Презентация «Философия» Лекция 2. Философия древнего мира.

Содержание

Слайд 2

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Художественно-мифолого-

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

Художественно-мифолого- религиозный

мировоззренческий комплекс (воображение, фантазия, интуитивная целостность восприятия мира), с одной стороны,
и реальные знания и умения (соображение), без которых невозможно все жизнеобеспечение, с другой, составили протофилософию
Слайд 3

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Философия

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

Философия возникла

как разрешение противоречия между ХМРМК и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода и племени.
Разрешение этого противоречия состояло в том, что ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение.
Философия наследует от мифологии как мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта - интеллектуальность.
Слайд 4

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Таким

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

Таким образом,

философия возникает тогда, когда начинается «железный» век, увеличивающий силу человека;
когда деньги достигают монетной формы, что способствовало развитию абстрактного сознания,
и когда появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое бы больше соответствовало новым формам жизни, чем мифологическое мировоззрение.
Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии.
Слайд 5

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке Будучи

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

Будучи в

основном одинаковыми, процессы генезиса философии на уровне особенного происходили по-разному.
В классической форме генезис философии имел место именно в Древней Греции. Философия возникает там как мировоззрение городского, незнатного, территориально организованного населения, демоса, борющегося с засилием родовой аристократии, евпатридами-землевладельцами. Реформа Солона в Афинах прямо перестроила общество с родового принципа на имущественный. Это случилось в начале 6 в. до Р.Х.
Слайд 6

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке В

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

В Индии

этот общественный процесс был менее четким. Там именно благородные, кшатрии, боролись против засилья жрецов-брахманов, а поскольку это засилие опиралось не на физическую силу, а на мифологическое мировоззрение, то эта борьба приняла форму мировоззренческой борьбы. Джайны и буддисты были антибрахманистами.
Слайд 7

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке В

Общее и особенное в возникновении философии на Западе и Востоке

В Древнем

Китае философия процветает в жестокий период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу. Новые слои населения выступили против родовой аристократии, требуя отмены наследования
государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от происхождения.
Слайд 8

Однако и в Индии, и Китае интеллект был слаб, связь философии

Однако и в Индии, и Китае интеллект был слаб, связь философии

с наукой была слабой. Поэтому в Китае в философии господствовал больше практический, чем теоретический разум, а в Индии неуёмное и болезненное воображение. Греческая же философия с самого начала стояла на плечах ближнневосточной преднауки.
Слайд 9

Философия Древней Индии Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Бpахманы

Философия Древней Индии

Философия возникает в Индии как критика брахманизма. Бpахманы высказывают

предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип.

Обpаз мирового космического человека - Пуpуша.

Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpакpити (естественная пpичинно-следственная связь).

Махабхарата

Слайд 10

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) , периоды истории Др.

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) , периоды истории Др. Индии

1.

Первобытно-общинный строй аборигенов дравиды и кушиты)
2. Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (2-е тысячелетие до н.э.)
3. Вторжение первобытных племен ариев (благородный) с севера-запада в долины Инда и Ганга и порабощение аборигенов (2-я половина 2-го тысячелетия до н.э.)
4. Арийские раннеклассовые государства века бронзы ( 1-я половина 1-го тысячелетия до н.э.)
5. Раннеклассовые государства Индии эпохи железа( 2-я половина 1-го тысячелетия до н.э.)
Слайд 11

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Варна (санскр. м.р. –

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Варна (санскр. м.р. – «покров», «оболочка»,

«цвет», «окраска») – замкнутая группа людей занимающая строго определенное место в обществе.
Варны эндогамны: браки заключаются только внутри варны.
Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.
Члены варны имеют свою традиционную профессию
Слайд 12

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Брахманы (благоговение, благочестивая жизнь,

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Брахманы (благоговение, благочестивая жизнь, цвет- белый,

профессия –жрецы).
Кшатрии ( от глагола кши – владеть, иметь власть, править, убивать, цвет – красный; профессия – воинское поприще, светская власть).
Вайшьи (преданность, зависимость, цвет – желтый, профессия – земледельческий, ремесленный, торговый труд).
Шудры ( цвет – черный, профессия –низменный, рабский труд). Первые три варны –арийские.
Слайд 13

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Веды (веда – ед

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Веды (веда – ед ч., м.р.

– знание) – древнейший литературный памятник мира (начал складываться в 3-ем тысячелетии, записывался на ведийском санскрите с 15 по 7 вв. до н.э.).
Веды – самхиты (самхита – собрание)-т.е. сборники (гимнов в честь богов).
2-й слой – «Брахманы» – мифологические , ритуальные, и иные разъяснения к самхитам – с Х века до н.э..
3-й слой – «Араньяки», («лесные книги», правила поведения для отшельников).
4-й слой – «Атхарваведа» (ее автор Атхарван – легендарный жрец)–содержит более 700 заклинаний и заговоров на все случаи жизни.
Слайд 14

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) 1-я самхита – «Ригведа»

