.
Различают два вида целей:
1)ближайшая -

непосредственно выражаемая говорящим,
2) более отдаленная - долговременная, нередко воспринимаемая как целевой подтекст, подчас трудно разгадываемый.
Слайд 23

Основные разновидности ближайшей цели общения: 1) получение информации, в том числе

Основные разновидности ближайшей цели общения:
1)
получение информации, в том числе

оценочной;
выяснение позиций;
поддержка мнения;
развитие темы;
разъяснение;
критика (так называемая интеллектуальная цель);
Слайд 24

2) поддержка или отталкивание партнера, развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная

2) поддержка или отталкивание партнера,
развитие или прекращение коммуникации (цель, связанная

с установлением характера отношений);
3) побуждение к действию;
4) изменение эмоционального состояния партнера.
Слайд 25

Условия и обстоятельства речевой ситуации

Условия и обстоятельства речевой ситуации

Слайд 26

4. Как совершать поступки с помощью слов? Речевое действие (речевой акт).

4. Как совершать поступки с помощью слов?
Речевое действие (речевой акт).

Слайд 27

Речевой акт – это минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая

Речевой акт – это минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая

в теории речевых актов – учении, являющемся важнейшей составной частью лингвистической прагматики.
Действие, определяемое целью говорящего.
Слайд 28

Это действие, определяемое целью говорящего, и называется в неориторике и прагматике

Это действие, определяемое целью говорящего, и называется в неориторике и прагматике

«речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». Все эти термины являются синонимами
Слайд 29

2. ТИПЫ ОРАТОРОВ. 2. ТИПЫ ОРАТОРОВ.

2. ТИПЫ ОРАТОРОВ.

2. ТИПЫ ОРАТОРОВ.

Слайд 30

1) тип нервной деятельности (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический); 2) умение держать

1) тип нервной деятельности (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический);
2) умение держать

тезис (конструктивный, демагогический, популистский);
3) доминирующие личностные качества (эврист, теоретик, авторитарный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог).
Слайд 31

А) По типу нервной деятельности: рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический.

А) По типу нервной деятельности:
рационально-логический,
эмоционально-интуитивный,
философский,
лирический.

Слайд 32

1. Рационально - логический склонны к анализу явлений, к рассуждениям и

1. Рационально - логический

склонны к анализу явлений, к рассуждениям и

строгой аргументированности своих и чужих поступков;
подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана;
в письменной речи - использование выразительных цитат, афоризмов, пословиц.
Слайд 33

2. Эмоционально – интуитивный говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами,

2. Эмоционально – интуитивный

говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами,


не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи;
план своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает;
серьезные письменные работы выполняет в два этапа: на первом этапе сразу записывает свободное высказывание на определенную тему; а на втором этапе анализирует структуру и логику записанного, перекраивает текст, а затем переписывает заново, следя за логикой.
.
Слайд 34

3. Философский более или менее склонны к анализу; иногда очень организованны

3. Философский

более или менее склонны к анализу;
иногда очень организованны

в своей работе, а порой действуют по наитию;
характерен устойчивый познавательный интерес;
"философы" отказываются от скороспелых заметок в газету, публичных выступлений перед аудиторией, не любят научно-популярного жанра;
могут прекрасно подготовить научную статью, с удовольствием выступят с докладом в научном кружке или обществе;
в речи индивидуальность философов выражена не резко, с разной мерой преобладания проявляются и сдержанность, и эмоциональность, и даже лиризм.
Слайд 35

4. Лирический, или художественно - образный чаще всего это утонченные, художественные

4. Лирический, или художественно - образный

чаще всего это утонченные, художественные

натуры;
мыслят более образами, чем логическими категориями;
речь их ярка, богата выразительными средствами;
в чистом виде этот тип встречается крайне редко;
глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа;
Слайд 36

Б) По умению держать тезис: конструктивный, демагогический, популистский;


Б) По умению держать тезис:
конструктивный,
демагогический,
популистский;

Слайд 37

1. Конструктивный оратор нацелен на речь; основная задача - показать решение

1. Конструктивный оратор

нацелен на речь;
основная задача - показать решение проблемы;
точно

и определенно формулирует тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения.
Именно конструктивный оратор ориентируется на определение риторики, данное Аристотелем: это "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета"
Слайд 38

2. Демагог ориентирован на самого себя; основная цель - предъявить себя;

2. Демагог

ориентирован на самого себя;
основная цель - предъявить себя;
речи оратора-демагога

обычно малосодержательны, нет тезиса или он очень неконкретный;
оратор говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам (необходимо улучшить работу…, нужно повысить сознательность…, разработать программу… и т. п.);
демагог всегда готов к речи, независимо от аудитории и предмета, поскольку им движет желание самовыражения.
Слайд 39

3. Популист ориентируется на аудиторию. основная задача - завоевать симпатии слушателей

3. Популист

ориентируется на аудиторию.
основная задача - завоевать симпатии слушателей любой ценой;
говорит

то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент;
популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего к своей), какими бы ни были ее взгляды;
обычно для реализации этого замысла популист прибегает к озвучиванию наиболее заманчивых идей, за осуществление которых призывает бороться совместно с ним, или, напротив, конструирует очевидного и всеми осуждаемого врага, пугает им и призывает расправиться с ним.
Слайд 40

В) По доминирующим личностным качествам: эврист, теоретик, авторитарный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог.

