Презентация Символическая культурологическая концепция Э.Кассирера

Содержание

Слайд 2

Исследует отношения между знаками и представляемыми ими объектами. семиотика Общая теория

Исследует отношения между знаками и представляемыми ими объектами.

семиотика

Общая теория знаковых систем

исследует аспект выполнения знаковыми системами функции представления мира культуры.

семантика

Раздел

Слайд 3

Философия знака и значения есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе

Философия знака и значения

 есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе социокультурной

деятельности человека представляет другой предмет, отличный от его (знака) собственной определённости.

Знак 

обладает значением, которое есть отношение знака к обозначаемому предмету, формирующееся в процессе социокультурной деятельности субъекта.

выполняет три взаимосвязанные функции: познания, общения и выражения чувств. 

Слайд 4

ЗНАКИ ЯЗЫКОВЫЕ НЕЯЗЫКОВЫЕ знаки естественного и искусственного языков. В языках –

ЗНАКИ

ЯЗЫКОВЫЕ

НЕЯЗЫКОВЫЕ

знаки естественного и искусственного языков. В языках – естественных и искусственных

– посредством значения выражаются представления и понятия.

индексы (признаки, показания приборов);
иконические знаки (копии, изображения);
символы (герб, эмблема, знамя).

Слайд 5

СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ Символ – особый знак, представляющий собой чувственную или

СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО КУЛЬТУРЫ

 Символ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность

в более широком смысле.

Среди неязыковых знаков специфическое значение в культуре имеют знаки-символы.

Символ соткан
из противоречий.

указывает на реальность своим видом

относительно независим от своего значения

Слайд 6

Одним из ученых, разработавших концепцию символического происхождения культуры, был Эрнст Кассирер.

Одним из ученых, разработавших концепцию символического происхождения культуры, был Эрнст Кассирер.

Немецкий

философ и историк родился в современном Вроцлаве в  Польше 28 июля 1874.

Получив начальное образование в родном городе, в 1892 поступил в Берлинский университет.

Слайд 7

В Марбурге (где он получил степень доктора философии в 1899, представив

В Марбурге (где он получил степень доктора философии в 1899, представив

диссертацию об анализе Декартом математического и научного знания) Кассирер учился у Г.Когена и П.Наторпа – ведущих представителей неокантианства т.н. марбургской школы, течения, провозгласившего возврат к Канту в противовес господствовавшему тогда гегельянству.
Слайд 8

В 1919–1933 был профессором философии в 1930–1933 ректором Гамбургского университета; одновременно

В 1919–1933 был профессором философии
в 1930–1933 ректором Гамбургского университета; одновременно возглавлял

институт Варбурга, где проводились исследования по истории культуры.
В 1941–1944 преподавал в Йельском университете, а затем в Колумбийском университете.
Умер в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 13 апреля 1945.
Слайд 9

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. Кассирера Культура, являясь квинтэссенцией человеческого существования, отвлекается от

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. Кассирера

Культура, являясь квинтэссенцией человеческого существования, отвлекается от

содержания, скрытого за символическими формами.
Вне символических отношений нет культуры как реальности.
Символ – прежде всего форма самопознания человеческого духа.
Результаты самопознания выражаются в символических формах – сферах культуры.

Задача философии

выявить правила символического функционирования в сферах культуры

языке

мифе

искусстве

религии

истории

науке

Слайд 10

Исследование культуры Кассирер начинает с тезиса о том, что мир культуры

Исследование культуры Кассирер начинает с тезиса о том, что мир культуры

это не просто случайные, изолированные друг от друга факты и явления. Они имеют единую основу.
Целостность культуры можно понять как процесс постоянного, последовательного самоосвобождения человека, этапами которого становятся религия, искусство, наука и т.п.

Символы становятся третьей системой, соединяющей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности.
Это, например, способ общения – языковые символы.

Слайд 11

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Средство, с помощью которого происходит всякое оформление духа в

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Средство, с помощью которого происходит всякое оформление духа в его

отдельных основных направлениях и которое, тем не менее, сохраняет особую природу и специфический характер каждого из них, Кассирер находит в знаке, символе, или “символической форме”.
Слайд 12

в “символической функции” открывается сама сущность человеческого сознания — его способность существовать через синтез противоположностей

в “символической функции” открывается сама сущность человеческого сознания — его способность

существовать через синтез противоположностей
Слайд 13

“Символическая функция” как фундаментальная функция сознания реализуется в трех основных типах

“Символическая функция” как фундаментальная функция сознания реализуется в трех основных типах

— в “функции выражения”, “функции представления”, “функции обозначения”.