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

1-я самхита – «Ригведа» (м.р. –сложился

к 12 в.до н.э.) – веда гимнов (хвалебный стих, песнь), содержит 1028 гимнов разным богам, состоит из 10 разделов (мандал; мандала – цикл). Риши (мудрые поэты) не творцы, а слушатели богов, посредники между богами и людьми, поэтому «веды» называют «шрути» (услышанным).
2-я самхита – «Самаведа», «Веда мелодий» (саман – стих ).
3-я самхита «Яджурведа», «Веда жертвенных изречений» (яджус – жертвенная формула изречений, приношений).
4-я самхита – «Упанишады» - возникли около тысячи лет до н.э..
Слайд 15

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Для ведического ХМРМК характерен

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Для ведического ХМРМК характерен политеизм. В

Ригведе названы имена более 3 тыс. богов. Боги не творцы, а организаторы мира ( Бог – дева, Богиня – деви).
Притхиви- Земля – мать. Дьяус – дневное небо, день, Небо-отец.
Варуна –правитель ночи; Митра – правитель дня.
Бхага - бог счастья, любви (отсюда наше – Бог).
Сома – бог луны и напиток; Ваю- бог ветра; Яма – бог смерти и правосудия; Индра – бог грозы; Агни – бог огня; Сурья – бог солнца; Ушас – богиня утренней зари; ракшасы – враги богов; асуры – враги людей.
Слайд 16

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Сансара –поток жизни, перевоплощение.

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Сансара –поток жизни, перевоплощение.
Дхарма – закон

образа жизни для каждой варны.
Мокша – освобождение ( возможно только при соблюдении дхармы высшей варны)
Суть : рождение в низшей варне – наказание , в высшей залог посмертного рождения в более высоком положении вплоть до мокши.
Слайд 17

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки) Мироздание (джагат) – трилока

Философия Древней Индии (социально-экономические и духовные предпосылки)

Мироздание (джагат) – трилока (троемирие) :

небо; земля; подземелье.
« Гимн Пуруше»
Пуруша – «человек – вселенная», принесен в жертву богами. От него возникли лошади и гимны, коровы и напевы, небо и земля, и даже боги Индра и Агни.
Брахманы из уст, кшатрии из его рук, вайшьи – из бедер, шудры из ступней.
Слайд 18

Периоды развития индийской философии: ведийский (XV –VII вв. до н.э.) Эпический

Периоды развития индийской философии:
ведийский (XV –VII вв. до н.э.)
Эпический (VI –

II вв. до н.э.)

период сутров (от III в. до н.э.)

Ступень А.
Школы, отрицающие авторитет вед (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) VI в.до н.э.

Ступень Б.
Теоретическая реконструкция Бхагавадгиты(часть 6-й кн. Махабхараты) и поздние Упанишады –V-IV вв. до н.э.
Ступень В.
Школы, признающие авторитет вед т. е. настика (санкхья, веданта, ньяя, йога, миманса, вайшешика) – III – II вв. до н.э.

Слайд 19

Джайнизм Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека

Джайнизм
Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка

- материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.
Слайд 20

Буддизм Будда (просветленный) – принц Сиддхартха Гаутама. Центром учения являются четыре

Буддизм

Будда (просветленный) – принц Сиддхартха Гаутама. Центром учения являются четыре благородные

истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, и путь самоистязания. При соблюдении этого, человек в конце концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью. Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни и, во-втоpых, для каждого.
Слайд 21

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти

Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти

путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений.
Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.

Индуизм

Слайд 22

НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА. Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно

НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА.
Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно

в 4 в.до н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.
Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия. Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию поступков человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Это течение провозгласило параману – невидимую субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты.

Индуизм

Слайд 23

ЙОГА. Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником

ЙОГА.
Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению.

Основоположником учения считается Патанджали (живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.
Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира.

Индуизм

Слайд 24

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это

требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов: 1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни). 2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты. 3. Статические упражнения (позы-асаны). 4. Овладение гармоничным дыханием. 5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту. 6. Сосредоточение внимания на объекте. 7. Созерцание объекта. 8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания). Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.

Индуизм

Слайд 25

ВЕДАНТА Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется

ВЕДАНТА
Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется

большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему:
Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и не это);
только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные характеристики;
соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей. Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений.

Индуизм

Слайд 26

Философия Древней Индии (особеннсти) Неполная отчлененность от протофилософии. Застойное сосуществование школ,

Философия Древней Индии (особеннсти)

Неполная отчлененность от протофилософии.
Застойное сосуществование школ, их крайняя умозрительность.
Слабая

связь с зачатками науки, традиционализм, преобладание идеалистического видения мира.
Воинствующий антирационализм: путь к освобождению лежит через освобождение от ума.
Нет места индивидуальности и личности. Спасение понимается как растворение личного в безличном.
Слайд 27

Исторические предпосылки философии Древнего Китая История Древнего Китая распадается (не считая

Исторические предпосылки философии Древнего Китая

История Древнего Китая распадается (не считая неолита)

