Расцвет комедийного жанра. Испанская комедия плаща и шпаги.

Содержание

Слайд 2

Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения и национального театра

Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения и национального

театра пришёлся на XVII век. Это было время политического и социального упадка Испанского королевства.
И все же, это тяжкое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания национального театра, участником которого явился и блестящий драматург Лопе де Вега.
Слайд 3

Термином "комедия" (comedia) в старой испанской драматургии именовалась, независимо от характера

Термином "комедия" (comedia) в старой испанской драматургии именовалась, независимо от характера

ее сюжета, любая трехактная, написаннаяв стихотворной форме пьеса.
Виды испанских комедий
комедия плаща и шпаги,
дворцовая комедия,
комедия интриги,
комедия случайностей
Театральные площадки в Испании назывались "коррали" от исп. el corral - буквально: двор, загон, а также театральное помещение, театр.
Слайд 4

Комедия плаща и шпаги - жанр испанской комедии нравов 17 века.

Комедия плаща и шпаги - жанр испанской комедии нравов 17

века. Для пьес этого жанра характерны: - изображение конфликтов, порожденных любовью, ревностью, чувством чести; - быстрое развитие действия; - преобладание интриги над разработкой характеров; - устойчивость сценических типов.
Слайд 5

Основоположниками и яркими представителями этого комедийного жанра являлись Лопе де Вега и Кальдерон.

Основоположниками и яркими представителями этого комедийного жанра являлись Лопе де Вега

и Кальдерон.
Слайд 6

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА Лопе Феликс де Вега Карпью (1562-1635) "Появился -

ЛОПЕ ДЕ ВЕГА
Лопе Феликс де Вега Карпью
(1562-1635)

"Появился - чудо природы -

великий Лопе де Вега и стал самодержцем в театральной империи" Сервантес

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой веселостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, — остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, — большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» — Бомарше.

Слайд 7

Главное место в творчестве Лопе де Веги занимают комедии о любви:

Главное место в творчестве Лопе де Веги занимают комедии о любви:

«Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Раба своего возлюбленного».
Оставил огромное литературное наследие: его перу принадлежат более 2000 пьес (до нас дошло более 500), романы, сонеты и научные трактаты.

«Нет превосходней тем, чем темы чести;
Они волнуют всех без исключенья.
За ними темы доблести идут, -
Ведь доблестью любуются повсюду.»
Вокруг понятия "чести" Лопе объединял многообразные проявления человеческого достоинства, а вокруг термина "доблесть" примеры героических деяний.

Слайд 8

Характерные черты пьес Лопе де Вега Широкий диапазон мест и времени

Характерные черты пьес Лопе де Вега
Широкий диапазон мест и времени действий.
Во

времени сюжеты его комедий охватывают период от сотворения мира до событий современной Лопе эпохи. В пространстве они выходят далеко за пределы Испании
Особое значение интриги, для создания динамики событий, острых конфликтов, многообразных психологических состояний героев.

Резкие смены ритмов, неожиданные повороты сюжета, театральные приемы комедии "плаща и шпаги" (переодевания, узнавания)
Универсальность языка Лопе де Вега - одного из самых богатых в лексическом отношении писателей в мире. В его текстах соединяется народный язык , куплеты романсов и высокий стиль романсеро – испанской эпической поэзии.

Слайд 9

Заложил основы "простонародной", внеклассицистской национальной драмы, живущей не по нормам античной

Заложил основы "простонародной", внеклассицистской национальной драмы, живущей не по нормам античной

поэтики, а интересами своего времени и своего широко демократического зрителя.
«Но мы в Испании так удалились
От строгого искусства, что сейчас
Ученые должны молчать у нас.»
Эстетику реализма , то есть отрицание единства жанрового стиля "смешения трагичного с забавным" или "смеси возвышенного и смешного", мотивируемое законами самой природы, которая, как пишет Лопе,
...тем для нас прекрасна,
Что крайности являет ежечасно.
Поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах народа и провозгласил право этого народа бороться за такую власть («Фуэнте овехуна»)
В комедиях "плаща и шпаги" Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками («Собака на сене», «Учитель танцев»).
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом

В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом

он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление. Кальдерону принадлежит около ста двадцати пьес и восемьдесят ауто сакраменталь.

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 - 1681)

Слайд 13

Самые знаменитые пьесы Кальдерона это "Жизнь есть сон" и «Дама-Неведимка" Среди

Самые знаменитые пьесы Кальдерона это "Жизнь есть сон" и «Дама-Неведимка"
Среди

пьес Кальдерона есть и "комедии интриги" ("Лента и цветок", "Астролог-притворщик", "Сам у себя под стражей"), и "драмы чести" ("Врач своей чести", "Живописец своего бесчестия"), и народно-героические драмы ("Саламейский алькальд"), и религиозные драмы или "драмы о святых" ("Поклонение кресту", "Стойкий принц", "Маг-чудодей"), и драмы на мифологические ("Статуя Прометея") и исторические сюжеты ("Дочь воздуха").

Для многих героев Кальдерона честь - не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести - чести как социальной условности - может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских "драм чести", первая из которых - "Луис Перес галисиец" - была поставлена в 1627 году.

Слайд 14

Слайд 15