Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

История развития Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной

История развития

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной

Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной.
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Слайд 3

Основные проблемы философии средневековья 1. Отношение к природе в Средние века

Основные проблемы философии средневековья

1. Отношение к природе в Средние века
2. Человек

– образ и подобие Божие
3. Проблема души и тела
4. Проблема самосознания
5. Память и история. Сакральность исторического бытия
6. Проблема универсалий
Слайд 4

Отношение к природе в Средние века В Средние века формируется новое

Отношение к природе в Средние века

В Средние века формируется новое воззрение

на природу.
она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности. основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души.
природные явления выступают в основном в качестве символов, указывающих на иную, высшую реальность и отсылающих к ней; а это – реальность религиозно-нравственная.
Слайд 5

Человек – образ и подобие Божие. Предпосылки: - Первая – это

Человек – образ и подобие Божие.

Предпосылки:
- Первая – это библейское определение

сущности человека как «образа и подобия Божьего» – откровение, не подлежавшее сомнению.
- Вторая разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного».
Слайд 6

Человек – пришелец из иного мира – из рая – и

Человек – пришелец из иного мира – из рая –

и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное,– но он сродни не только им, но и Богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек – царь природы, венец творения и т. п.
Слайд 7

Проблема души и тела. Согласно христианскому вероучению, Сын Божий – Логос,

Проблема души и тела.

Согласно христианскому вероучению, Сын Божий – Логос, или

Иисус Христос, воплотился в человека, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение.
Догмат воскресения во плоти. В отличие от прежних, языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела (как у Платона), средневековое сознание убеждено в том, что человек – когда исполнятся времена – воскреснет целиком, в своем телесном облике, ибо, согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела.
Слайд 8

Проблема самосознания человек знает добро, однако же воля его не подчиняется

Проблема самосознания

человек знает добро, однако же воля его не подчиняется ему,

и он делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобрял одно, – пишет Августин,– а следовал другому...»
наше знание о собственном существовании, то есть наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании
в Средние века начался процесс формирования понятия «Я», ставшего отправным пунктом в рационализме Нового времени.
Слайд 9

Память и история. Сакральность исторического бытия В Средние века на место

Память и история. Сакральность исторического бытия

В Средние века на место «священного

космоса» древних встает «священная история».
Ожидание конца истории, то есть эсхатологическая (греч. eschatos – предельный, конечный) установка средневекового мышления приковывала внимание философов к постижению смысла истории, которая теперь превращалась как бы в подлинное бытие, в отличие от реальности природной.
Слайд 10

Ожидание конца истории, то есть эсхатологическая (греч. eschatos – предельный, конечный)

Ожидание конца истории, то есть эсхатологическая (греч. eschatos – предельный, конечный)

установка средневекового мышления приковывала внимание философов к постижению смысла истории, которая теперь превращалась как бы в подлинное бытие, в отличие от реальности природной.
Интерес к истории как подлинной сакральной реальности, соединенный с пристальным вниманием к жизни человеческой души, к “внутреннему человеку”, дал толчок к анализу памяти – способности, которая составляет антропологическую основу исторического знания.