ОРНАМЕНТ

Содержание

Слайд 2

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком


Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в

далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию.
Слайд 3

Орнамент связан и с укладом жизни, и с социальной средой народа.


Орнамент связан и с укладом жизни, и с социальной средой

народа. Он несет в себе отношение к окружающему миру, к эстетическому идеалу его создателей, оставаясь важной частью украшения повседневного и праздничного быта.
Слайд 4

«Магическая теория» происхождения орнамента. Несмотря на то, что в орнаменте большое


«Магическая теория» происхождения орнамента.
Несмотря на то, что в орнаменте большое

значение придается его идейно-образному наполнению, он всегда сохраняет декоративные функции. В этом своем качестве – эстетического формирования материальной среды – орнамент получил широкое распространение на бытовых предметах, изделиях прикладного искусства.
Слайд 5

Традиционный кыргызский орнамент – это особая область культуры, своеобразный изобразительный язык


Традиционный кыргызский орнамент – это особая область культуры, своеобразный изобразительный

язык народного искусства.
Изучение орнамента позволяет проследить этнокультурные связи кыргызов и глубже понять самобытную культуру народа.
Слайд 6

Таштыкская культура (I –V вв., Минусинская котловина) имеет исторические и этногенетические


Таштыкская культура (I –V вв., Минусинская котловина) имеет исторические и

этногенетические связи с культурой енисейских кыргызов.
Геометрический орнамент, 15 основных мотивов: линейный, уголковый, четырехугольный, ромбический, прямая сетка, косая сетка, «шахматная» клетка, овально-ямочный, треугольный, треугольно-фестончатый, кружковый, спиральный, дугообразный полуовальный и концентрические круги.
Слайд 7

Орнамент таштыкской культуры I-V вв.1 – линейный мотив; 2 – уголковый


Орнамент таштыкской культуры I-V вв.1 – линейный мотив; 2 –

уголковый мотив; 3 – четырехугольный мотив; 4 – ромбический мотив; 5-6 – мотивы прямой и косой сетки; 7 – мотив «шахматной сетки»; 8 – овально-ямочный мотив; 9 – треугольный мотив; 10 – треугольно-фестончатый мотив; 11- кружковый мотив; 12 – спиральный мотив; 13 – дугообразный мотив; 14-15 – полуовальный мотив и концентрические круги.


Слайд 8

Отражение космогонических представлений в орнаменте Идею мирового пространства и его центральной

Отражение космогонических представлений в орнаменте

Идею мирового пространства и его центральной оси

воплощают такие фигуры как круг, квадрат, ромб и треугольник.
Круг – солнце
Квадрат, ромб – четыре стороны света
Треугольник – гора
Зигзаг – вода
Слайд 9

Орнамент енисейских кыргызов 4 основных типа орнамента енисейских кыргызов: геометрический, растительный,

Орнамент енисейских кыргызов

4 основных типа орнамента енисейских кыргызов: геометрический, растительный, зооморфный

и антропоморфный.
Птицы в орнаменте были связаны с небом, копытные животные – с землей, хищники – с подземным царством. Среди животных особое место занимали образы оленя, барана, лошади и горного козла.
Слайд 10

Орнамент енисейских кыргызов геометрического типа VI–XIV вв. на предметах из курганов


Орнамент енисейских кыргызов геометрического типа VI–XIV вв. на предметах

из курганов Минусинской котловины. 1 – линейный мотив; 2 – уголковый мотив; 3 – треугольный мотив; 4 – четырехугольный мотив; 5 – ромбический мотив; 6 – S-образный мотив; 7-8 – кружковый мотив и концентрические круги; 9 – крестообразный мотив; 10 – овальный мотив; 11 – полуовальный мотив; 12 – мотив косой сетки.


Слайд 11

В эпоху развитого средневековья, в IX –XII вв. в кыргызском орнаменте


В эпоху развитого средневековья, в IX –XII вв. в кыргызском

орнаменте под влиянием древних тюрков и согдийцев появились рогообразные мотивы, волны, пальметты, крестообразные и S-образные мотивы.
Они имели более сложную символику. Изначально она понималась как изображение плодородной земли, а с развитием дальнейшей стилизации спиралевидные ветви растения трансформировались в бараньи рога.
Слайд 12

Кыргызский орнамент. 1-3 – пальметты; 4-6 – крестообразные фигуры; 7-9 –


Кыргызский орнамент. 1-3 – пальметты; 4-6 – крестообразные фигуры;

7-9 – рогообразные мотивы; 10 – волна с завитками.


Слайд 13

Эти виды орнамента можно условно разделить на группы: изображения цветка в


Эти виды орнамента можно условно разделить на группы: изображения цветка

в виде висящей кисти, языка пламени или плода округлой формы; пальметты в виде трилистника или более сложной фигуры из листьев и лепестков; изображения побега в виде древовидно-рогообразных фигур; фигуры из растительных и древовидных побегов, напоминающих крест; изображения древовидного побега со сходящимися наверху ветвями и напоминающими по форме сердце.
Слайд 14

Орнамент кыргызов растительного типа IX–XII вв. на металлических изделиях из могильников


Орнамент кыргызов растительного типа IX–XII вв. на металлических изделиях из

могильников Тувы и Красноярского края. I группа – бегущая лоза; II группа – розетки, плетенки, циркульные фигуры; III группа – цветок в виде висящей кисти, плода округлой формы и языка пламени


Слайд 15

IV группа – пальметки в виде островерхого лепестка трилистника и фигуры


IV группа – пальметки в виде островерхого лепестка трилистника

и фигуры из листьев и лепестков; V группа – древовидно-рогообразные фигуры с расходящимися наверх ветвями; VI группа – древовидный побег со сходящимися наверх ветвями; VII группа – крестообразные фигуры из растительно-древовидных побегов.


Слайд 16

В настоящее время известно более 3500 комбинаций кыргызского орнамента, состоящие из


В настоящее время известно более 3500 комбинаций кыргызского орнамента, состоящие

из 170 основных элементов, которые можно разделить на четыре группы: животный мир составляют около 100 элементов, растительный мир – около 20, ландшафты и явления природы – около 10, предметы быта представлены примерно 45 элементами.
Слайд 17

Символика цвета Цвет в орнаменте также несет в себе семантическую нагрузку:

Символика цвета

Цвет в орнаменте также несет в себе семантическую нагрузку: синий

символизирует небо, красный – огонь, желтый – песок, зеленый – растительность.
Слайд 18

Орнамент может быть как повествовательным и отражать в себе определенную пословицу,


Орнамент может быть как повествовательным и отражать в себе определенную

пословицу, событие, время года, так и оберегом, т.е. нести в себе защиту или пожелание.