Современная религиозная философия Группа 1405 Тюрина Бычкова

Содержание

Слайд 2

Религия и философия как исторические типы мировоззрения Мировоззрение представляет собой систему

Религия и философия как исторические типы мировоззрения
Мировоззрение представляет собой систему

взглядов, идей, убеждений человека о мире и своём месте в нём. Философское знание является знанием мировоззренческим. Вместе с тем не любое мировоззренческое знание есть знание философское.
Мифология - совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нём человека. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.
Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.
Слайд 3

Главные учения современной западной религиозной философии 1)неотомизм 2)тейярдизм 3)неопротестантизм 4)персонализм 5)теология протестантизма

Главные учения современной западной религиозной философии

1)неотомизм
2)тейярдизм
3)неопротестантизм
4)персонализм
5)теология протестантизма

Слайд 4

Неотомизм как официальная философия современной католической церкви Течение современной католической философии,

Неотомизм как официальная философия современной католической церкви

Течение современной католической философии,

базирующееся на учении Фомы Аквинского получило статус официальной философской доктрины Ватикана.
Неотомизм - это современная версия томизма, начало которого относится к 1879 году
Программным документом неотомизма являются «24 тезиса», опубликованные в 1914 Пием X, где были изложены основные идеи-догматы по всем главным разделам философии.
Неотомизм, являясь видом томизма, унаследовал все черты рода (гносеологический дуализм, экуменизм, иерархичность мира, креационизм, свобода воли, теодицея, провиденциализм и другие).
Слайд 5

Экуменизм как идеология всехристианского единства, основывается в уважении ко всему тому

Экуменизм как идеология всехристианского единства, основывается в уважении ко всему тому

в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической вере
Провиденциализм представляет собой историко-философский метод, основанный на рассмотрении исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Креационизм описывает теологические и мировоззренческие концепции, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Слайд 6

Таким образом, неотомизм - это наиболее разработанная философская доктрина современной католической

Таким образом, неотомизм - это наиболее разработанная философская доктрина современной католической

церкви, ядро неосхоластики. Её виднейшими представителями являются Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Веттер, К. Войтыта (папа Римский Павел).
Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме - не антиподы, а два потока, два способа достижения одной и той же цели - познания бога. Высшим актом веры является божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера - это божественная подсказка",
Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия - более высокая ступень рационального познания.. Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.
Слайд 7

Синтез современной науки и религии в философии П.Тейяра де Шардена Фигура

Синтез современной науки и религии в философии П.Тейяра де Шардена

Фигура Тейяра

де Шардена уникальна: ему удалось проявить себя одновременно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несовместимых между собой представлений.
Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. По его мнению, в будущем наука и религия окажутся тесно взаимосвязанными в единстве человеческого познания
Для Тейяра "религия и наука - две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта незнания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции".
Слайд 8

С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. По мнению Тейяра,

С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. По мнению Тейяра,

она не может остановиться в своем развитии, ибо она есть часть эволюции. Её шедевры - это мысль, личность, многоединство сознаний. Распространение мысли и силы человека по Земле, его "планетизация" - это залог будущего. Тейяр верит в то, что всё развитие науки, техники, социальных систем ведёт к этой высшей духовной точке.
Учение Тейяра де Шардена о переходе человечества к "точке Омега" является, по существу, одним из вариантов хилиастического толкования истории. Правда, "точка Омега" есть для него уже выход за пределы собственно истории. "Принятие Бога в сознание самой ноосферы, - говорит он, - слияние кругов с их общим Центром не является ли откровением "Теосферы"?
Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой". Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть "точка Омега".
Слайд 9

Омега представляет собой, с одной стороны, то, что восточные богословы называли

Омега представляет собой, с одной стороны, то, что восточные богословы называли

"соборностью" - единение без смешения, слияние без поглощения. С другой стороны. Омега это Нечто и в то же время "Некто, действовавший с самого начала эволюции. Эволюция - это поток, становление, гибель и рождение. То, что движет её, должно быть "независимым". Оно не рождается в эволюции, а "наличествует всегда". Омега стоит вне времени. Это - Начало трансцендентное, надмирное. Омега - это Бог.
"Двигателем сознательной жизни, - говорит Тейяр, - может быть только Абсолютное, то есть Божественное. Религию можно было понимать как простое утешение, как "опиум". На самом же деле её подлинной задачей является поддержка и пробуждение прогресса жизни".