В) По доминирующим личностным качествам:
эврист,
теоретик,
авторитарный,
интеллигентный,
новатор,
оптимист,
доброжелательный,
эрудит,
логик,
практик,
демагог.

Слайд 41

ЭВРИСТИКА (от греч. εὑρίσκω – отыскиваю, открываю) - 1) момент открытия

ЭВРИСТИКА
(от греч. εὑρίσκω – отыскиваю, открываю) -
1) момент открытия

нового;
2) методы, используемые в процессе такого открытия (эвристич. методы);
3) наука, изучающая творч. деятельность;
4) метод обучения (т.н. сократические беседы).
Слайд 42

Исторически понятие Эвристика возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся

Исторически понятие Эвристика возникло в Древней Греции как метод обучения, применявшийся

Сократом: в ходе беседы ее участники с помощью системы наводящих вопросов и примеров наталкивались учителем на правильный ответ. Сократич. беседа использовалась мн. философами (Платон, Ксенофонт) и естествоиспытателями (Декарт, Лейбниц, Эйлер) для изложения своих теорий.
Слайд 43

3. Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский стиль.

3. Оратор и аудитория. Индивидуальный ораторский стиль.

Слайд 44

Индивидуальный ораторский стиль – это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора

Индивидуальный ораторский стиль – это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора

с аудиторией:
логикой речи,
выразительностью,
эмоциональностью,
техникой речи,
мировоззрением,
интеллектом,
манерой двигаться,
внешностью.
Слайд 45

Какие же условия для оратора важнейшие? 1)природное дарование, живость ума и

Какие же условия для оратора важнейшие?
1)природное дарование, живость ума и

чувства, развитие и запоминание;
2) изучение ораторского искусства (теория);
3) упражнения (практика).
Слайд 46

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства
личности оратора,

что и античные источники:
1. обаяние;
2. артистизм;
3. уверенность;
4. дружелюбие;
5. искренность;
6. объективность;
7. заинтересованность, увлеченность.
Слайд 47

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.


Правила для регулирования
голоса,
жестов
и мимики.

Слайд 48

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним.

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним.
Не

злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном.
«Рука движется —только... в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский).
Слайд 49

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы.

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы.
5.

Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя.
6. Владеть голосом, жестом и мимикой — это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления.
7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.
Слайд 50

Поза, жесты, мимика оратора – кинетические компоненты речи.

Поза, жесты, мимика оратора – кинетические компоненты речи.

Слайд 51

Слайд 52

Виды жестов


Виды жестов

Слайд 53

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место

пауз.
Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".
Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
Слайд 54

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное

пособие, на которые можно указать.
Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
Слайд 55

Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой

Символические жесты (несут определенную информацию):
жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки),


жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"),
жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны),
жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно),
жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).
Слайд 56

Приёмы установления контакта с аудиторией.


Приёмы установления контакта с аудиторией.

Слайд 57

Прием соучастия - использование глагола 1 лица множественного числа. Прием внушения

Прием соучастия - использование глагола 1 лица множественного числа.
Прием внушения -

апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций.
Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
Слайд 58

Неожиданные риторические вопросы. Переход от монолога к диалогу (полемике). Позволяет приобщить

Неожиданные риторические вопросы.
Переход от монолога к диалогу (полемике). Позволяет приобщить к

процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.
Слайд 59

Прием парадоксальной ситуации - одно событие рассматривается с разных точек зрения.

Прием парадоксальной ситуации - одно событие рассматривается с разных точек зрения.
Прием

новизны информации, гипотез. Заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
Показ практической значимости информации.
Слайд 60

Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления. Показ не только результата, но

Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
Показ не только результата, но и

процесса.
Шутка, использование юмора позволяют быстро завоевать аудиторию.
Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний выдающихся людей.
Слайд 61

Использование пословиц, поговорок, народной мудрости. Краткое отступление от темы дает возможность

Использование пословиц, поговорок, народной мудрости.
Краткое отступление от темы дает возможность слушателям

"отдохнуть".
Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.
Слайд 62

Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того

Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того

могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т.д.
Прием разнообразия форм и методов подачи материала (тесты, игры, диалоги и т.д.).
Слайд 63

Прием текстового ожидания - отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание

Прием текстового ожидания - отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание

на выбор из нескольких решений.
Прием психологической паузы (5-7 секунд).
Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
Слайд 64

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет

усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
Слайд 65

Учет психологических особенностей слушателей. Импровизация. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов,

Учет психологических особенностей слушателей.
Импровизация.
Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов.
Оптимальное

сочетание логических и эвристических приемов.
Слайд 66

Типы слушателей. Уровни умения слушать.

