Организация деятельности музея. Музеефикация

Содержание

Слайд 2

Музеефикация

Музеефикация

Слайд 3

Музеефикация направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов

Музеефикация

направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов

в объекты музейного показа
переход в музейное состояние любого объекта
Слайд 4

Две формы музеефикации «под музей» - использование памятника под экспозиции и

Две формы музеефикации

«под музей» - использование памятника под экспозиции

и музейные службы
«как музей» - превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа
Слайд 5

Критерии музеефикации частота встречаемости (распространенность) предмета или объекта; ценность предмета или

Критерии музеефикации

частота встречаемости (распространенность) предмета или объекта;
ценность предмета или объекта

(художественная, историческая, материальная);
разрушаемость предмета или объекта.
Слайд 6

Последовательность музеефикации детальное описание (фото, видео, параметры и пр.) воспроизведение «истории»

Последовательность музеефикации

детальное описание (фото, видео, параметры и пр.)
воспроизведение «истории» предмета

или объекта
каталогизирование (присвоение номера, классифицирование, поиск места среди аналогов и придание статуса («жемчужина», типовой предмет и пр.)
подготовка к экспонированию.
Слайд 7

предмет музейного значения, извлеченный из реальной действительности, включенный в музейное собрание

предмет музейного значения, извлеченный из реальной действительности, включенный в музейное собрание

и способный длительно сохраняться.

Музейный предмет

Слайд 8

Свойства музейного предмета материален, является носителем социальной и культурной информации, обладает

Свойства музейного предмета

материален,
является носителем социальной и культурной информации,
обладает культурно-исторической

ценностью,
является частью национального достояния.
Слайд 9

Типы музейных предметов (источников) вещественные, изобразительные, письменные, фонические источники, фото- источники, кино-источники.

Типы музейных предметов (источников)

вещественные,
изобразительные,
письменные,
фонические источники,
фото- источники,
кино-источники.

Слайд 10

Вид музейных предметов материал (дерево, металл, камень, керамика, стекло, ткани, кость,

Вид музейных предметов

материал (дерево, металл, камень, керамика, стекло, ткани, кость,

перламутр, пластмассы и пр.);
функциональное назначение (орудия труда, оружие, предметы быта);
техника изготовления предмета
сочетание отдельных признаков
территориальный признак,
время производства,
авторская принадлежность
Слайд 11

Типовые и уникальные музейные предметы отражает типичное явление и обладает свойствами,

Типовые и уникальные музейные предметы

отражает типичное явление и обладает свойствами, характерными

для большинства предметов, существующих в настоящее время (советская одежда довоенного периода).

обладает особой научной или культурной ценностью и существует в единственном или очень ограниченном числе (шапка Мономаха).

Слайд 12

По степени ценности выделяют следующие музейные предметы: Экспонат – помещенные на

По степени ценности выделяют следующие музейные предметы:

Экспонат – помещенные на экспозицию

музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум – единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью.
Раритет – предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью.
Слайд 13

Фондовая работа музеев

Фондовая работа музеев

Слайд 14

Музейная коллекция совокупность музейных предметов, связанных общими признаками Музейное собрание совокупность

Музейная коллекция

совокупность музейных предметов, связанных общими признаками
Музейное собрание
совокупность

музейных коллекций
Музейный фонд
все музейные собрания
Слайд 15

Фонды – фонд музейных предметов – все музейное собрание; – фонд

Фонды

– фонд музейных предметов – все музейное собрание;
– фонд научно-вспомогательных материалов

(макеты, муляжи, современные фильмы, карты, планы и пр.)
– основной фонд (предметы, соответствующие профилю музея);
– обменный фонд (непрофильные предметы, подлежащие обмену или продаже);
– коллекционный фонд (уникальные музейные предметы, жемчужины собрания);
– дублетный фонд (профильные предметы, которые есть в 2-х и более экземплярах, но не подделки, все экземпляры подлинные).
Слайд 16

Фондовая работа в музее комплектование – процесс выявления в среде бытования

Фондовая работа в музее

комплектование – процесс выявления в среде бытования

предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания;
хранение – направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения;
изучение объектов наследия.
Слайд 17

Система хранения фондов раздельная – размещение в одном помещении предметов из

Система хранения фондов

раздельная – размещение в одном помещении предметов из

одинаковых материалов;
комплексная – совмещенное хранение предметов из разных материалов;
открытая – с доступом посетителей в хранилища.
Слайд 18

Основные правила хранения музейных фондов 1) температурный режим 2) влажностный режим

Основные правила хранения музейных фондов

1) температурный режим
2) влажностный режим
3) световой режим
режим

вибрации
режим биологической защиты
Слайд 19

Изучение музейных фондов атрибуция – выявление признаков предмета (материал, техника, форма,

