Религиозный фундаментализм

Содержание

Слайд 2

Религиозный фундаментализм Религиозный фундаментализм - религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие


Религиозный фундаментализм

Религиозный фундаментализм - религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие

к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели.
Как правило, фундаментализм возникает в периоды социальной и политической нестабильности.
Основными чертами фундаментализма являются буквальные восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности альтернативного истолкования Священного Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний.
Слайд 3

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной,

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку

данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом.
Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации.
Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.
Слайд 4

Признаки религиозных войн: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; применение священных знамен и

Признаки религиозных войн:

ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
применение священных знамен и сигналов;
непосредственное привлечение

духовных образов богов в войне;
принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям;
полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих
государств, национально-этнических групп;
во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные
лидеры;
в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).
Слайд 5

Самые значительные религиозные конфликты ХХ века: Исламский фундаментализм; Религиозное противостояние в

Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:

Исламский фундаментализм;
Религиозное противостояние в Ирландии;
Исламская революция

в Иране;
Конфликт между индуистами и исламистами;
Противостояние сербов и хорватов;
Теология освобождения.
Слайд 6

Типы религиозных войн 1. Автономистские войны; 2. Национально-иредентисткие войны; 3. Религиозно-общинные

Типы религиозных войн

1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие

конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.
Слайд 7

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном

мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.