Русская народная вышивка

Содержание

Слайд 2

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.

Вся женская половина

русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
Слайд 3

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского

ремесла, готовили приданое.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Слайд 4

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым

или вышитым орнаментом.
Слайд 5

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения

вышивки, характер орнамента и его колорит.

В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Слайд 6

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на

следующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
Слайд 7

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали, что жизнь

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.

Древние славяне считали, что жизнь

человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Слайд 8

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите,

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.

Посмотрите,

как вышиты фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.
Слайд 9

Декоративные птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах

Декоративные птицы на вышивках полотенец.

Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской

вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.
Слайд 10

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в

вышивке X века.

Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".

Слайд 11

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они

открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.

Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Слайд 12

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Слайд 13

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.

Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...
Слайд 14

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов,

единорогов.
Слайд 15

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще

называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей.

“Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Слайд 16

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.

Белый цвет

связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 17

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.

Слайд 18