Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА И.Н.Никитин Портрет графа А.Антропов Портрет А.М.Измайловой

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА

И.Н.Никитин
Портрет графа

А.Антропов
Портрет А.М.Измайловой

Слайд 4

ПОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА. В.Л.Боровиковский . Портрет Е.Н.Арсеньевой.1796

ПОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.

В.Л.Боровиковский .
Портрет Е.Н.Арсеньевой.1796

Слайд 5

Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII

Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII

– начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от франц. sentiment– чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
Слайд 6

Ф.С.РОКОТОВ «ПОРТРЕТ А.П.СТРУЙСКОЙ» Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ «ПОРТРЕТ А.Д.ЛЕВИЦКОЙ» Д.Л.БОРОВИКОВСКИЙ «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ» Русский живописный портрет 18 века

Ф.С.РОКОТОВ
«ПОРТРЕТ А.П.СТРУЙСКОЙ»

Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ
«ПОРТРЕТ А.Д.ЛЕВИЦКОЙ»

Д.Л.БОРОВИКОВСКИЙ «ПОРТРЕТ Е.Г. ТЁМКИНОЙ»

Русский живописный портрет 18

века
Слайд 7

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА Цель парадного портрета: – прославление монархов и вельмож,

ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ КЛАССИЦИЗМА

Цель парадного портрета:
– прославление монархов и вельмож, важность

человека государственного.
Особое внимание - торжественности одежды,
сословным аксессуарам,
достойной позе, на лице - уму и самообладанию.

Свойства парадного портрета:
Центральное положение фигуры на холсте.
Выделение фигуры цветом и светом.
Уравновешенность композиции.
Статичность позы и жестов.
Цвет красок чистый, без оттенков.

Слайд 8

ПОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА. Устное рисование: Кареглазая красавица с

ПОРТРЕТ Е.Н.АРСЕНЬЕВОЙ – ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА.

Устное рисование:
Кареглазая красавица с горделивой осанкой

пышет здоровьем и румянцем. Искрящиеся озорные глаза, ямочки на щеках. Платье, жемчужины на рукавах –серебристо-воздушное, сказочное.
Какое красивое, живое лицо и сколь невыразительно яблоко в руках красавицы!
Кокетливо вздернутая головка в «пастушеской» соломенной шляпке, воздушный голубой шарф – всё говорит о лёгком жизнерадостном характере девушки.
Удивителен и пейзаж, на котором изображена прелестная девушка, - одухотворённый и поэтический.
Слайд 9

В.Л.Боровиковский В.Л.Боровиковский (1757 - 1825г)– – гений сентиментализма Не титла славу

В.Л.Боровиковский В.Л.Боровиковский (1757 - 1825г)– – гений сентиментализма
Не

титла славу нам сплетают,  Не предков наших имена,  Одни достоинства венчают
И честь венчает
нас одна...
М.М.Херасков
Слайд 10

В.Л.Боровиковский Екатерина вторая в Царкосельском Лицее В.Л.Боровиковский Портрет великой княжны Александры

В.Л.Боровиковский
Екатерина вторая в Царкосельском Лицее

В.Л.Боровиковский
Портрет великой княжны Александры Павловны

В.Л.Боровиковский
Портрет

Елены Александровны Нарышкиной
Слайд 11

БОРОВИКОВСКИЙ В.Л. – ГЕНИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Художник вошел в историю русского искусства

БОРОВИКОВСКИЙ В.Л. – ГЕНИЙ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Художник вошел в историю русского искусства как

создатель сентиментального портрета.
«Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей Боровиковского.
Полотна мастера выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве.
На полотнах художника можно видеть и царей,и полководцев, и аристократов, служителей храмов, и крестьян.
Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность.
Слайд 12

«ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной


«ПОРТРЕТ М.И.ЛОПУХИНОЙ» - ШЕДЕВР СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной

Слайд 13

Великие сентименталисты русской литературы В.Л.Боровиковский Неизвестный художник В.А.Тропинин Портрет Г.Р.Державина Портрет А.Н.Радищева Портрет Н.М.Карамзина

Великие сентименталисты русской литературы

В.Л.Боровиковский Неизвестный художник В.А.Тропинин
Портрет Г.Р.Державина Портрет А.Н.Радищева

Портрет
Н.М.Карамзина
Слайд 14

Поэты-сентименталисты Д.Г.Левицкий Портрет Ивана Ивановича Дмитриева ( 1760 - 1837) Юрий

Поэты-сентименталисты

Д.Г.Левицкий Портрет Ивана Ивановича Дмитриева ( 1760 - 1837)

Юрий Александрович

Нелединский-Мелецкий (1752 – 1829)

Ж. -Л. Монъе. Портрет Муравьева Михаила Никитича ( 1757 - 1807 )

Слайд 15

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – журналист,историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской

Академии наук, создатель «Истории государства Российского», издатель первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Слайд 16

ГОВОРЯТ, ЧТО АВТОРУ НУЖНЫ ТАЛАНТ И ЗНАНИЯ: ОСТРЫЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ, ЖИВОЕ

ГОВОРЯТ, ЧТО АВТОРУ НУЖНЫ ТАЛАНТ И ЗНАНИЯ: ОСТРЫЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ РАЗУМ, ЖИВОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ И ПРОЧЕЕ. СПРАВЕДЛИВО, НО СЕГО НЕ ДОВОЛЬНО. ЕМУ НАДОБНО ИМЕТЬ И ДОБРОЕ, НЕЖНОЕ СЕРДЦЕ, ЕСЛИ ОН ХОЧЕТ БЫТЬ ДРУГОМ И ЛЮБИМЦЕМ ДУШИ НАШЕЙ… Н.М.КАРАМЗИН
Слайд 17

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы. Домашнее

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы.
Домашнее

задание: сформулировать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма


Слайд 18

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Сентиментализм – художественное и литературное течение, отражающее мир с позиции

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное и литературное течение, отражающее мир с позиции чувства,

а не разума. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.
Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, мастера слова и живописи славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь.
Призвание литераторов-сентименталистов - утешить людей в страданиях, бедах, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.
Сентименталисты во многом способствовали сближению литературного языка с разговорным.
Они обогатили литературу прозаическими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма; особое место занимало «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Слайд 19

ВЕЛИКИЕ СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р.

ВЕЛИКИЕ СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Крупнейшим поэтом конца XVIII века был Г.Р. Держáвин,

чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал “высокий” и “низкий” стили, внёс элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию “говорящей живописью”.
Расцвет сентиментализма в литературе связан с творчеством А.Н. Ради́щева («Путешествие из Петербурга в Москву»№) и Н.М. Карамзинá («Бедная Лиза»).
Сентименталисты обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Слайд 20

Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕНТИМЕНТАЛИЗМА По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась

Н.М.КАРАМЗИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

По словам В.Г. Белинского, с Карамзина началась новая

эпоха русской литературы.
Н.М.Карамзин стремился создать человека новой культуры —утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. Хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве русского человека.
Карамзин считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства читателей.
Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Писатель не представляет своих героев однозначно положительными или отрицательными. В повести нет злодеев, а есть люди, в которых «нельзя забывать человека».
Слайд 21

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА» Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Повесть "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792)

совершила настоящий переворот в русской литературе.
Психологизм – главное художественное открытие Карамзина. Автор сознательно создавал ощущение реальности описанного, он прямо обращался к читателю, видел в нем друга. Рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.
Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность, будит сострадание и благородные чувства у читателей.
Образ Лизы – поэтический, нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности.
Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.
Герои , как и живые люди, любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются.