Шишкин Иван Иванович (1832-1898) Великий русский художник

Содержание

Слайд 2

Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И.

Краткая биография


Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника,

И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Слайд 3

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа


С особой охотой художник пишет породы самые мощные и

крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889. Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Слайд 4

Дубы. Этюд 1865 г.

Дубы. Этюд 1865 г.

Слайд 5

Утро в сосновом лесу, 1889 г.

Утро в сосновом лесу, 1889 г.

Слайд 6

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей,

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей,

но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Утро в сосновом лесу

Слайд 7

Лесное кладбище, 1893 г.


Лесное кладбище, 1893 г.

Слайд 8

На картине изображена болотистая местность: поваленные деревья заросли толстым слоем древесного

На картине изображена болотистая местность: поваленные деревья заросли толстым слоем древесного

мха, и между ними – редкие старые сосны, словно гости на могилах своих предков. Освещенные солнцем, хвоя и изумрудный мох зеленеют и золотятся. Но ощущение старости природы углубляют изображенные тут и там пни, опущенные ветви деревьев, изъеденная кора с белесым налетом.

Лесное кладбище

Слайд 9

«На севере диком стоит одиноко…», 1891 г. по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва

«На севере диком стоит одиноко…», 1891 г.
по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва

Слайд 10

Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно

Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно

указал на ее источник. Это художественное произведение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Заказчиком был петербургский издатель П. П. Кончаловский.
Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

На севере диком стоит одиноко…

Слайд 11

Корабельная роща, 1898 г.

Корабельная роща, 1898 г.

Слайд 12

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной

густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Первое впечатление от картины - это величавое спокойствие и невозмутимость. И. Шишкин написал ее, не ища тех переменчивых эффектов - утра, дождя, тумана.

Корабельная роща

Слайд 13

Рожь, 1889 г.

Рожь, 1889 г.

Слайд 14

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году

Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году

в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно. Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания.

Рожь

Слайд 15

Дубки, 1886 г.

Дубки, 1886 г.

Слайд 16

Зима, 1890 г.

Зима, 1890 г.

Слайд 17

Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение,

Достаточно одного взгляда на полотно,
чтобы почувствовать красоту зимы ее умиротворение, холодное

спокойствие и по-своему праздничную и торжественную атмосферу. На переднем плане видна заснеженная лесная поляна.
Возникает ощущение, что недавно прошла буря. Особое внимание стоит обратить на задний план. Там виды сосны, уходящие вдаль. Это дает понять, что лес очень большой, он раскинулся на многие километры.

Зима

Слайд 18

Лес вечером, 1869 г.

Лес вечером, 1869 г.