Презентация Деятельностная сущность сознания

Содержание

Слайд 2

В рамках объектной деятельности связи осмысливаются как превращение предмета деятельности в

В рамках объектной деятельности связи осмысливаются как превращение предмета деятельности в

её продукт по законам природы или общества.

Деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философии, которая фиксирует в своем содержании столкновение акта целеполагания субъективных и объективных закономерностей бытия.

В соответствии с этим в структуре деятельности выделяются два вида деятелности:

субъектная

(целеполагающий субъект)

объектная

(предмет, орудие и продукт деятельности).

Слайд 3

социальная – как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы

социальная – как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные

процессы и организацию общественной жизни

В отношении деятельности можно говорить о её целях, средствах, процессе, результате.
Выделяются и более дробные элементы как результат дифференциации субъектной составляющей деятельности:

В зависимости от соотношения субъектной и объектной составляющей можно говорить о различных типах деятельности (исследовании, конструировании, проектировании и т.д.) и разных её видах:

потребности

интересы

мотивы

материальная как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства (или орудийная деятельность);

духовная деятельность как реализуемая в интеллектуальном или художественном творчестве;

Слайд 4

процесс перевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности Деятельность

процесс перевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности

Деятельность –

единство процессов

опредмечивания

распредмечивания

это процесс перевода знания в материальные формы, т.е. в «форму субъекта», в результате чего некоторая вещь, будучи втянутой в орбиту конкретной деятельности, приобретает смысл и значение как элемент человеческой активности.

Слайд 5

3.Идеи, развиваемые феноменологией, герменевтикой, постмодернизмом, религиозной философией представляются не просто отличными

3.Идеи, развиваемые феноменологией, герменевтикой, постмодернизмом, религиозной философией представляются не просто отличными

от практикуемых в рамках деятельностного подхода, но и противостоящими ему.

Деятельностная тематика в психологии и в философии, по мнению В.А. Лекторского, утратила былую популярность, а в адрес деятельностного подхода выдвигается ряд серьёзных обвинений.

1.Сторонники этого подхода связывали его с интерпретацией идей К. Маркса. Отсюда мнения, что в психологии эта проблематика была формой приспособления к официальной идеологии и современные науки о человеке должны искать другую методологию.

2.Конкретные теории деятельности, разработанные в отечественной психологии, столкнулись с проблемами, которые не могут быть решены в рамках этих теорий, а предполагают выход за них.

Слайд 6

Сознание – это деятельность: «Нужно понять само сознание как деятельность». Оно

Сознание – это деятельность:

«Нужно понять само сознание как деятельность».

Оно имеет

языковую, речевую природу. Язык есть реальное сознание.

Иметь сознание – владеть языком.

Владеть языком – владеть значениями, которые есть единица сознания.

Значение – это обобщение, обобщённое отражение действительности и форма существования сознания.

Слайд 7

Жизнь, согласно А.Н. Леонтьеву, есть совокупность сменяющих друг друга деятельностей, где

Жизнь, согласно А.Н. Леонтьеву, есть совокупность сменяющих друг друга деятельностей, где

и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ и вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в её объективные результаты, в её продукты.
Слайд 8

Сознание не дано изначально, оно не порождается природой. Оно порождается обществом,

Сознание не дано изначально, оно не порождается природой. Оно порождается обществом,

оно производится и обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений.

Сознание, как и деятельность человека, не аддитивно (от лат. additivus– прибавляемый) – свойство величин, которое состоит в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, каким бы образом ни был разбит объект).

Деятельность человека и составляет субстанцию сознания.