на шесть периодов:
1. Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);
2. Чжоу - Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);
3. Чжоу - Восточное Чжоу - Лего (т.е. «отдельные государства»);
4. Чжоу - Восточное Чжоу - Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);
5. Империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);
6. Хань (конец III в. до н.э. - II в. н.э.).
Слайд 28

Духовные истоки философии Древнего Китая Пятикнижие (У цзин): «Ши цзин» (Книга

Духовные истоки философии Древнего Китая

Пятикнижие (У цзин):
«Ши цзин» (Книга песен),
«Шу

цзин» (Книга истории),
«И цзин» (Книга перемен)
«Ли цзын» (Книга обрядов),
летопись «У цзин». Книги испытали сильное влияние конфуцианства.
Слайд 29

Особенности протофилософии Древнего Китая (этапы возникновения мира и человека) великий Хаос,

Особенности протофилософии Древнего Китая (этапы возникновения мира и человека)

великий Хаос, напоминающий по

форме огромное Яйцо
зарождение в Яйце – Хаосе в течении 18000 лет; Первопредка всего сущего – гиганта Пань-Гу;
выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху(Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля).
18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны – из глаз, грома – из голоса, ветра – из выдоха, рек – из крови, дорог – из жил, камней и полезных ископаемых – из костей, зубов и т.д.
возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы – людей-драконов.
Слайд 30

Особенности протофилософии Древнего Китая (этапы возникновения мира и человека) Цзин –

Особенности протофилософии Древнего Китая (этапы возникновения мира и человека)

Цзин – энергия зарождения

всего сущего, «корень», «семя» живого организма;
Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие – от цзин – энергии зарождения). Подразделяется на вещественную и духовную ци;
Шень – неистребимая духовная энергия (душа, которая не исчезает после смерти человека в отличие от ци);
Ян, инь – мужская и женская сексуальная энергия, имеющая космологический смысл;
Тай-цзи – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Слайд 31

Особенности протофилософии Древнего Китая (особенности понимания человека) Дается не понятие, а

Особенности протофилософии Древнего Китая (особенности понимания человека)

Дается не понятие, а образ человека;
Начинает

отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
Человек остается в системе человеческих отношений даже после смерти, наравне с живыми людьми (нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан в зависимости от поведения потомков);
Духовный центр человека не голова (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
Человек не господин над природой. Индивидуализм, противопоставление отдельной личности другим членам общества не принимается;
Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Слайд 32

Главные условия долголетия Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци

Главные условия долголетия

Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци (освобождение

от переживаний, вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение мебели в жилище, избегание общения с людьми, обладающими грязной, нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци);
Работа над своим телом и душой – «син чун» - окультуривание себя;
Работа над судьбой, принесение пользы обществу – «мин чун»;
Соблюдение общественных порядков;
Употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
Проживание в Китае, подпитка духовной энергией Китая.
Слайд 33

Особенности протофилософии Древнего Китая В Китае процесс зарождения философии называется «эпохой

Особенности протофилософии Древнего Китая

В Китае процесс зарождения философии называется «эпохой борющихся

царств»

Понимание отдельных событий истории в цикле. Восприятие человека, природы, космоса как единого целого. Консерватизм. Рассмотрение личности в коллективе. Преклонение перед государством как организационной силой. Конформизм во взаимоотношениях. Предпочтение земной жизни загробной. Стремление максимально продолжить жизнь. Восприятие потусторонних сил. Уважение старших, предков.

Основные идеи:

Слайд 34

Философия Древнего Китая (основные философские школы VI – III вв. до

Философия Древнего Китая (основные философские школы VI – III вв. до н.э.)

Жу

цзя (конфуцианство)
Мо цзя (моизм)
Фа цзя (школа закона, по европейски – легизм)
Даодэ цзя (даосизм)
Иньян цзя (натурфилософы)
Мин цзя (школа имен)
Слайд 35

Даосизм В центре внимания стоят природа, космос и человек. Философия: безличностные

Даосизм

В центре внимания стоят природа, космос и человек. Философия: безличностные начала

принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей.
Слайд 36

Ориентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков

Ориентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков

человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Необходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм.

Конфуцианство

Слайд 37

Античная философия Возникла на рубеже VIII-VII в до н.э. в г.

Античная философия

Возникла на рубеже VIII-VII в до н.э. в г. Милете

Отличительная

черта - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Яркие представители:
Анаксимандр
Фалес
Анаксимен
Гераклит

Гераклит

Анаксимен

Анаксимандр

Слайд 38

Философия Фалеса Фалес считал, что все сущее происходит из воды. Океан

Философия Фалеса

Фалес считал, что все сущее происходит из воды. Океан -

кольцевая река, окружающая землю, Земля плавает на воде. Все рождено из влажного семени. “У влажных вещей началом их природы является вода”. Все происходит из воды и возвращается в нее. Фалес - монист, так как принимал за основу всего сущего одно начало. Его требование - все знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости. Душу считал материальной, она является движущимся началом всех явлений природы. ”Боги”=души, которые являются источником движения вещей. 1-й сформулированный вопрос “Что есть всё” - что является первоосновой.