Изучение музейных фондов

атрибуция – выявление признаков предмета (материал, техника, форма,

размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.);
классификация – деление музейных предметов на группы по признакам родства (по хронологическому, географическому, именному, тематическому основанию);
систематизация – группировка предметов на основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе).
Слайд 20

Методы комплектования фондов: – систематический (типологический) – происходит пополнение коллекций типичными

Методы комплектования фондов:

– систематический (типологический) – происходит пополнение коллекций типичными предметами,

характерными для определённой эпохи;
– тематический – направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов;
– комплексный – сочетает в себе два предыдущих.
Слайд 21

Основные формы комплектования полевые исследования – экспедиции , – репортажный сбор

Основные формы комплектования

полевые исследования
– экспедиции ,
– репортажный сбор

– собирательская работа в момент события или сразу после него

текущее комплектование
– закупка,
– обмен,
– дарение и др.

Слайд 22

Критерии отбора предметов в фонд информативность аттрактивность репрезентативность источника; частные критерии

Критерии отбора предметов в фонд

информативность
аттрактивность
репрезентативность источника;
частные критерии определяются спецификой конкретной

коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).
Слайд 23

Видео из фондов Государственной Третьяковской галереи

Видео из фондов
Государственной Третьяковской галереи

Слайд 24

Пример открытого хранения фондов

Пример открытого хранения фондов

Слайд 25

Музейная экспозиция

Музейная экспозиция

Слайд 26

Музейная экспозиция – часть музейного собрания, выставленная для обозрения и основная

Музейная экспозиция

– часть музейного собрания, выставленная для обозрения и основная

форма музейной коммуникации;
Экспозиционная работа – одно из направлений музейной деятельности, состоящее из:
проектирования
монтажа и демонтажа
проведении реэкспозиции
наблюдении за состоянием экспозиции,
ведении текущей экспозиционной документации.
Слайд 27

Основные принципы построения музейной экспозиции – принцип системности (в формировании коллекции)

Основные принципы построения музейной экспозиции

– принцип системности (в формировании коллекции) и систематичности

в ее представлении (линейность, последовательность, концентричность в устройстве экспозиции);
– принцип историчности и достоверности (строгое соответствие эпохе, временному промежутку и пр.);
– принцип доступности материала (размещение, обозначение или звуковое сопровождение);
– принцип информативности.
Слайд 28

Основные типы экспозиций систематические тематические образно-сюжетные

Основные типы экспозиций

систематические
тематические
образно-сюжетные

Слайд 29

Экспозиционные материалы копии и репродукции, слепки и муляжи, модели, макеты, научные

Экспозиционные материалы

копии и репродукции,
слепки и муляжи,
модели, макеты,
научные

реконструкции,
новоделы,
голограммы
тексты (пояснительный, заглавный, ведущий)
этикетки и указатели
фонокомментарии
Слайд 30

Другие виды музейной деятельности

Другие виды музейной деятельности

Слайд 31

Другие виды музейной деятельности Реставрация – процесс восстановления музейного предмета или

Другие виды музейной деятельности

Реставрация – процесс восстановления музейного предмета или

здания с целью возврата ему первоначального облика
Консервация – это процесс сохранения предмета в том виде, в каком он существует на данный момент, с целью предотвращения его дальнейшего разрушения.
Слайд 32

Реставрация (Государственная Третьяковская галерея)

Реставрация
(Государственная Третьяковская галерея)

Слайд 33

Экспертиза (Государственная Третьяковская галерея)

Экспертиза
(Государственная Третьяковская галерея)

Слайд 34

Детская студия (Государственная Третьяковская галерея)

Детская студия
(Государственная Третьяковская галерея)

Слайд 35

Особенности организации и проведения музейных экскурсий

Особенности организации и проведения музейных экскурсий

Слайд 36

Закономерности музейной экскурсии тематичность целеустремленность наглядность эмоциональность активность или моторность

Закономерности музейной экскурсии

тематичность
целеустремленность
наглядность
эмоциональность
активность или моторность

Слайд 37

Задачи экскурсии 1) увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема; 2)

Задачи экскурсии

1) увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема;
2) услышать об

этих объектах необходимую информацию;
3) ощутить величие подвига, значение исторического события;
4) овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.
Слайд 38

Экскурсии классифицируются: – по месту проведения и объектам показа (внутри здания;

Экскурсии классифицируются:

– по месту проведения и объектам показа (внутри здания; вне

здания; комбинированные);
– по целевому назначению (общеобразовательные; учебные);
– по составу экскурсантов;
– по характеру тематики
Слайд 39

Классификация музейных экскурсий по характеру тематики – обзорная: многотемная или многоплановая.

Классификация музейных экскурсий по характеру тематики

– обзорная: многотемная или многоплановая. В

ней используется исторический и современный материал;
– тематическая: посвящена раскрытию одной темы, положено одного или нескольких событий, объединенных одной темой;
– историческая: по определенной тематике или теме;
– литературная: на предмете сюжета литературного произведения или жизни писателя.