Содержание
- 2. Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о себе. Что представляет
- 3. Понятие Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем. Это глобальное
- 4. Само Название Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй - русский. Слова шаманизм и шаман приняты
- 5. Время возникновение В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано
- 6. Особенности шаманизма Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону: Шаман является
- 7. Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в бубен (или играет на специальном
- 8. Шаманизм в Восточной Азии Шаманизм в Китае — это религиозный институт в Древнем Китае эпохи династии
- 9. Функции шаманов В «Чжоу ли» спирит-медиумы определяются как служащие отделения призывателей, возглавляемые «Великим Инвокатором». Всего, кстати,
- 10. Функции шаманов У Наньу и нюу имели разные функции. Итак: Наньу: Были ответственны за ритуалы с
- 11. Национальные и региональные формы шаманизма Алтайский шаманизм Азербайджанский шаманизм Бурятский шаманизм Корейский шаманизм Кыргызский шаманизм Мансийский
- 12. Алтайский шаманизм Особенности учения Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих
- 13. Обряд камлания Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов, называется камланием. По ходу
- 15. Скачать презентацию
Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных
Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных
Понятие
Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем.
Понятие
Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем.
В настоящее время различают такие национальные и региональные формы шаманизма как Алтайский, Бурятский, Тувинский, Чукотский, Якутский, а также шаманизм в Корее и Перу.
Шаманизм — это естественная политеистическая религия, где природные явления, такие как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и прочие, персонифицируются в виде божеств. В шаманском мировоззрении все в мире обладает душой: люди, животные, насекомые, растения и неодушевленные предметы — а все души объединены в Целое. Магия шамана направлена на обнаружение связей между частями, на объединение сознаний. Понимание своей причастности к Вселенной уравновешивает всех и каждого с миром, рассеивает страхи и сомнения, избавляет от чувства несправедливости. Человек, ощущающий связь с миром, чувствует широту и мощь своего потенциала под защитой высших сил.
Само Название Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -
Само Название Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -
Время возникновение
В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых
Время возникновение
В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых
Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона
Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона
Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы:
встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
доставить душу умершего к её новому пристанищу;
наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).
Шаманизм в Восточной Азии
Шаманизм в Китае — это религиозный институт в
Шаманизм в Восточной Азии
Шаманизм в Китае — это религиозный институт в
Шаманский комплекс начал зарождаться ещё в эпоху неолита. Для общества того времени был характерен тотемизм. Об этом свидетельствуют находки вроде фигурки из пещеры Шакотунь, которая изображает человека с головой тигра. Так же в пример можно привести изображения рыб-людей на баоньских сосудах. Шаманы, скорее всего, одевали шкуры тотемного животного в попытке им стать, и в этом они мало чем отличаются от современных шаманских общин. Их техники так же основывались на вхождение в транс посредством танцев, музыки. Поэтому их вполне можно называть шаманами, в том смысле, в котором это слово используется сейчас.
Функции шаманов
В «Чжоу ли» спирит-медиумы определяются как служащие отделения призывателей, возглавляемые
Функции шаманов
В «Чжоу ли» спирит-медиумы определяются как служащие отделения призывателей, возглавляемые
Согласно Сан Ижан, спирит-медиумов можно разделить на 3 группы: сыу, наньу и нюу. Сыу — лидеры офиса шаманов, занимающие ранг чжонши. У каждого из них были свои слуги. Сыу не были спирит-медиумами как таковыми, они имели только управленческие функции. Управляя штатными спирит-медиумами, они направляли последних:
во время засухи устраивать ритуалы вызова дождя.
во время серьёзных катастроф в стране проводить долгие практики-ритуалы.
в погребальных ритуалах вызывать духов.
Также они имели следующие функции:
во время официальных жертвоприношений они держали родовые таблички, одежду и ящик с жертвенной едой.
во всех официальных церемониях они находились у места, где сжигались приношения. В последних двух перечисленных действиях наньу и нюу не принимали участия. Таким образом, сыу сравнимы с остальными чиновниками отделения Инвокаторов; они являлись официальными лицами, а не рядовыми спирит-медиумами, причём имели над последними власть. Их функции никак не касаются религиозных практик, их задачей была ответственность за проведение ритуалов, а не их исполнение. Это оказало, как мне кажется, оказало значимое влияние на дальнейшую историю Китая, так как, можно сказать, сыу были представителями жречества, однако они не могли образовать касту (а, следовательно, ограничить власть императора) — они одновременно были и чиновниками.
Функции шаманов У
Наньу и нюу имели разные функции. Итак: Наньу:
Были ответственны
Функции шаманов У
Наньу и нюу имели разные функции. Итак: Наньу:
Были ответственны
Из главного храма они зимой выпускали стрелы по 4 м направления, метясь в злых духов, после чего сопровождали их прочь.
Весной они совершали воззвания и накладывали запреты так, чтобы отпугнуть болезни и беды.
Во время траура исполняли обряды перед императором.
Выступали в роли целителей.
Нюу:
Участвовали в ежегодных ритуалах очищения.
Проводили ритуалы вызова дождя во время засух.
Во времена катастроф в стране они молились и пели.
Во время траура исполняли обряды перед императрицей.
Во время похорон под руководством Сыу мужчины или женщины У(это не известно) вызывали духов смерти.
Важным фактом является то, что заклинатели (к которым можно отнести и Сыу) всегда сопровождали либо руководили ритуалами, которые проводили У. Отсюда можно заключить, что их функции были взаимозависимыми. заклинатели отвечали за технику ритуала, за его зрелищность проведения. Их функции исключительно жреческие.
Так же стоит обратить внимание на то, что шаманы имели связь с негативными материями, ужасающими и злыми духами, боролись с разного рода энергетическими загрязнениями.
Итак, как это видно, Наньу и Нюу отправляли совершенно разные ритуалы. Если посмотреть внимательно, то практики мужчин в целом можно окрестить словом экзорцизм. Это подтверждает и техника исцеления больного — шаманы собственно не лечил, но изгонял из тела злого духа, духа болезни.
Национальные и региональные формы шаманизма
Алтайский шаманизм
Азербайджанский шаманизм
Бурятский шаманизм
Корейский шаманизм
Кыргызский шаманизм
Мансийский шаманизм
Тувинский
Национальные и региональные формы шаманизма
Алтайский шаманизм
Азербайджанский шаманизм
Бурятский шаманизм
Корейский шаманизм
Кыргызский шаманизм
Мансийский шаманизм
Тувинский
Хакасский шаманизм
Чукотский шаманизм
Якутский шаманизм
Шаманизм в Перу
Шаманизм в Сибири
Алтайский шаманизм
Особенности учения
Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет
Алтайский шаманизм
Особенности учения
Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет
Особые люди называются камами. Считается, что они обладают передающимся по наследству даром лечить людей при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
Камы появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя своё становление под покровительством духов, (а также под присмотром опытных камов) получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.
Обряд камлания
Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов,
Обряд камлания
Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов,
Для общения с духами кам мог уходить в другой мир — например, подземный. В путешествии по подземному миру кама сопровождает помощник — зверь кер-тютпа. Кер-тютпа также забирает души умерших, проводя их по подземному миру.
После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в обычного человека, и его уже ни о чём не спрашивают.
Одним из мест камлания на Алтае была большая поляна недалеко от слияния рек Катунь и Сема. Сейчас в этом месте находится Горно-Алтайский ботанический сад, рядом — село Камлак (Республика Алтай, Шебалинский район).