Типы слушателей.
Уровни умения слушать.

Слайд 67

Диалог — это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется

Диалог — это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется

ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий — говорящий».
Слайд 68

ТЕСТ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ» Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: всегда; часто; иногда; никогда.

ТЕСТ «УМЕНИЕ СЛУШАТЬ»

Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответов:
всегда;
часто;
иногда;
никогда.

Слайд 69

Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться?

Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться?

Слайд 70

Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

Слайд 71

Стараетесь ли вы запомнить услышанное?

Стараетесь ли вы запомнить услышанное?

Слайд 72

Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

Слайд 73

Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

Слайд 74

Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

Слайд 75

Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

Слайд 76

Сдерживаете ли вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

Сдерживаете ли вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

Слайд 77

Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?


Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

Слайд 78

Охотно ли беседуют с Вами?

Охотно ли беседуют с Вами?

Слайд 79

Оцените свои ответы но следующей шкале: всегда —4 балла; часто —

Оцените свои ответы но следующей шкале:
всегда —4 балла;
часто —

3 балла;
иногда — 2 балла;
никогда— I балл.
Слайд 80

Если вы набрали 32 балла и более – отличное умение слушать;

Если вы набрали
32 балла и более – отличное умение слушать;
27-31

балл - хороший слушатель;
22-26 баллов - посредственный;
менее 22 баллов - необходимо тренировать навыки слушания собеседников.
Слайд 81

Типы слушателей Категоричный слушатель Рассудительный слушатель Сочувствующий слушатель Аналитический слушатель Отзывчивый слушатель

Типы слушателей

Категоричный слушатель
Рассудительный слушатель
Сочувствующий слушатель
Аналитический слушатель
Отзывчивый слушатель

Слайд 82

Категоричный слушатель — судит о явлениях безапелляционно: «Это — хорошо» или «Это — плохо»;

Категоричный слушатель — судит о явлениях безапелляционно: «Это — хорошо» или

«Это — плохо»;
Слайд 83

Рассудительный слушатель — думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я

Рассудительный слушатель — думает примерно так: «Вы говорите это, чтобы я

почувствовал себя виноватым» или «Теперь мне понятно, почему вы это сказали»;
Слайд 84

Сочувствующий слушатель — очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему),

Сочувствующий слушатель — очень быстро соглашается (или выражает свое сочувствие говорящему),

делая, к примеру, такие замечания: «Вы абсолютно правы» или «Я вам сочувствую»;
Слайд 85

Аналитический слушатель — наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите

Аналитический слушатель — наоборот, склонен задать вопрос: «Когда?» или сказать: «Приведите мне

конкретный пример». Однако эти реакции называют «помехами» общения;
Слайд 86

Отзывчивый слушатель — умеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему.

Отзывчивый слушатель — умеет активно слушать, анализировать услышанное, сопереживать говорящему.

Слайд 87

Уровни умения слушать собеседника пассивное слушание; избирательное слушание; внимательное слушание; активное слушание.

Уровни умения слушать собеседника

пассивное слушание;
избирательное слушание;
внимательное слушание;
активное слушание.

Слайд 88

В. Соловьёв и лекция об особенностях публичной речи. Задание: Внимательно прослушайте

В. Соловьёв и лекция об особенностях публичной речи.
Задание:
Внимательно прослушайте фрагмент лекции.


Укажите, какие компоненты важны для публичного выступления?
Как должны соотноситься вербальные и невербальные элементы?
Укажите тип оратора и тип слушателя.
Слайд 89

Речевое событие. Оратор и аудитория.

Речевое событие. Оратор и аудитория.

Слайд 90

В поздней греческой и в римской античности сформировали обязательный для воспитания

В поздней греческой и в римской античности сформировали обязательный для воспитания

и обучения тривиум (лат. trivium — "тройственность") — цикл  из трех "искусств": грамматики, диалектики, риторики — и квадривиум (лат. quadrivium — "состоящий из четырех"): геометрия, арифметика, астрономия и музыка 
Слайд 91

Слайд 92

В эпоху Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать

В эпоху Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать

известных ученых древности.
Риторику представлял Цицерон,
Логику — Аристотель,
Грамматику — Присциан (грамматик при дворе в Константинополе, нач. VI в.) либо Донат (грамматик IV в., автор трактата "Искусство грамматики").
Геометрию изображали в образе Эвклида, арифметику олицетворял Пифагор (он же представляет музыку),
астрономию — Птолемей.
Музыку также олицетворяет Св. Цецилия, небесная покровительница этого искусства.
Слайд 93