Русская культура на пороге Нового времени

Содержание

Слайд 2

XVII в. - переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени.

XVII в. - переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к

культуре Нового времени.
Слайд 3

Слайд 4

. В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине

. В XVII веке увеличивается число грамотных людей.
В первой половине

XVII века появились частные школы.
В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

По подсчетам А.И.Соболевского, сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

Слайд 5

В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди

В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди

которых были и светские. Печатали официальные документы (Соборное уложение) Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения как на религиозные, так и на светские темы.

Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).

С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

Слайд 6

Слайд 7

Народный скомороший театр Исторические песни, легенды и былины о восстании Стеньки

Народный скомороший театр

Исторические песни, легенды и былины о восстании Стеньки Разина

Новые

пословицы

"Аз, буки, веди страшат, что медведи"

"холопье слово, что рогатка"

"из одно- го дерева икона и лопата"

Слайд 8

Около 1630 г. создастся "Новый летописец", в котором излагались события от

Около 1630 г. создастся "Новый летописец", в котором излагались события от смерти

Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета.
"Новый летописец" был одной из последних русских летописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательно накладывалась временная сетка.
Так называемые Сибирские летописи ("Есиповская летопись" и другие) представляют собой уже литературно-повествовательные произведения.

Новые жанры

Слайд 9

Протопоп Аввакум (1620-1682)

Протопоп Аввакум (1620-1682)

Слайд 10

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…»

Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…»

Слайд 11

Симеон (Полоцкий; 1629-1680). 1680 – переложен на стихи Псалтырь. 1678-1679 г.г.

Симеон (Полоцкий; 1629-1680).
1680 – переложен на стихи Псалтырь.
1678-1679 г.г. – сборники

стихотворений "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион".

Силлабическое стихосложение –
система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе.

В творчестве С.Полоцкого воплотился стиль барокко второй половины XVII в.

Слайд 12

При Алексее Михайловиче, в 1672 году, в России был образован театр.

При Алексее Михайловиче, в 1672 году, в России был образован театр.


Организатором первого русского театра был пастор Иоганн Годфрид Грегери.

Все роли в русском театре 17 века исполняли мужчины

Появление театра
связано с именем боярина
Артамона Матвеева

После смерти царя театр прекратил своё существование и вновь возник только во времена Петра 1

Слайд 13

В 1648 г. царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов

В 1648 г. царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов

и даже уничтожении их музыкальных инструментов: "Гудебные сосуды сжечь!"

В XVII в. в Московской Руси начинают развиваться внекультовые формы домашнего музицирования — псальмы и канты.

С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на "немецкий лад", у просвещенных западников появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели.

С начала XVII в. активизируется творчество русских распевщиков, появляется немало авторских распевов, песнопений местной традиции, распространяются северные напевы: соловецкий, тихвинский, новгородский, усольский и южные — киевский, болгарский, греческий.

Слайд 14

Дворец в Коломенском

Дворец в Коломенском

Слайд 15

Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 год. Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645

Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 год.

Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645 гг.

Шатровое строительство

«По

чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…»

В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона.

Слайд 16

Русское узорочье (московское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке

Русское узорочье (московское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на

территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Русское узорочье

Слайд 17

Московское барокко Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно

Московское барокко

Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось

«нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры.

Церковь Архангела Михаила в Тропарёве, 1693-1703

Слайд 18

При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская

При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская

- фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
Слайд 19

«Парсунное» письмо – портретные изображения Интерес к человеческой личности

«Парсунное» письмо – портретные изображения

Интерес к человеческой личности

Слайд 20

В 20-х годах XVII русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

В 20-х годах XVII русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шумилов. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея).

Винтовые ружья – штуцеры, 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.