раскол русской православной церкви

Слайд 2

РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА

РЕФОРМА ПАТРИАРХА
НИКОНА

Слайд 3

Греческие и русские богослужебные обычаи Эволюция чина христианского богослужения в древние

Греческие и русские богослужебные обычаи

Эволюция чина христианского богослужения в древние времена, в особенности

тех его элементов, которые определяются не книжной традицией, а устным церковным преданием
 (а к ним относятся такие существенные обычаи, как, например, крестное знамение), известна лишь фрагментарно, на основании тех сведений, которые имеются в писаниях Святых Отцов. В частности, существует предположение, что в X веке, ко времени Крещения Руси, в Византийской империи конкурировало два обычая относительно крестного знамения, числа просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движения крестного хода и др. Русские заимствовали один, а у греков впоследствии (особенно после падения Константинополя) окончательно утвердился другой.
Слайд 4

Основные черты Никоновой реформы В ходе реформы богослужебная традиция была изменена

Основные черты Никоновой реформы

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в

следующих пунктах:
1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг.
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний».
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении .
4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Слайд 5

Реакция на реформу Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда

Реакция на реформу

Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда

в 1654 году он устраивает собор, на котором добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». В неделю православия 1656 года была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

Резкость и процедурная некорректность (так, Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян.

Слайд 6

Вывод Предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в

Вывод

Предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей

тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви.
Слайд 7

СТАРОВЕРЫ

СТАРОВЕРЫ

Слайд 8

Старообрядчество, древлеправославие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской

Старообрядчество, древлеправославие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской

православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Слайд 9

Течения старообрядчества

Течения старообрядчества

Слайд 10

Отличительные черты

Отличительные черты

Слайд 11

История старообрядчества

История старообрядчества